Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебная ситуация и проблемы мотивации учения





Деятельность достижения универсальна, поэтому актуально изучение ее мо­тивации. Учебная ситуация - это ситуация достижения, и механизмы мотивации в ней те же.

Учебная ситуация - единица анализа проблем мотивации учения. Учение че­ловека всегда идет в контексте конкретных учебных ситуаций. Содержание учеб­ной ситуации следующее: предмет освоения, субъект учения, учебная деятель­ность, учитель.

Предмет освоения - это система знаний о том или ином аспекте действи­тельности, орудие и система действий по его использованию, система умственных действий и операций, которые подлежат освоению в процессе обучения.

Субъект учения это ученик, который 1) находится в состоянии направлен­ности на освоение предмета; 2) обладает определенными предпосылками для это­го освоения (это сформированные ранее психологические системы регуляции дея­тельности, в том числе и сформированные мотивационные механизмы, сущест­вующие задатки и способности, психофизиологическую, психическую и социаль­ную зрелость для овладения той или иной деятельностью).

Учебная деятельность - то средство, благодаря которому ученик распредме-чивает идеальное содержание, заложенное в предмете освоения. Учебную дея­тельность можно определить как специально организованную активность субъек­та учения, направленную на распредмечивание и усвоение содержания предмета освоения. Отличительной чертой учебной деятельности, в отличие от освоенной, является а) ожидаемый продукт состоит в изменении не материального предмета, а самого человека, он приобретает новые знания, качества; б) ученик не в состоя­нии самостоятельно регулировать свою деятельность, так как у него еще не сфор­мированы соответствующие структуры. Следовательно, необходим учитель.

Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность уче­ника по освоению предмета. Функции учителя: мотивация ученика, планирова­ние, контроль и коррекция его деятельности.

Учебная ситуация и ее компоненты.

       
 
   
Субъект-субъектные отношения
 

 


 


Некоторые практические вопросы организации и мотивации учебной деятельности.

В ситуации учения взаимодействуют два фактора: деятельность учения и личность ученика. Деятельность учения - это процесс организации учения, пред­мет освоения и учитель. Личность ученика- это ребенок с его запросами, интере­сами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения. Поэто­му мотивация учения складывается из двух направлений работы: 1) "расконсер­вирование" мотивационного потенциала самого процесса учения, 2) раскрытие потенций личности.

Реализация гуманистического подхода к обучению - это такая органи­зация его процесса, когда у личности раскрываются все ее потенции, включается внутренняя мотивация, самодетерминация, обеспечивающие полноценное ее раз­витие. Вопрос в том, с какой стороны - от деятельности и ее организации или от личности и формирования ее установок - строится процесс мотивирования.

Стремление учиться заложено в природе человека. Учение является дея­тельностью с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как соци­альному- в качестве средства социализации и включения в социум, в психологи­ческом плане- только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над со­бой, окружающей средой и в конечном счете самоутверждает свою сущность. Учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для человека сам факт приобретения чего-то нового в себе высту­пает как величайшая награда. Это то, что касается мотивационного потенциала деятельности учения как таковой.

Личность имеет две ведущие мотивационные системы: внешней и внутрен­ней мотивации.

Система внешней мотивации связана с инструментальной деятельностью и внешней системой контроля. При работе этой системы повышение сложности си­туации ведет к росту напряженности, которую организм стремится снять. Когда цель инструментальной деятельности достигнута, возникает состояние удовле­творения и релаксации.

Система внутренней мотивации - это система самодеятельности и внутрен­него контроля, поиска напряжения и трудностей сопровождаемых интересом и воодушевлением. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и апа­тии, чего человек всегда стремится избегать. У психически здорового и зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней. Система обучения должна быть таковой, чтобы пол­ноценно реализовывать задачу развития двух ведущих систем личности.

Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней моти­вации, что приводит к ее атрофированию.

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельно­сти, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотиваци-онного потенциала личности ученика.

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как
характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказыва­
ется на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учите­
ля, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает си­
туацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А
выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его
результаты.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация при­
менения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внут­
реннюю мотивацию.

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений
ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и
быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важ­
ная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выра­
женности и осознанности этой способности является одним из показателей соци­
альной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой
потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более
и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотива­ция. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мел­кие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективно­му планированию будет более безболезненным.

4. Урок следует организовать так чтобы ученику было интересно от самого
процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе
должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес
и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
Об организации таких уроков писал Амонашвили.

5. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы
ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений
учеников. Хайнц Хекхаузен говорит о том, что важнейшую роль в формировании
мотивации играют эталоны, с которыми человек сравнивает полученные резуль­
таты деятельности. Их роль выполняют личные стандарты достижений. Личные
стандарты вырабатывает для себя сам ученик. Но такой же стандарт относительно
достижений своих подопечных формирует и учитель. Он может быть ориентиро­
ван на усредненные общественно-ориентированные абсолютные нормы (боль­
шинство сегодняшних учителей) или на индивидуально относительные нормы.
Вторая модель работает так: учитель ставит перед каждым учеником индивиду­
альные задания, ориентированные на его возможности, цели. Ученик или выбира­
ет эти цели, или ставит их перед собой самостоятельно, или вырабатывает их со­
вместно с учителем в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным нормам
учитель и сам ученик оценивают полученные результаты. Так как эти нормы со­
ответствуют возможностям ученика и нередко им самим и установлены, то итоги
объясняются внутренне контролируемыми причинами (усилиями, старанием). Та­
кой характер объяснений при наличии ответственности за выполняемое дело соз­
дает высокую мотивацию и интерес к учению. Учитель поощряет и подкрепляет
достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же
собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуаль­
ными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание
привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - опти­
мальная мотивация и успешная учеба.

6. Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель дол­
жен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.
То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к
педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессио­
нализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

7. Использование мотивационного тренинга или курсов развития и измене­
ния мотивации. Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным
представлением человека о целях деятельности и трудностях их достижения, о
самом себе и своих способностях, об уровне своих результатов и возможных при­
чинах их получения. Эти представления человека или "когнитивные оценки чело­
века" относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно воздейство-вать, их можно изменять и как результат - корректировать процесс мотивации.

Например, программа мотивационного тренинга Хекхаузена построена на формирова­нии у учеников "чувства причастности" к тому делу, которое они выполняют. Это чувство складывается из следующих компонентов:

-постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;

-адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон;

-вера в эффективность собственной деятельности;

-получение обратной связи о достижении цели;

-переживание ответственности за свои действия и их последствия.

Проблема мотивации учебной деятельности является актуальной для любого педагога. Однако степень этой актуальности для всех разная – от полнейшего безразличия до излишней обостренности. Практически каждый педагог, имеющий значительную практику, знаком с боль­шим количеством учеников, которые не проявляют интереса и желания учиться. Причин тому много: социальная обстановка вокруг этих детей, полнейшее безраз­личие и даже некоторая враждебность к ним обычной школы, ставшая для них уже привычной лень, позиция: "Ай, ладно, всё равно у меня ничего не получится" и многие другие. Объективный, познавательный вывод один - лучше понимать и разбираться в закономерностях поведения человека, особенно в отношении побуждений и их реализации, как свя­зана внутренняя мотивация человека и его социальное окружение и, в целом, в вопросах организации мотивированного обучения школьников.


 

Date: 2015-07-25; view: 823; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию