Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переворот Мейдзи в Японии. Реформы 60- 80 г. XIX в. Их роль в развитии конституционной монархии





В октябре 1867 г. в Японии началась так называемая революция Мэйдзи исин (обновление Мэйдзи, просвещенного правления).
Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложилась в самостоятельную политическую силу, то во главе движения оказались низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства, связанные с императорским двором. Борьба за свержение сёгуната велась под лозунгом восстановления власти императора. Был объявлен сбор военных сил, поддерживающих императора.
От имени императора в январе 1868 г. руководители движения объявили о свержении правительства сегуна и образовании нового правительства во главе с императором. Сёгун двинул против них верные ему войска, но они потерпели поражение. В мае 1868 г. сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев - сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.
В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития, о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы.
В сфере экономических отношений были проведены следующие реформы:
• распущены цеховые монополии - упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли;
• провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора профессии и места жительства и др.;
• введено формальное равенство всех сословий перед законом;
• установлено право частной собственности на землю (все владельцы земли
становились ее собственниками);• введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати. Закрылись все внутренние таможни. Вводились единые для всей страны единицы измерения.
В 1872 г. был принят закон о всеобщем начальном образовании.
В политической сфере:
• неравноправные международные договоры были аннулированы;
• армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот - по английскому, была введена всеобщая воинская повинность; самураи сохранили привилегированное право на занятие офицерских должностей.
В сфере государственного управления:
• ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры;
• вместо прежних четырех учреждены три сословия, в состав которых вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; сословие простого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия.
Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное деление по губерниям.

67.(57)Конституция Японии 1889 г. и послеконституционное развитие.

В 1889 г. в Японии была принята Конституция. Она имела своим образцом Конституцию Пруссии 1850 г., одну из наиболее реакционных конституций в Европе. Данная конституция предоставляла императору полноту неограниченной власти, наделяла его законодательной, исполнительной, судебной властью. Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной», правящая династия - «непрерывной на вечные времена». Официальная теория причисляла императора к богам.
Военный и морской министры принадлежали к высшему военному командованию. Они должны были состоять на действительной военной службе. Все наиболее важные вопросы, относящиеся к армии и флоту, докладывались императору начальниками соответствующих штабов, помимо кабинета и даже помимо военного и морского министров.
Японский кабинет не был многочисленным. С одной стороны, он был зависим от императора
и придворной камарильи, с другой стороны, он был почти полностью независим от парламента.
Японский парламент состоял из двух палат. Установленные высокий имущественный и возрастной цензы отстраняли от участия в выборах подавляющую часть населения. У нижней палаты не было инициативы в деле изменения конституции: парламент мог рассматривать только те поправки к конституции, которые исходили от правительства.
По Конституции Японии 1889 г. Законодательная власть принадлежала парламенту. Император был номинальной фигурой. В промежутках между сессиями парламента император подписывал указы, имевшие силу закона, хотя и требовавшие последующего их утверждения парламентом. Кроме того, незначительной была компетенция парламента и в вопросах бюджета: две трети бюджета не зависели от парламента. В 1881 г. возникла первая буржуазная политическая партия Японии. Она была названа дзиюто (либеральная партия) и объединяла в своих рядах по преимуществу мелких помещиков, некоторую часть средней городской буржуазии, кулаков и буржуазную интеллигенцию. В 1898 г. партия была переименована в сейюкай. Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн Мицуи.
Неудачной оказалась попытка создать социалистическую партию. В целях борьбы с рабочим и крестьянским движением были изданы закон «Об охране государства» и императорский указ о запрещении стачек.
Возрастание экономической и военной мощи Японии открывало перед японским империализмом возможность колониальных захватов. В 1872 г. Япония овладела Ликейскими островами. В 1894—1895 гг. Япония вторгается в Китай, захватывает Пескадорские острова и остров Тайвань. В 1904 г. в результате неудачной для России войны Япония захватывает Южный Сахалин. В 1910 г. она овладевает Кореей.
Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась «от имени императора и согласно законам». Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Конституция предусматривала создание особых административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии принадлежало императору так же, как и замена наказания по суду.


 

 

43. Государственная модернизация в Китае. Конституция 1912 года.

В XVII-XIX вв. крупнейшее государство мира Китай оставался феодальной и полуколониальной державой, где правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры не внесли больших изменений в традиционную структуру государственной власти китайской Поднебесной империи. Во главе ее стоял император-богдыхан. Он обладал всей полнотой гражданской и военной власти. Особа богдыхана считалась священной и его воля ничем не была ограничена. Император как "сын неба" правил по повелению богов и был недоступен для подданных. Свою власть император осуществлял с помощью бюрократического центрального аппарата, который состоял из государственного совета, государственной канцелярии и министерств. Госсовет и канцелярия обсуждали законопроекты и принимали участие в определении политики китайского государства. Исполнительная власть осуществлялась императором через шесть министерств (чинов, налогов, церемоний, военное, уголовных наказаний, общественных работ).

Власть на местах принадлежала императорским наместникам и губернаторам провинций. Области, округа и уезды возглавлялись начальниками, управляющими при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях административная власть соединялась с судебной. Маньчжуры занимали командные посты в госаппарате.

Экономическое порабощение Китая западными державами с помощью навязывания неравноправных договоров, неспособность Цинской монархии защищать интересы нации и создать условия для развития капитализма породили во второй половине XIX в. крестьянское восстание и образование на части территории страны Тайпинской "справедливой монархии", а после падения последней - либеральную помещичью - буржуазную реформаторскую оппозицию во главе с Кан Ювеем 11 июня 1898 г. На основе докладов Кан Ювея император издал указ, положивший начало периоду преобразований в Китае. За "сто дней реформ" был издан ряд законов о мерах по развитию промышленности, торговли, образования, науки и культуры. Однако у сторонников реформ не хватило политических сил, чтобы добиться весомых результатов и закрепиться у власти. Маньчжуры привели к власти в 1893 г. императрицу Цыси, чье правление ознаменовало агонию консервативного строя в Китае. Предвидя народную революцию, Цыси начала политические маневры, обещая через десять лет ввести конституционное правление.


Буржуазную революцию в Китае возглавил Сун Ятсен, который создал партию Гоминьдан (национальная партия) и разработал ее программу, где было предусмотрено: ликвидация цинской монархии, создание республики и демократического правительства, проведение социально-экономических реформ. При участии народа в феврале 1912 г. монархия была низвергнута и в Нанкине образовалось временное правительство во главе с генералом-милитаристом Юань Шикаем. Сун Ятсен приступил к исполнению обязанностей президента Китайской республики и 11 марта 1912 г. опубликовал "Временную Конституцию Китайской республики".

Конституция провозгласила Китай демократической республикой.

По государственному устройству Китай - унитарное государство. В конституции получил закрепление важный буржуазный принцип - принцип разделения властей.

Высшая законодательная власть вручалась китайскому парламенту. По конституции китайский парламент состоял из двух палат: верхней палаты - сената и нижней - палаты представителей. Кроме законодательной власти парламент обладал правом утверждения бюджета на новый год, а также мог вынести вотум недоверия правительству.

Главой государства, носителем высшей исполнительной власти по конституции 1912 г. являлся президент Китайской Республики. Президент избирался сроком на 5 лет. Он обязан обнародовать законы и контролировать их исполнение, издавать указы. Президент назначал и смещал гражданских и военных чиновников, являлся главнокомандующим армии и флота, представлял республику в сношениях с иностранными государствами. Он мог объявлять войну, устанавливать в стране военное положение с одобрения парламента.

По конституции 1912 г. кабинет министров помогал президенту управлять страной, но все министры несли ответственность перед палатой представителей парламента.

Конституция 1912 г. провозгласила свободу слова, печати, вероисповедания, собраний, равенство всех граждан перед законом, тайну переписки и др. Конституция 1912 г. закрепила и охраняла частную собственность.


Избирательное право в Китае не было всеобщим и прямым. В выборах могли участвовать лишь граждане старше 21 года, прожившие в данном избирательном округе не менее 2 лет. Кроме этого, каждый избиратель должен был уплатить прямой налог или обладать определенным имуществом. Избиратели вначале избирали выборщиков, а последние избирали депутатов.

В декабре 1912-феврале 1913 гг. в Китае прошли выборы в парламент. Несмотря на то, что большинство депутатских мест получила партия гоминьдан, ее лидер Сун Ятсен не был избран президентом Китайской республики.

Под давлением монархистов, милитаристов и помещиков буржуазный избиратель отдал голоса Юань Шикаю.

Парламент создал конституционную комиссию для подготовки постоянной конституции. Выработанный комиссией проект (по месту заседаний комиссии он известен как "Конституция Храма Неба") был нацелен на значительное ограничение власти президента Юань Шикая.

Но принятый парламентом 1 ноября 1913 г. законопроект был через четыре дня аннулирован указом президента. Одновременно была распущена конституционная комиссия и запрещена партия гоминьдан. Таким образом, "Конституция Храма Неба" не стала постоянной конституцией страны.

Продолжавшая формально действовать Временная конституция 1912 г. также не устраивала Юань Шикая. Поэтому в 1914 г. парламент Китая под нажимом Юань Шикая вносит во Временную конституцию изменения, цель которых состояла в том, чтобы расширить права президента и ограничить права парламента. Согласно этим изменениям президент наделялся диктаторскими полномочиями. После внесения изменений в конституцию 1912 г., был издан закон, предусматривающий избрание президента сроком на 10 лет.

1 мая 1914 г. Юань Шикай опубликовал новую временную конституцию и ряд законов, направленных на отмену демократических институтов и укрепление феодально-милитаристской диктатура.

Конституция 1912 г. подвергалась изменениям в 1914 и 1918 гг., и каждый раз эти изменения были продиктованы тогдашними правителями - Юань Шикаем, Дуань Цижуем. Все эти изменения преследовали следующие цели: во-первых, расширить как можно больше права президента и, во-вторых, как можно больше ограничить права представительного собрания - парламента.

К началу 20-х гг. XX в. Китай не представлял единого политического целого. Власть центрального правительства Китая (Нанкин-Пекин) распространялась лишь на северные и центральные провинции. Южные провинции подчинялись кантонскому правительству во главе с Сун Ятсеном и признавали в качестве действующей Временную Конституцию 1912 г. Под давлением милитаристов правительство 10 ноября 1923 г. принимает постоянную конституцию Китайской Республики (ст. 141).

Первые статьи конституции посвящены государственному строю, суверенитету и территории Китайской Республики. Так, ст. 1 гласит: "Китайская Республика навечно объявляется унитарным демократическим государством", а в ст.2 сказано, что: "Суверенитет в Китайской Республике принадлежит всему народу", а по ст. 3: "Территория Китайской Республики определяется существующими ныне границами. Территория и ее административное деление могут быть изменены только в законном порядке".

Конституция 1923 г. закрепила принцип разделения властей. По ст. 9: "Законодательная власть в Китайской Республике принадлежит парламенту", "который состоит из двух палат: сената и палаты представителей, причем никто не может быть одновременно членом обеих палат" (ст. 44) и "Члены обеих палат не могут занимать гражданские или военные чиновничьи должности" (ст.45). Сенат избирался на шесть лет и каждые два года обновлялся на 1/3 состава, а срок полномочий палаты представителей равнялся трем годам (ст. 47, 48).

Ст.51 гласит, что: "Порядок созыва сессии, их открытие и окончание устанавливается самим парламентом. Внеочередные сессии созываются: 1) по коллективному требованию не менее чем 1/3 членов обеих палат; 2) по требованию президента". Очередные сессии парламента созываются ежегодно 1 августа. Одной из особенностей Китайского парламента является то, что в случае роспуска палаты представителей, одновременно распускается и сенат. Решение каждой из палат считается принятым, если за него голосовало более половины присутствующих на заседании членов палаты; в случае, когда голоса разбиваются поровну, голос председателя палаты является решающим. Решение считается принятым парламентом, если оно принято обеими палатами. Палата представителей имеет право вынести министру вотум недоверия (ст. 62). Если же палата представителей узнает, что президент или вице-президент повинны в государственной измене, или какой-либо министр виновен в нарушении закона, то она может обвинить их в преступлении большинством не менее 2/3 присутствующих на заседании. Президент и вице-президент, министр, против которых возбуждены обвинения, подлежат по конституции суду сената. Сенат большинством не менее 2/3 голосов присутствующих на заседании членов палаты может вынести приговор о виновности в преступлении или нарушении закона. Если президент или вице-президент будет признан виновным в преступлении, он отстраняется от должности, а мера наказания за преступление определяется Верховным судом. Если же министр будет признан виновным в нарушении закона, он отстраняется от должности и одновременно лишается гражданских прав.

Обе палаты парламента имеют право вносить в правительство предложения, направлять министру письменный запрос или приглашать его на заседания палаты для вынесения устного запроса. По ст. 69 члены парламента не могут быть подвергнуты аресту или надзору во время парламентской сессии без разрешения соответствующей палаты, если только они не застигнуты с поличным на месте преступления. Парламент также утверждает бюджет на новый год.

Правом законодательной инициативы обладают члены обеих палат и правительства. Если же законопроект будет отклонен одной их палат, то он не может быть выдвинут вторично в период той же сессии. Утвержденные парламентом законы президент обязан обнародовать в течение 15 дней со дня вручения их ему (ст. 104). Если же президент не согласен с одобренным парламентом законопроектом, то он должен до истечения установленного для обнародования закона срока представить мотивированное возражение и просить парламент повторно обсудить закон. Если же обе палаты подтвердят свое решение, то президент обязан обнародовать закон. Законы могут быть изменены только в законодательном порядке. Закон, противоречащий конституции, не имеет силы.

Высшая исполнительная власть в Китайской Республике по ст.71 принадлежит президенту. Президентом может быть избран любой гражданин Китайской Республики в возрасте сорока лет, проживающий в стране не менее десяти лет и пользующийся всей полнотой гражданских прав. Президент избирается избирательной комиссией, специально образуемой из числа членов парламента. Эта комиссия при участии не менее 2/3 ее состава проводит поименное голосование. Избранным считается тот, кто получил более 3/4 голосов. Если после повторных выборов никто не окажется избранным, на голосование ставятся две кандидатуры, получившие наибольшее количество голосов на повторных выборах. Избранным считается получивший более половины голосов. Срок полномочий президента - 5 лет. Если же он вновь будет баллотироваться, то он может быть избран повторно на один срок. Если пост президента оказывается вакантным, то его преемником становится вице-президент, исполняющий президентские обязанности до истечения срока полномочий. А если одновременно оказывается вакантным и пост вице-президента, его обязанности выполняет Государственный совет. В этом случае в течение не более трех месяцев созывается сессия парламента, который формирует избирательную комиссию для проведения выборов президента. Выборы вице-президента производятся в том же порядке, что и выборы президента, и происходят одновременно с выборами последнего.

В компетенцию президента входит: обнародование законов и контроль за их исполнением, издание указов, назначение и смещение гражданских и военных чиновников (ст. 79-81). Президент является главнокомандующим сухопутными и морскими вооруженными силами в звании генералисимуса (ст. 82). Полномочиями президента являются: "С согласия парламента, объявлять войну", заключать договоры, однако, договоры о заключении мира и договоры, относящиеся к вопросам законодательства, не могут вступить в силу без согласия парламента (ст. 84, 85). Большие полномочия дает президенту ст. 86: "Президент имеет право в соответствии с законом объявить военное положение, однако, если парламент считает, что нет необходимости вводить военное положение, президент обязан его отменить". С согласия Верховного суда президент может объявлять амнистию, смягчать наказания и восстанавливать в правах.

Государственный совет (кабинет министров) состоит из премьер-министра и министров, возглавляющих различные министерства и ведомства. Согласно ст. 94, премьер-министр Государственного совета может быть назначен только с согласия палаты представителей. Все министры обязаны помогать президенту, но ответственность они несут перед палатой представителей. Все издаваемые президентом указы и другие государственные документы должны быть скреплены подписью соответствующего министра, без чего они не имеют силы. Ст. 96 дает министрам право присутствовать и выступать на заседаниях обеих палат парламента.

Судебная власть принадлежала Верховному суду, члены которого назначались президентом с согласия сената. На местах функционировали выборные судебные палаты.

По Конституции 1923 г. Китай - унитарное государство. Территориально-административные единицы Китая - провинции и уезды. Представительные собрания провинций и уездов и их исполнительные советы избираются населением на основе прямых выборов на 4 года.

Конституция 1923 г. предоставляет гражданам ряд социально-экономических, политических и личных прав и свобод (равенство перед законом, свободу слова, печати, собраний, местожительства, профессии и др.). По конституции гражданин Китайской Республики имеет право избирать и быть избранным, занимать общественные должности.

Для граждан Китайской Республики были предусмотрены следующие обязанности: "платить предусмотренные законом налоги" (ст.19), "в соответствии с законом отбывать воинскую повинность" (ст. 20), "в соответствии с законом получать начальное образование" (ст. 21). Данная статья является особенной, поскольку в очень немногих буржуазных странах вменялось в обязанность учиться, получать хотя бы начальное образование.

Поправки к конституции могут быть внесены только парламентом, и будут считаться принятыми, если за них проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов обеих палат.

Конституция 1923 г. была введена в действие президентом Цао Куном формально на всей территории Китая.

Несмотря на принятие новой Конституции политическая раздробленность Китая не была преодолена. Историческую судьбу Конституции 1923 г. предрешил юг, где действовал Основной закон 1912 г. и существовал революционно-демократический режим. Президентом самопровозглашенной республики южных провинций в 1923 г. вновь был избран Сун Ятсен (с центром в Гуанчжоу), политические взгляды которого значительно изменились и приобрели ярко выраженный антиколониальный и антимилитаристский характер. Новой трактовке подверглись и его "три народных принципа Гоминьдана". Так, "принцип национализма" стал выражать идею борьбы за свержение колониализма в Китае и равноправие всех национальностей в стране. "Принцип народовластия" содержал критику демократии западного типа, провозглашал народную демократию. "Принцип народного благосостояния" означал улучшение социально-экономического положения народа. Эти идеи-принципы Сун Ятсена были положены в основу политической программы Гоминьдана, принятой в январе 1924 г. на I съезде. Партия пошла на сотрудничество с китайскими коммунистами, на союз с СССР ради создания общенационального фронта борьбы за независимость демократического Китая. В апреле 1924 г. Сун Ятсен выступил с "Общей программой строительства государства", в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся в идеях о "трех периодах" и "пяти властях". Строительство китайского государства он разделил на три периода: военного правления, политической опеки и конституционного правления.

В период военного правления все государственные учреждения должны контролироваться военной администрацией. Одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период политической опеки Гоминьдана население организует самоуправление. Конституционное правление означает создание правительства "пяти властей" и созыв Национального собрания.

В период революции и гражданской войны 1924-1927 гг. доминировало военное правление, которое логически и фактически, после смерти в 1925 г. Сун Ятсена, завершилось установлением диктатуры генерала Чан Кайши, украшенное отдельными элементами конституционализма ("пять властей" - законодательная, исполнительная, судебная, экзаменационная и контрольная). Конституция 1923 г. была отменена, Гоминьдан разорвал союз с коммунистами и в 1929 г. объявил о переходе к периоду политической опеки. Высшим органом государственной власти являлся национальный съезд Гоминьдана, а в период между его созывами - центральный исполнительный комитет Гоминьдана. Национальное правительство ставилось под контроль политического бюро Гоминьдана. Чан Кайши стал лидером Гоминьдана и председателем правительства. Данная структура власти была юридически закреплена во Временной конституции периода политической опеки (1931 г.), которая по содержанию конституционного регулирования заметно уступает Основному закону Китая 1923 г. В течение 1934-1936 гг. Гоминьдановское правительство опубликовало несколько проектов постоянной Конституции. Введение конституционного правления являлось в период антияпонской войны (1931-1945 гг.) одним из важнейших демократических требований народных масс. В 1936 г. было опубликовано "Положение о выборах в Национальное собрание", на основе которого Гоминьдан получил большинство депутатских мест в этом китайском парламенте.

После разрыва с Гоминьданом, китайские коммунисты сосредоточили внимание на борьбе с японскими оккупантами, политическим режимом Чан Кайши. При поддержке трудящихся к осени 1927 г. в северо-восточных освобожденных районах Китая была провозглашена советская власть, которая являлась революционно-демократической диктатурой рабочих крестьян. В ноябре 1931 г. на I Всекитайском съезде Советов было провозглашено образование Китайской советской республики (КСР), которая использовала государственно-правовой опыт СССР.

Высшими органами власти являлся съезд советов и избираемые им Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров, которые имели право издавать законы. Власть на местах сосредотачивалась в руках Советов и их исполкомов. В прифронтовых районах создавались ревкомы. Одновременно были сформированы судебные учреждения в лице Верховного суда и местных народных судов.

На II съезде Советов (1934 г.) была принята конституционная программа КСР и некоторые конституционные акты. Эти документы поставили перед китайским народом следующие задачи: 1) уничтожить все пережитки феодализма; 2) ограничить развитие капитализма; 3) организовать советское (государственное) хозяйство; 4) уничтожить власть иностранных держав и объединить всю страну на советской основе; 5) укреплять союз рабочего класса и крестьянства под руководством Коммунистической партии Китая.

Правовое обеспечение программы - серия советских законов Китая. Закон о выборах в Советы наделял активным и пассивным избирательным правом только трудящихся. Все эксплуататорские и контрреволюционные элементы лишались политических прав.

Выборы депутатов производились открытым голосованием на специальных выборных собраниях по производственно-территориальному принципу: рабочими - на предприятиях, а крестьянами и трудящимися - по месту жительства.

Закон о земле объявлял о безвозмездной конфискации феодально-помещичьих наделов в пользу крестьян-бедняков и середняков. Законом подтверждалось право крестьян на куплю-продажу и сдачу земли в аренду.

Закон о труде устанавливал на предприятиях 8-часовой рабочий день для взрослых и 4-6-часовой - для подростков, еженедельный оплачиваемый день отдыха, ежегодные отпуска для всех лиц наемного труда, равную плату за равный труд и предусматривал осуществление специальных мероприятий по охране труда, введение системы коллективных договоров и социального страхования, а также свободу деятельности профсоюзов.

Гражданский закон КСР предоставлял свободу деятельности предпринимателям, объявлял недействительными ростовщические займы и устанавливал наивысший размер процента по краткосрочным и долгосрочным займам. Были введены Временные правила о вложении капиталов в торговые и промышленные предприятия и Временные правила о ссудах. Советское Положение о браке в Китае ликвидировало заключение брака по воле родителей, куплю-продажу невест и многоженство, воспитание невест в семьях будущих мужей. Этот нормативный акт провозглашал свободу брака и развода.

Многие законы КСР не могли быть проведены в жизнь в условиях гражданской войны и в связи с преобразованием в 1936 г. Советского правительства Красной Армии Китая в северо-западный регион.

Для создания общенационального фронта борьбы с японскими захватчиками между компартией и гоминьданом было достигнуто соглашение о прекращении гражданской войны и создании особого района Китайской республики (пограничный район Шэньси - Ганьсу - Нинся), где власть принадлежала народно-политическим Советам и их постоянным комитетам. В освобожденных районах был установлен демократический режим и проведены преобразования, возможные в условиях антияпонской войны и в рамках соглашения с Гоминьданом. Была прекращена конфискация земель у помещиков, но арендная плата и ссудный процент были снижены. Приняты меры по развитию сельскохозяйственного и промышленного производства, образования и национальной культуры. В военных условиях был сформирован новый административный аппарат, штаб войск безопасности и др. Опираясь на свои уголовные законы, народная власть в освобожденных районах боролась с преступностью.

Разгром Вооруженными силами СССР Квантунской Армии в Манчжурии ознаменовал в сентябре 1945 г. и освобождение Северо-востока Китая от японских захватчиков. Остальная территория Китая при поддержке США оказалась под контролем Гоминьдана. Начался заключительный этап гражданской войны. Итак, в 1947-1949 гг. в Китае функционировали два территориально-политических образования: революционно-коммунистический и гоминьдановский.

В 1946 г. Государственный строй гоминьдановского Китая был оформлен конституционно. 25 декабря 1946 г. Национальное собрание старого созыва приняло Конституцию Китайской республики, которая вступила в силу в 1947 г. и была значительно американизирована. В этой Конституции получили юридическое закрепление основные институты периода политической опеки. По Конституции вводился отсутствовавший в тот период институт президентства. I сессия Национального собрания, открывшаяся в марте 1948 г., приняла "Временные правила на период национальной мобилизации для подавления мятежа", которыми отменялись некоторые положения Конституции, а избранному президентом Чан Кайши предоставлялись чрезвычайные диктаторские полномочия.

Несмотря на принятие чрезвычайных мер и помощь США Гоминьдан потерпел поражение в гражданской войне и его военно-политические учреждения вынуждены были эвакуироваться на Тайвань (1949 г.).

Государственный строй Республики Китай (Тайвань) определялся Конституцией 1947 г. и Декретом о чрезвычайном положении (1950 г.), что означало возврат к плану Сунь Ятсена о военном правлении, предусматривающем традиционные виды власти (законодательная, исполнительная, судебная, контрольная, экзаменационная). В Конституции 1947 г. проводится различие между "политической властью" и "государственной властью". Политической властью обладали граждане, а государственной - органы государства. Граждане осуществляли свою политическую власть через своих представителей в Национальном собрании. Последнее имело право избирать и отзывать президента и вице-президента (институт, введенный по американскому конституционному образцу), вносить изменения в Конституцию, определять основы внутренней и внешней политики. Законотворчеством занимался Законодательный юань - особое выборное парламентское собрание.

Конституция юридически оформляет всеобщее, прямое избирательное право граждан при тайном голосовании. Сохраняется, однако, образовательный ценз (диплом об окончании средней школы) и ценз оседлости (6 месяцев). Президент и вице-президент избирались Национальным собранием на 6 лет и обладали полномочиями, типичными для буржуазной практики. Национальное собрание имеет право вынести решение об импичменте президента и вице-президента, утверждать в должности лиц, назначаемых на государственный пост президентом, в том числе и членов правительства.

На местах власть принадлежит выборным провинциальным, уездным, городским, волостным собраниям и их исполнительным органам.

Конституция сохраняет старую судебную систему. Под влиянием американского конституционного права Основной закон Китайской республики (1947 г.) содержит полный арсенал буржуазно-демократических прав и свобод граждан.

За период 1950-2000 гг. Китайская республика (Тайвань) постепенно отказывается от военного правления. 1949-1977 гг. в политико-правовой истории Тайваня характеризуются наличием авторитарного режима и ограничением прав человека, в том числе контроль за въездом и выездом с острова, запретом на создание новых политических партий (чтобы не разрушить единство нации), на проведение демонстраций и забастовок и т.д.

Правящая партия Гоминьдан осуществляла контроль за стабильностью и постоянностью политического курса, считая выборы - фундаментом демократии. 13 июля 1950 г. на Тайване были проведены выборы городских и уездных собраний и глав администрации. В декабре 1969 г. состоялись дополнительные выборы в Национальное собрание и законодательную палату. В 1977-1996 гг. состоялись выборы в органы местной представительной власти, отменен запрет на образование новых политических партий. 1 июля 1979 г. оппозиционные партии (Демократическая прогрессивная партия, новая партия) основали "Лигу кандидатов в парламентарии". Тайвань перешел к трехпартийной системе. К 1996 г. на Тайване было зарегистрировано 84 новых политических партий.

В 1986 г. Гоминьдан объявил об отмене чрезвычайного положения и приступил к проведению целого ряда политических реформ. В их число входили снятие ограничений на выпуск газет и других печатных изданий, принятие закона о собраниях и демонстрациях, разрешение гражданам посещать своих родственников, проживающих на материковом Китае, перевыборы всех членов из состава Национального собрания и Законодательной палаты, завершение периода национальной мобилизации масс под угрозой коммунистического вторжения и др.

В связи с этим Национальное собрание Тайваня внесло изменения в Конституцию 1947 г.

В марте 1996 г. в республике Китай состоялись прямые и открытые выборы, которые впервые закончились поражением Гоминьдана. Из 23 выборных мест начальников уездов и мэров городов на Тайване и островах Цзиньмэнь и Мацзу, Демократическая прогрессивная партия получила 12, в то время как Гоминьдан - только 8, остальные посты заняли беспартийные. Таким образом, с отменой чрезвычайного положения рухнула и авторитарная система Гоминьдана. Перед Тайванем встала проблема формирования нового демократического конституционного строя.

На материковой части Китая в 1948-1949 гг. в крупных экономических, политических и культурных центрах была установлена революционная власть, главной опорой которой являлась Народно-освободительная армия Китая (НОАК). Основной формой революционной власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) НОАК, которые назначались фронтовыми военно-политическими органами. ВКК были подчинены все гражданские местные и правительственные органы (народно-политические советы, конференции народных представителей, административные комитеты и др.). Весной-летом 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК), который 1 октября 1949 г. провозгласил Китайскую народную республику.

Первыми конституционными актами КНР явились Общая программа НПКСК, которую впоследствии стали называть временной Конституцией, а также другие учредительные документы КНР: организационный статус НПКСК, Закон об организации Центрального народного правительства и постановление о государственном флаге, государственном гимне и др.

Общая программа НПКСК, содержание которой выходило за рамки ее наименования, провозглашала не только программные задачи, но и устанавливала конкретные права народа и обязанности граждан, принципы организации государственных органов, принципы военной системы государства, политики, экономики, культуры, просвещения, национальной и внешней политики КНР.

В первых конституционных актах КНР провозглашалась государством народная демократия. Осуществляемая этим государством демократическая диктатура народа, как было заявлено в Общей программе, "ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая". О социализме, как о цели, в Общей программе НПКСК не говорилось, однако указывалось на главную роль в экономике страны государственного сектора хозяйства, который "являлся социалистическим по своему характеру".

Определялись пути и перспективы развития кооперативного, мелкотоварного и частнокапиталистического сектора.

При регулировании правового положения личности Общей программой проводилось различие между народом (жэньминь), получавшим все общественно-политические права, и гражданами (гоминь - нацией в буквальном переводе), на которых возлагались определенные обязанности.

Основным принципом организации государственного аппарата объявлялся демократический централизм с указанием на подотчетность правительственных органов представительным и подчинение меньшинства большинству. Особо подчеркивалась необходимость "вести борьбу с бюрократическим стилем в работе, отрывом от народных масс, строго карать взяточничество и запрещать расточительность". Устанавливалась система органов народного контроля для наблюдения за выполнением законов и служебных обязанностей государственными учреждениями и служащими с правом привлечения их к ответственности в случае нарушения закона и служебного долга.

В программе не упоминался принцип самоопределения населяющих Китай народов и не содержалось признания за ним права на законодательную автономию. Практически единственной формой разрешения национального вопроса была провозглашена политика местной районной национальной автономии. Определялось международное положение страны. Общая программа устанавливала, что КНР, "объединялась со всеми миролюбивыми и свободолюбивыми государствами и народами всего мира - и прежде всего с Советским Союзом, странами народной демократии и угнетенными нациями, находится в лагере международного мира и демократии".

Общая программа НПКСК явилась базой нормотворческой деятельности государственных органов КНР в первое пятилетие ее существования. Высшим органом власти КНР в доконституционный период (до сентября 1954 г.) был центральный народный правительственный совет (ЦНПС), сформированный сессией НПКСК. ЦНПС, в свою очередь, образовал ряд высших государственных органов: Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд, Верховную народную прокуратуру. А вместе и во главе с ЦНПС они составляли Центральное народное правительство. Председателем его стал Мао Цзэдун. Он же возглавил военный и административный советы.

ЦНПС обладал полномочиями высшего органа государственной власти (законодательство, ратификация международных договоров, утверждение бюджета и отчет о его исполнении, назначение высших государственных должностных лиц, решение вопросов войны и мира и т.д.).

Административный совет, определенный в законе об организации Центрального народного правительства КНР как "высший исполнительный орган по делам административного управления государством", занимал в доконституционной структуре положение правительства страны.

В качестве местных государственных органов Общей программой провозглашались местные народные правительства и местные собрания народных представителей. Предусматривалось также продолжение системы военного контроля. Таким образом, в доконституционный период на местах функционировали военно-административные комитеты, военно-контрольные комитеты, местные народные правительства и делегированные ими органы управления.

Решение о подготовке проекта Конституции КНР принято по предложению ЦК КПК на XX заседании ЦНПС в январе 1953 г. Тогда же для его разработки была создана конституционная комиссия, в которую вошли представители КПК, демократических партий и других общественных организаций. Первоначально проект Конституции был предоставлен в комиссию от имени ЦК КПК в марте 1954 г. Затем он обсуждался на различных собраниях. Часть внесенных поправок была принята конституционной комиссией. 14 июня 1954 г. ЦНПС опубликовал доработанный проект Конституции для всенародного обсуждения, которое продолжалось более двух месяцев.

9 сентября 1954 г. ЦНПС на XXIV заседании обсудил проект Конституции и утвердил его для рассмотрения на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП).

20 сентября 1954 г. I сессия ВСНП приняла Первую Конституцию КНР. Она провозгласила КНР государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян. Конституция закрепляла руководящую роль коммунистической партии в государстве и ее руководство - Единым народно-демократическим фронтом. Ставилась задача "мирным путем ликвидировать эксплуатацию и построить процветающее и счастливое социалистическое общество". В Конституции период от создания КНР до построения социалистического общества определялся как переходный, в ходе которого будут осуществлены социалистическая индустриализация и социальные преобразования. Она наметила пути преобразования мелких крестьянских хозяйств в коллективные социалистические хозяйства, а частной промышленности и торговли через государственный капитализм в социалистический сектор хозяйства. Конституцией декларировались равноправие и сплочение всех национальностей страны и забота об их нуждах в ходе экономического и культурного строительства. Четко определялась международная ориентация КНР, направленная на установление дружеских отношений с СССР.

Конституция провозглашала равенство граждан перед законом, гарантировала их социально-экономические, политические и личные права.

В основе устанавливаемой Конституцией системы органов власти лежали принципы демократического централизма, коллективного руководства, участия народных масс в управлении государством. Конституционная система судебных органов базировалась на принципах осуществления правосудия только судами, участия в судебном процессе народных заседателей, независимости судей и обеспечения обвиняемому права на защиту; организация и деятельность прокуратуры на принципах централизма и независимости от местных органов.

В качестве органов государственной власти Конституцией назывались массовые представительные организации типа Советов в СССР и народных (национальных) Советов (комитетов), в других социалистических странах - собрания (съезды) народных представителей. На смену ЦНПС в качестве высшего органа власти пришло ВСНП. Значительная самостоятельность была предоставлена его постоянно-действующему органу - Постоянному комитету (ПК) ВСНП. В систему высших органов государственной власти Конституцией был также введен Председатель КНР.

Конституция и закон о местных собраниях народных представителей и местных народных комитетах внесли существенные изменения в организацию местных органов власти и управления. Собрания народных представителей отличались от конференций представителей всех слоев населения порядком образования: все депутаты СНП стали избираться непосредственно населением или нижестоящими СНП, тогда как состав конференции или значительная часть его назначалась народным представительством или делегировалась организациями.

Место административного совета в новой системе государственных органов занял Государственный совет, существенно отличавшийся по своему конституционному статусу от своего предшественника в отношении объема полномочий и организацией. Совет стал ведать развитием вооруженных сил, включив в свою систему министерство обороны.

Существенные новшества вносились в систему судебно-прокурорских органов. Они были выведены из подчинения местным органам управления. Устанавливалось, что председатели судов всех ступеней избирались соответствующими СНП, а судьи назначались народными комитетами. Вводилась подотчетность и ответственность судов перед представительными органами.

Изменилось правовое положение районов национальной автономии. Они делились на ступени: автономные области (районы), автономные округа и автономные уезды. Кроме того, предусматривалось создание национальных волостей в качестве неавтономных административно-территориальных единиц. Принцип национального самоопределения в Конституцию включен не был. Она ограничивала решение национального вопроса административной автономией.

После принятия Основного закона была сформирована новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, в соответствии с которыми государственно-правовая система приводилась в соответствие с Конституцией, а также ряд законов, направленных на проведение в жизнь конституционных положений. Последнее осложнялось насаждением культа личности, диктаторскими методами правления, милитаризацией государственной и общественной жизни. В результате с конца 50-х годов и до начала "культурной революции" конституционная политическая система КНР прошла сложную эволюцию в сторону отхода от принципов социалистического демократизма. Эти сдвиги происходили без изменения Конституции. Политическая практика была поставлена выше Основного закона страны.

Важнейшие конституционные положения отменялись партийными решениями без внесения соответствующих вопросов в государственные органы. Период "большого скачка", "коммунизации" характеризовался общим снижением роли представительных органов. Стали нарушаться сроки выборов в СНП: с 1958 по 1964 гг. они вообще не проводились.

Во время "культурной революции", начавшейся в 1966 г., конституционная политическая система КНР была подвергнута слому. Конституция КНР была превращена в фиктивный документ, а фактически - отменена.

К 1968 г. относятся первые высказывания тогдашнего лидера Китая Мао Цзэдуна о необходимости принятия новой Конституции. В марте 1970 г. он предложил созвать Всекитайское собрание народных представителей IV созыва и пересмотреть Конституцию страны.

12 июня 1970 г. была создана официальная комиссия по подготовке проекта новой Конституции, председателем которой стал сам Мао Цзэдун. 23 августа этого же года пересмотренный проект Конституции КНР был передан на рассмотрение II пленума ЦК КПК IX созыва, а 6 сентября в основном был одобрен. Затем с резолюцией Мао Цзэдуна был разослан группам "партийного ядра" провинций, городов центрального подчинения, автономных областей, для организации обсуждений, проводившихся закрыто.

Созыв ВСНП для принятия новой Конституции КНР был впервые официально обещан в 1970 г. Однако "сентябрьский кризис" 1971 г., повлекший за собой исчезновение с политической арены и смерть официального преемника Мао - Линь Бяо, отложил еще на несколько лет созыв сессии ВСНП.

Официальным заседаниям сессии ВСНП предшествовал пленум ЦК КПК, проходивший 8-10 января 1975 г., на котором был представлен новый проект Конституции.

Главной задачей определялось "неуклонное продолжение революции при диктатуре пролетариата". В качестве опоры диктатуры пролетариата были названы вооруженные силы - армия и ополчение.

Новая Конституция Китая пыталась узаконить непрерывные потрясения китайского общества, преследовавшие цель подавления сопротивления всему курсу, а также идеологическую обработку масс для выполнения любых своих предначертаний. Этой же задаче служила идея обострения классовой борьбы во всем мире.

Из Конституции были исключены положения о путях решения в Китае национального вопроса. Во вторую Конституцию не вошли также прежние установки, запрещавшие дискриминацию и гнет по национальному признаку. Автономные права национальных районов в этом документе также не определялись, а органы их самоуправления устанавливались в формах, определенных для обычных административно-территориальных единиц.

В первой статье Конституции содержалось определение КНР в качестве "социалистического государства диктатуры пролетариата", декларировались две формы собственности: социалистическая общенародная собственность и социалистическая коллективная собственность.

Конституция закрепила в системе государственных органов порожденные "культурной революцией" революционные комитеты. Формально они были местными органами власти наряду с собраниями народных представителей (СНП), постоянно действующими органами последних и местными народными правительствами. Однако фактически СНП не созывались, а ревкомы приобрели значение политической основы государства. Конституция закрепила также в качестве организаций, в которых "слиты воедино государственная власть и хозяйственное управление" - сельские народные коммуны.

Среди высших органов страны одновременно с постом Председателя КНР оказались упраздненными такие институты, как Государственный комитет обороны и Верховное государственное совещание. Полномочия ВСНП оказались существенно сужены. В частности его права по формированию других высших органов государства были сведены Конституцией только к освобождению от должности премьера Госсовета и других лиц, входящих в состав этого органа. Из Конституции были исключены положения о правах и гарантиях прав депутатов. Конституция существенно урезала и полномочия постоянного комитета ВСНП.

Конституция 1975 г. официально упразднила ликвидированные в период "культурной революции" органы надзора за законностью - народные прокуратуры. Их функции были переданы органам общественной безопасности. Из Конституции были исключены демократические принципы организации и деятельности судов.

Вторая Конституция КНР представляла серьезный регресс по сравнению с предыдущей и в отношении регулирования гражданских прав. Социально-экономические права граждан (право на труд, отдых, получение образования, пенсионное обеспечение и др.) были серьезно урезаны и сведены в одну статью.

Конституции КНР 1975 г., закрепившей результаты и практику "культурной революции", не была суждена долгая жизнь.

Уже осенью 1977 г. было официально объявлено о намерении китайского руководства внести в нее изменения. В марте 1978 г. была принята новая Конституция КНР, воплотившая в форме Основного закона политическую линию китайского руководства, сложившуюся после смерти Мао Цзэдуна и отстранения от власти его ближайших сподвижников.

Проект третьей Конституции предварительно не обсуждался, и направлялся для обсуждения только в центральные ведомства.

Конституция была принята Iсессией ВСНП 5 созыва 5 марта 1978 г., а 8 марта была опубликована в печати.

Из новой Конституции были исключены лозунги "готовиться на случай войны", "о всесторонней диктатуре над буржуазией". На первое место выдвигалось в качестве генеральной задачи проведение "четырех модернизаций", т.е. превращение Китая к концу столетия в мощное государство "с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной, современной наукой и техникой". Для достижения этой цели была поставлена задача - " привести в движение все активные факторы внутри партии и вне партии, внутри и вне страны".

С программой "четырех модернизаций" была связана и новая политика в отношении интеллигенции, роль которой поднималась.

При выработке Конституции 1978 г. были восстановлены и некоторые формулировки первой Конституции КНР относительно положения национальных меньшинств и национальных автономий, прав граждан и статуса государственных органов.

Особенному расширению подверглась глава "Основные права и обязанности граждан", где вновь декларированы материальные гарантии социально-экономических прав. Восстанавливались также и некоторые правовые гарантии гражданских свобод.

В целях создания эффективного аппарата управления новая Конституция вернулась к более четкому определению статуса государственных органов, для чего были использованы многие положения первой Конституции КНР. Так, были восстановлены полномочия ВСНП, близок к тексту первой Конституции и перечень полномочий ПК ВСНП. Однако среди них не упоминалось принятие решения о всеобщей или частичной мобилизации в стране. Перечень полномочий Госсовета был несколько сокращен за счет устранения упоминаний конкретных отраслей административного руководства.

Новой Конституцией было внесено важное изменение в статус местных государственных органов - ревкомов. Третья Конституция, сохранив за ними право местных народных правительств, назвала их также исполнительными органами местных собраний народных представителей, государственными административными органами на местах.

Конституция 1978 г. вновь ввела прокуратуру, которая подчинялась не только вышестоящим прокурорским органам, но и местным органам власти. Принятая Конституция шире регулировала деятельность судов, но в ней отсутствовали положения о независимости судей.

На III сессии ВСНП были отмечены недостатки и пробелы Конституции 1978 г. На ней было принято решение о разработке новой Конституции и образована для этой цели специальная комиссия. На разработку новой Конституции ушло более двух лет. Проект Конституции прошел стадию всенародного обсуждения.

Новая Конституция была утверждена ВСНП 4 декабря 1982 г. и опубликована в китайской печати на следующий день.

В преамбуле Конституции, характеризующей итоги развития КНР, программные цели и основные принципы ее внутренней и внешней политики, указывается коренная задачи КНР - "сосредоточенными силами осуществить социалистическую модернизацию".

Власть в КНР была определена, как демократическая диктатура народа, с указанием на то, что она является "диктатурой пролетариата по существу". Из новой Конституции были устранены все упоминания о "культурной революции" и ее установках. Одновременно много внимания уделено Единому фронту, который характеризуется только как "патриотический".

В Конституции нашла отражение идея объединения Родины, т.е. воссоединения КНР с Тайванем.

В действующей Конституции КНР зафиксирован возврат страны к многоукладной экономике: к двум социалистическим секторам добавлен единоличный, а также и государственно-капиталистический в лице смешанных китайско-иностранных предприятий. На конституционном уровне легализирована деятельность в КНР иностранных частнокапиталистических предприятий.

В Конституции 1982 г. значительно расширена глава о правах и обязанностях граждан. В ней содержится 23 статьи, вместо 4 во второй и 16 - в третьей. В Конституцию введена статья, определяющая понятие гражданина КНР и устанавливающая равенство граждан перед законом. Введены статьи о чести и достоинстве граждан, о праве на критику, статьи о пенсионном обеспечении и др.

Конституция 1982 г. внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в следующих главных моментах: 1) восстановление института Председателя КНР; 2) предоставление ПК ВСНП фактически тех же прав в области законодательства, что и самому собранию; 3) создание Центрального военного совета КНР; 4) восстановление волостного звена органов власти и управления и отделение его от народных коммун; 5) установление сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах; 6) установление принципа несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей; 7) учреждение в составе правительств различных ступеней системы ревизионных органов для усиления контроля за финансовой деятельностью.

В Конституции 1982 г. были восстановлены основные автономные права национальных районов, в том числе права на издание положений об автономии, на формирование местных войск общественной безопасности.

В целом Конституция КНР 1982 г., как документ определяющий государственный строй страны, представляет собой явный прогресс по сравнению с предшествующими конституциями 1975 и 1978 гг. Конституция 1982 г. по своему тексту ближе к первой, несмотря на то, что имеет от нее существенные отличия. Так, в Конституции 1982 г. представлен более разработанным институт избирательного права. Конституционными принципами избирательной системы КНР являются: всеобщее, равное активное и пассивное избирательное право; обязательное представительство всех национальных меньшинств в органах государственной власти различных ступеней; избрание всех представительных органов власти демократическим путем, их ответственность перед народом и подконтрольность народу; подконтрольность депутатов избравшим их органам, право отзыва и замены депутатов избравшими их органами.

Согласно новой Конституции, все граждане КНР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными. При этом не допускается никаких ограничений, связанных с национальной и расовой принадлежностью, полом, родом занятий, социальным происхождением, вероисповеданием, образованием, имущественным положением и оседлостью. Исключение составляли лица, лишенные политических прав.

Важную роль в обеспечении работы государственного аппарата играют органы суда и прокуратуры. Согласно Конституции Верховный народный суд называется высшим судебным органом, несущим ответственность непосредственно перед ВСНП и его ПК. Немаловажное значение имеет восстановление института прокуратуры, как правоохранительного органа государства, призванного обеспечивать неукоснительное соблюдение законов. Конституция определяет самостоятельность прокуратуры, исключает всякое вмешательство в ее работу административных органов, общественных организаций и отдельных лиц. Верховная народная прокуратура ответственна лишь перед ВСНП. Генеральный прокурор избирается ВСНП на срок, совпадающий со сроком полномочий ВСНП, и не может занимать данную должность более двух сроков подряд. Государственный строй КНР прошел сложную эволюцию, отразившую зигзаги ее политической истории.

44. Государственный строй США в 20 веке. Новый курс Рузвельта: итоги и значение.

В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший все основные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера, надеясь на постепенный стихийный выход из кризиса, ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста.
В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт - кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как "Новый курс". Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп. Деятельность каждой из них регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами - кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т.д.
Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, наделявшаяся на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909-1914 гг. Это осуществлялось путем оплачиваемого сокращения посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).
В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации ("трудовые лагеря"), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д.
Проведение "Нового курса" потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (важнейший фактор успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства, которое носило, по существу, фрагментарный характер. Более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем (нанимающимся и наймодателем), рассматривались судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактическое социально-экономическое неравенства сторон в договоре.
Законом Норриса Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.
В 1935 г. был принят закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5000 долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.
В 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости выплачивались гражданам США, отвечавшим определенному цензу оседлости и достигшим 65-лет, при условии "...если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3000 долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого общего заработка..." Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1% с последующим повышением на 0,5% через каждые три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1% общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5%.
В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты. В итоге "Новый курс", являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.

 

 

45. Основные изменения в праве США в 20 веке.

Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений в Соединенных Штатах Америки в XX в.

1. Основные тенденции государственно-правового развития
К началу XX в. США на первом месте по основным экономическим показателям. За счет эмигрантов население многократно увеличилось. Мировые войны по существу не затронули ее территорию. С 20-х годов начался процесс демократизации избирательной системы. В 1920 г. женщины получили право голосовать и быть из







Date: 2015-07-25; view: 633; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.056 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию