Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема лекции: «Мотивация учебной деятельности»





ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1-ый учебный вопрос - Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

2-ой учебный вопрос - Мотивация учебной деятельности.

1) мотивация деятельности достижения

2) внешняя и внутренняя мотивация

3) учебная ситуация и проблемы мотивации учения

4) организация мотивации учебной деятельности


1. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖ­НОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в за­рубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходи­мость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С дру­гой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивацион-ных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.

Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время в психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных пози­ций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л.И.Божович и её сотрудники, и последователи длительное время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под на­правленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выде­лены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные са­мой учебной деятельностью.

Исследуя отношение школьников к учению, Л.И.Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого от­ношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную дея­тельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования ус­тойчивости личности есть прежде всего проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Ра­боты Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является её положение о взаимосвязи мотивов с направлен­ностью личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации.

Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскры­вающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мо­тивов: " При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребё­нок, что побуждает его учиться".

В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внима­ние. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов.

Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психоло­гической школы. К.Левин разработавший методику экспериментального изу­чения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К.Левиным в "теории поля" понималась категория мотива. Поведение К.Левин объяснял, исходя из от­ношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе "организм - среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций.

В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

Г.Олпорт в своей книге " Личность" как представитель "персоналистическо-го" направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина челове­ческого поведения.

В теории мотивации Э.Даффи поведение описывается через его направлен­ность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбужде­ние и активность). При определении мотивации необходимо определить актива­цию и её направление.

Д.Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой по­требность определяет ответы организма. Но сама потребность у него тесно связа­на с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физио­логична.

В теории мотивации И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько "языков" мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий, математический. Основываясь на взглядах К.Левина и Э.Толмена Аткинсон рас­сматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых, ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Бёрч рас­сматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий. В теории моти­вации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. По­ведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

Date: 2015-07-25; view: 1358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию