Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СССР в системе послевоенных международных отношений; начало «холодной» войны⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
СССР в послевоенном мире. Поражение Германии и ее сателлитов в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой, по словам Молотова, не должен был теперь решаться ни один вопрос международной жизни. В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет экономической взаимопомощи. Для военно-политического сотрудничества вначале был создан Координационный комитет, а затем, уже в 1955 г. - Организация Варшавского договора. 50. Особенности развития науки, культуры, духовной жизни страны в середине 40-х - начале 50-х годов XX века. Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве. Требования к работам творческий интеллигенции нашли отражение в постановлениях ЦК партии второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. В числе первых появилось постановление «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» (1946 год). В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко и других советских литераторов. На рубеже 40–50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них, наряду с представителями науки, принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г. Ф. Александрова по истории западноевропейской философии, принял участие член Политбюро ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии». В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были наполнены воинствующими статьями. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества. Либерализация общественно-политической жизни во 2-й половине 50-х годов дала мощный импульс для развития литературы и искусства. Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. 51. Общественно-политическая жизнь и социально-экономическое развитие СССР в 1953 - 1964 гг. Приоритетным направлением экономики для Хрущева было сельское хозяйство, в котором он считал себя специалистом. Сентябрьским (1953 г.) Пленумом ЦК были намечены меры по подъему сельского хозяйства: списана задолженность с колхозов, в три раза повышены закупочные цены, снижен налог с личного приусадебного участка, проведена паспортизация колхозников. Но основной упор делался на экстенсивные факторы: с 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая, Южного Урала, что потребовало огромных финансовых вложений. Освоение приблизительно 40 млн гектаров новых земель позволило добиться быстрого (хотя иногда и кратковременного) и заметного результата: к концу десятилетия валовой сбор зерна увеличился на 40 %. 58.«Новое политическое мышление» во внешнеполитической деятельности СССР». "Новое политическое мышление". Приход Горбачева к власти вначале не предвещал ничего нового в области советской внешней политики. Он по традиции заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных движений. Спустя два месяца после избрания руководителем страны, в мае 1985 г., на праздновании 30-летия Организации Варшавского договора, Горбачев вновь обрушился с резкой критикой на Запад. В 1987 г. оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная "новым мышлением". Она предполагала отказ от идеи раскола мира на две системы; признавала целостность и неделимость мира; отвергала использование силы для решения мировых проблем; объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и т.п. Эти идеи были сформулированы в книге Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", но они не были новыми: их выдвигали еще раньше видные ученые и политические деятели И. Кант, М. Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др. Заслуга Горбачева заключалась в том, что он первым из советских лидеров положил эти идеи в основу внешней политики государства. Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения. В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало новому потеплению в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с тех пор стали ежегодными и приносили весомые результаты. Это позволяло США выдвигать все новые и новые условия, с которыми Горбачев вынужден был соглашаться. Вскоре СССР выразил готовность в значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружений. Летом 1991 г. СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия. Распад социалистической системы. Перемены в социалистических странах Восточной Европы начались в 1987 году. Под давлением Горбачева произошло частичное обновление их руководства, демократизации. В 1989 г. начался вывод советских войск из государств Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и "бархатных революций" произошла смена руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В конце 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Наиболее серьезные перемены произошли в ГДР, где после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989 г.) пала Берлинская стена и стали нарастать призывы к объединению Германии. Руководство ФРГ было готово пойти на серьезные уступки для обеспечения германского единства. США и ФРГ были согласны обсуждать вопрос о нейтралитете единой Германии (что предполагало и ее выход из НАТО). Но от них этого никто не потребовал. Летом 1990 г. Горбачев согласился на объединение Германии и ее пребывание в НАТО. Он полагал, что, идя навстречу по желаниям Запада, укрепит и свое пошатнувшееся положение в СССР. Но "обвал" Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи весной 1991 г. еще сильнее ударил по советским интересам и усилил критику политики Горбачева внутри страны. Отношения со странами "третьего мира". Главной среди региональных проблем оставалась для СССР война в Афганистане. Требовалось остановить ее любой ценой. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод из этой страны почти 100 тыс. советских солдат и офицеров (всего через войну в этой стране прошло 620 тыс. советских военнослужащих, из которых 14,5 тыс. было убито, 53,7 тыс. - ранено). Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. При содействии Советского Союза из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы - кубинские войска. Это сняло последние препятствия для решения вопроса об урегулировании отношений с Китаем. В 1989 г. состоялся визит Горбачева в КНР, в ходе которого было объявлено о нормализации двусторонних отношений. По мере ухудшения экономической ситуации в СССР значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам, составившей в 1986-1989 гг. 56 млрд. инвалютных рублей (93,3 млрд. долларов). Под давлением США Советский Союз был вынужден не только отказаться от поддержки режимов в Ливии и Ираке, но и одобрить военные действия стран Запада во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., а также присоединиться к блокаде Ливии. Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений СССР с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем. Результаты и последствия политики "нового мышления". Политика "нового мышления" имела противоречивые результаты и последствия. С одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. Не только на Востоке, но и на Западе стали говорить о завершении "холодной войны". Участились контакты между простыми людьми. Начался процесс сокращения и уничтожения не только обычных, но и ядерных вооружений. Оздоровилась обстановка в целом ряде регионов, где долгие годы США и СССР поддерживали враждующие политические силы - в Афганистане, Индокитае, на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Западной Африке, Центральной Америке. Вместе с тем "новое мышление" имело и оборотную сторону. Из "холодной войны" вышел лишь один победитель - Запад во главе с США. Другой ее участник - СССР и "восточный блок" - не просто потерпел поражение, но и прекратил свое существование. Это привело к распаду биполярной системы международных отношений, на которой долгие годы базировалась стабильность в мире. Искушение для США воспользоваться этой новой ситуацией для укрепления своих позиций в мире было слишком велико, чтобы они ее не использовали. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН. В результате под угрозой оказалась сама ялтинско-потсдамская система международных отношений. А это, в свою очередь, таило в себе угрозу нового передела мира на "сферы влияния". Как свидетельствует история, без войны это еще никогда не происходило. 59. Суверенная Россия: становление новой российской государственности и экономики. Отправной точкой формирования российской государственности является 12 июня 1990 г. когда I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию, определяющую РСФСР как “суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”. Провозглашался приоритет российских законов над законами СССР. Через год, 12 июня 1991 г., на всенародных выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом РСФСР. Во время августовского 1991 г. путча руководство РСФСР возглавило сопротивление ГКЧП и после срыва попытки переворота контроль над силовыми структурами (армией, МВД и др.) перешел фактически к Ельцину и его соратникам. В этот период источниками права являлись как российские нормативно-правовые акты, так и правовые нормы бывшего СССР, действовавшие до принятия соответствующих российских актов. Важно отметить, что развернувшееся формирование российского государственного механизма происходило в условиях отсутствия или неэффективного функционирования новых органов власти. Ситуация осложнялась тем, что одновременно с формированием государственности шло становление новых общественных отношений. Немедленно обнаружились пробелы в правовом регулировании важных сторон государственной и общественной жизни. Важнейшим источником права в этот сложный переходный период становятся указы, издаваемые Президентом Российской Федерации. По этой причине Съезд народных депутатов РСФСР принял Постановление № 1831-1 от 1 ноября 1991 года, расширившее законодательные полномочия Президента. В соответствии с Постановлением Президент РСФСР получал право издавать указы в случае пробелов или противоречий в законодательном регулировании банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения и деятельности органов исполнительной власти. При необходимости он мог и изменять устаревшие нормы. При этом был четко определен круг вопросов, за пределы которого полномочия Президента не должны были выходить. Однако на практике Президент издавал указы по всем предметам ведения Российской Федерации, зачастую вторгаясь в сферу законодательных полномочий Верховного Совета РСФСР. После Беловежского соглашения, упразднившего СССР и провозгласившего образование СНГ, 17 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление “О денонсации Договора об образовании СССР”, а 25 декабря 1991 г. изменил наименование государства на новое - Российская Федерация (Россия). Начавшиеся радикальные экономические преобразования вызывали значительное недовольство политикой руководства РФ, население теряло доверие к властям. В условиях разрыва хозяйственных связей, стремления регионов выходить из кризиса собственными силами мог произойти развал России. Сепаратизм территорий фактически был поощрен заявлением Ельцина, предложившего субъектам РФ “взять суверенитета столько, сколько кто может”, что привело к напряженности между центром и регионами. Практически все автономии объявили о своем суверенитете. 31 марта 1992 г. с большим трудом был подписан Федеративный договор (кроме Чечни и Татарстана). Он определил характер взаимоотношений между субъектами РФ и центром, разграничил предметы ведения и полномочия Москвы и регионов. Между ветвями власти возник острый конфликт. В декабре 1992 года Верховный Совет лишил Б. Ельцина «дополнительных полномочий». Ответом со стороны Президента в марте 1993 года стали Указы «О деятельности исполнительных органов для преодоления кризиса власти» и «О мерах по предотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций». Развернулась работа по подготовке проекта новой Конституции, предусматривающей сильные президентские полномочия. Обострение противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти привело к известной монополизации власти Президентом РФ на основании Указа от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ противоречил действующему законодательству по 10 пунктам, что дало основание Конституционному Суду РФ в ночь с 21 на 22 сентября классифицировать случившееся как государственный переворот. Этим Указом была прекращена деятельность Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, прерваны заседания Конституционного Суда Российской Федерации и начат процесс формирования нового представительного органа государственной власти - Федерального Собрания. В сентябре принимается блок важнейших указов этого периода: «Положение о федеральных органах власти на переходный период» и «Положение о выборах депутатов Государственной Думы». Принятие указов означало ликвидацию советской системы, которая приняла характер острого вооруженного противостояния в столице (события 3-4 октября 1993 года). С нормализацией обстановки, в начале октября 1993 года, принимается важнейший Указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы» (№ 1609). В соответствии с Указом все правовое регулирование отнесенных к ведению Съезда и Верховного Совета вопросов вплоть до созыва Федерального собрания осуществляется Президентом. Таким образом, в период с сентября 1993 года по 12 декабря 1993 года в стране фактически действовало президентское правление. Основным источником права являлись указы Президента. Политические оценки произошедших изменений являются дискуссионными. Однако следует иметь в виду, что указами Президента была сломана устаревшая политическая система и создана юридическая база дальнейших политических реформ. В конце ноября и начале декабря 1993 года были изданы Указы Президента «О государственном гербе РФ», «О государственном флаге РФ», «О государственном гимне РФ». 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Федеральное собрание Российской Федерации и референдум по новой Конституции России, которая была одобрена большинством избирателей. По итогам выборов места в Государственной Думе первого созыва распределились следующим образом: «Выбор России» – 96, ЛДПР – 70, КПРФ – 65, Аграрная Партия – 47. Кроме этого депутатские мандаты получили представители движений «Женщины России» и ЯБЛоко, Партии российского единства и согласия, Демократической партии России. Совет федерации пополнился за счет представителей национальных и региональных элит, он приобрел большой вес и создал предпосылки для будущего перемещения политического влияния из центра на места. 11 января 1994 г. новый российский парламент приступил к работе. Период становления государственности в Российской Федерации завершился. В декабре 1995 г. прошли выборы в Государственную Думу второго созыва. Победу на них одержала Коммунистическая Партия РФ получившая 36% мест. 12% завоевало проправительственное общественно-политическое движение «Наш дом – Россия». 11% - ЛДПР, 10% - блок ЯБЛоко. Состав Думы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность в стране, вызванная, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Здесь развернулись вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В декабре 1994 г. на территорию Чечни, стремившейся выйти из состава России любимы средствами, были введены федеральные вооруженные силы. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. когда из мятежной Чечни были выведены российские войска, а в республике проведены президентские выборы. В 1996 г. состоялись очередные выборы Президента России. Первый тур выборов состоялся 16 июня. Основная борьба развернулась между Б.Н. Ельциным и лидером коммунистов Г.А. Зюгановым. Они и вышли во второй тур, который состоялся 3 июля 1996 г. За Ельцина проголосовали 55% избирателей, за Зюганова – 40,7%. Победа Ельцина означала неизменность прежнего курса России. Весь период работы Государственной Думы второго созыва продолжалось противостояние Президента Ельцина и его сторонников и оппозиционных ему депутатов. Ситуация осложнялась частыми болезнями главы государства и многочисленными сменами глав правительства. После отставки В.С. Черномырдина весной 1998 г. кабинет министров возглавляли: С.В. Кириенко (с марта 1998 г.), Е.М. Примаков (с сентября 1998 г.), С.В. Степашин (с мая 1999 г.). С августа 1999 г. Правительство стал возглавлять В.В. Путин, до этого занимавший должность директора Федеральной службы безопасности РФ. Значительным потрясением для страны стало вторжение в августе 1999 г. отрядов чеченских боевиков, поддерживаемых международными террористами, в Дагестан и взрывы террористами жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Федеральные силы вновь были введены на территорию Чечни для уничтожения сил террористов. Новая операция превратилась в полномасштабную войну с многочисленными жертвами. Активные боевые действия в Чечне завершились к лету 2000 г., но боевики перешли к тактике партизанской войны. На состоявшихся 19 декабря 1999 г. выборах в Государственную Думу Третьего созыва большинство мест получила КПРФ. Немного отстало Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»), поддерживаемое Кремлем и Правительством. В новую Думу вошли: блок «Отечество - Вся Россия», Союз правых сил, ЛДПР и ЯБЛоко. 31 декабря 1999 г. за 6 месяцев до истечения срока полномочий первый Президент России Б.Н. Ельцин ушел со своего поста, назначив исполняющим обязанности Президента РФ В.В. Путина. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные президентские выборы, на которых с большим отрывом от главного соперника лидера КПРФ Г.А. Зюганова, уже в первом туре победил В.В. Путин. Правительство возглавил М.М. Касьянов. Активная и сбалансированная внутренняя политика В.В. Путина способствует сохранению высокого уровня доверия Президенту, поддержке его инициатив по реформированию вертикали власти. В том числе, введению системы семи федеральных округов, изменению принципа формирования Совета Федерации. Российское общество в целом стало отличать большее единство. 60. Россия в начале XXI века. Модернизация общественно-политических отношений на современном этапе. Место России в мировом сообществе. Общая характеристика экономической, социально-политической и культурной ситуации.Президентские выборы 2000 г. и победа В.В. Путина. Курс на политическую стабильность. Меры по централизации власти: указ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», лишение губернаторов права представительства в Совете Федерации (май 2000 г.). Коренное изменение системы губернаторской власти в 2004 г.: введение вместо непосредственных выборов населением, порядок утверждения губернаторов парламентами регионов по представительству Президента РФ. Партийное строительство, создание на основе блока «Единство» и ОВР партии «Единая Россия» (2001 г.). Выборы в Государственную думу 4-го созыва (декабрь 2003 г.) и победа «Единой России» (37,6%). Президентские выборы 2004 г. и убедительная победа В.В. Путина (71,3%) – отражение политической стабилизации в стране. Внесение изменений в избирательное законодательство в 2007–2008 гг. и усиление контроля над политическим процессом со стороны исполнительной власти. Социально-экономическое положение РФ в период 2001–2008 года. Укрепление экономики страны в «нулевые годы»: снижение темпов инфляции и сокращение безработицы, рост реальных денежных доходов населения (с 2000 по 2008 г. в 2,5 раза). Попытки решения демографической проблемы. Сохранение обще ориентации экономики России на развитие сырьевого сегмента и экспорт сырья (преимущественно – энергоносителей). Президентские выборы 2008 г. Избрание Д.А. Медведева, его политическая и экономическая программа. Принцип четырех «и», изложенный в выступлении на V экономическом форуме в Красноярске (февраль 2008 г.): институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Инновационная политика как государственный приоритет. Модернизация общественно-политических отношений.
Date: 2015-07-22; view: 3071; Нарушение авторских прав |