Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция германской империи 1871 г





Конституция Германской империи 1871 г. В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво. а также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления армией и железными дорогами, к тому же в имперском комитете по “армии и крепостям” она занимала постоянное место, в то время как другие члены комитета назначались императором. Под ее председательством действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии. Бюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств (гл. Ill, ст. 8(8)).

Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же “жесткую” модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету — бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что “имперские законы имеют преимущество перед законами земельными” (гл. II, ст. 2).

В статьи третьей главы Конституции 1871 г. “Союзный совет” (Bundesrat) включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название “союза неравных”. Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств.

Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии и 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. “Гегемонистская федерация” Германии представляла собой не союзное государство, а союз династий. В Союзном совете были представлены не народы субъектов федерации, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов.

Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право “разработки и публикации” имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.

Представление о роли императора в конституционном механизме было бы неполным без выяснения положения имперского канцлера, воплощавшего в своем лице правительство империи, должность которого традиционно замещал министр-президент Пруссии и более того, бессменно с 1862 по 1890 г. — Отто фон Бисмарк, одна из крупнейших политических фигур Германии XIX в.

Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов (§ 3, ст. 7, разд. Ill), если он выступал “за сохранение существующих предписаний и установлений”, касающихся административных положений, регулирующих исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов (гл. VI, ст. 37), а также если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. И более того, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, он имел право назначать взносы с имперских государств для пополнения имперского бюджета (гл. XII, ст. 70).

Конституция 1871 г. не знала принципа “ответственное правительство”, ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против “мнимого конституционализма” Германской империи, за парламентскую монархию вестминстерской модели. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности.

Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах (XII, 72), но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию.

Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством. В Конституции при всей широте императорских полномочий даже не ставился вопрос о вето кайзера в законодательном процессе. В этом для правительства не было необходимости. Вето было прерогативой всегда послушного бундесрата.

Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа “народного суверенитета”, который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов (и в значительной мере массового сознания) о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.

 

 

40. Развитие права Германии в конце 19 века. Германское гражданское уложение 1900.

В 1876 г. было создано, а в 1900 г. вступило в действие Германское гражданское уложение (ГГУ) - кодификация гражданского права. В значительной мере оно базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой "пандектной" системе. Первая книга кодекса содержит общие для всех институтов нормы. Вторая книга рассматривает обязательства, третья - вещное право, четвертая - семейное и пятая книга - наследственное право.

 

Отличительной чертой ГГУ является признание в качестве субъекта гражданского права юридического лица, но он не определяет правоспособность юридических лиц.

Вещное право, согласно ГГУ, делит все вещи на земельные участки и движимые вещи, к последним относится все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с землей.

Выделяется целый ряд вещных прав: право собственности - владение, пользование чужими вещами (земельные сервитута, узуфрукт, право застройки), право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты и т.п.).

Наиболее распространенным способом возникновения обязательств ГГУ признает договор. Фиксируются принцип свободы договора, условия заключения и расторжения договора.

В семейном праве единственной формой брака является гражданский брак. Брачный возраст устанавливался для мужчин с 21 года, для женщин с 16 лет. Развод допускался, но по строго определенному перечню оснований. Имущественные отношения определялись брачным договором, хотя закон предусматривает возможность раздельного права собственности на имущество.

Наследование могло быть по закону или завещанию. В принципе признавалась свобода завещания, но законные наследники могли требовать выделения обязательной доли. В число наследников по закону входили все родственники

 

 

41. Англосаксонская и континентальные правовые системы: сходства и различия.

Становление англосаксонской и континентальной правовых систем (семей)

Становление англосаксонской и континентальной пра­вовых систем (семей). В XVIII-XIX вв. в связи с образо­ванием ряда новых государств в Америке (США) и в Евро­пе (Бельгия, Италия и т. д.), с завершением территориаль­ного раздела мира и образованием колониальных империй, с распространением рыночных структур по всему земному шару капитализм превратился в мировую систему, опреде­ляющую последующий ход развития человеческой цивили­зации. Интернационализация экономической и политической жизни имела своим результатом растущее взаимодействие правовых систем различных стран, преодоление их былой самоизоляции.

Особенно заметным становится воздействие права ве­дущих держав мира (прежде всего Англии и Франции) на правовую жизнь стран, которые позднее вступили на путь создания капиталистического общества. Взаимодействие правовых систем в этих условиях принимает самые разно­образные формы, а их сходство значительно увеличивает­ся. Этому содействовала широкая рецепция (заимствование) целых национальных правовых систем, насильственное вне­дрение чужеземного права, а также более мягкая транс­плантация принципов права одних стран в правовые систе­мы других стран. В немалой степени на процессы растуще­го взаимодействия и взаимовлияния отдельных националь­ных правовых систем разных стран в конце XIX - начале XX вв. повлияли и новые технические возможности капитализма - современные средства транспорта, связи, ин­формации и т. д.

В связи с широкими процессами рецепции и трансплан­тации права на базе английской и французской националь­ной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права - англосаксонская и континенталь­ная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных право­вых систем, различающихся по своей внутренней структу­ре и внешним юридическим характеристикам.

Каждая из этих двух систем имеет свой "генетический код", свои исторические корни. Несмотря на то, что фран­цузская и английская правовые системы уходят своими кор­нями в средние века, возникновение мировых систем права связано именно с процессом утверждения господства капитализма. Доминирующее положение этих стран в сфере права определялось также и тем, что в XIX в. они были наиболее богатыми и развитыми, превратившись к тому времени в крупнейшие колониальные державы.

Особенно тесно связано с колониальной политикой об­разование англосаксонской системы права. Большое зна­чение колониального фактора в истории этой системы во многом определяется тем, что английское право, уникаль­ное по способам своего формирования, содержанию и фор­ме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а потому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экс­пансии.

На начальных этапах английской колониальной экспан­сии были выработаны две судебные доктрины, способство­вавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, от­правляющийся за границу, "берет с собой" английское пра­во. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англи­чанину, находящемуся в английских колониях ("за моря­ми"), сохранение всех свобод и демократических институ­тов, которые существовали в самой метрополии. Эта док­трина стала следствием обобщения правового опыта, накоп­ленного в первых королевских колониальных хартиях. Так, еще в королевской Хартии Виргинии от 1606 г. говорилось, что "наши подданные, все вместе и каждый в отдельности... будут иметь и пользоваться всеми Свободами, Вольностями и Иммунитетами в любом из наших владений во всех их значениях и смыслах, как если бы они родились и жили в пределах нашего королевства Англии".

Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами "незаселен­ных" земель местное индейское и иное туземное население не должно было приниматься во внимание как "нецивили­зованное". В этих колониях считались действующими все законы Англии. Термин "законы Англии" в колониальной практике подразумевал не только статуты, но и "общее пра­во" и "право справедливости", т. е. прецедентное право, ко­торое вводилось в судах, создаваемых английскими колони­стами.

Введение в действие положений английского права в колониях переселенцев осуществлялось не только на осно­ве указанных судебных доктрин, но и путем издания спе­циальных королевских хартий, а также законов парламен­та. Так, например, в хартии, выданной Карлом II Ост-Индской компании в 1683 г., указывалось, что судьи должны решать дела в соответствии с "правосудием, справедливо­стью и доброй совестью", то есть практически в соответст­вии с английским прецедентным правом. Специальными актами английское право было введено в североамерикан­ских колониях, позднее распространено на Канаду (кроме Квебека, где сохранило свое действие французское право), Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, на базе ко­торых позднее оформились английские доминионы. Норма­тивными актами королей английское право внедрялось "свер­ху" и в новых колониях в Азии и в Океании.

В конце XIX в. в связи с окончательным разделом Аф­рики английские законы, а также прецедентное право были введены специальными правительственными актами в аф­риканских колониях (в 1874 г. - в Гане, в 1880 г. - в Сьер­ра-Леоне, в 1897 г. - в Кении и т. д.).

В XIX в. законодательство, вводящее в колониях анг­лийское право, довольно четко указывало и пределы при­менения его источников. Так, например, Ордонанс 1874 г. для Золотого Берега (Гана) постановил, что в колонии дей­ствует "общее право, справедливость и статуты общего ха­рактера, которые действовали в Англии на 24 июля 1874 г.", то есть на момент издания Ордонанса. Там же указывалось, что "во всех вопросах, в которых имеется конфликт или расхождение между нормами справедливости и нормами общего права, относящимися к одному и тому же вопросу, предпочтение должно отдаваться нормам справедливости". Подобные положения предусматривались в законодательстве, изданном для других колоний. В Либерии, основанной неграми - переселенцами из США, английское "общее пра­во" первоначально было позаимствовано в его американ­ском варианте. В законе 1820 г. указывалось, что в стране вводится "общее право в том виде, в каком оно было преобразовано и действует в Соединенных Штатах". Правда, в 1824 г. новый закон говорил уже о действии "общего права и обычаев судов Великобритании и Соединенных Штатов", а в 1839 г. было постановлено, что в Либерии действуют "те части общего права, которые установлены в "Комментариях" Блэкстона, и поскольку они могут быть применены к условиям данного народа".

Обычно англичане не уничтожали в колониях полностью традиционное местное право (например, индусское, мусуль­манское, обычное и т. д.), что было просто невозможно сде­лать, но это право действовало в пределах, установленных английским законодательством или колониальными властя­ми. В таких условиях возникали и своеобразные смешанные правовые системы, состоявшие из элементов английского и местного туземного права (например, англо-индусское пра­во). Традиционное право регулировало главным образом се­мейные отношения и сохраняло свое подчиненное положе­ние по отношению к английскому праву, которое определяло развитие правовой системы в этих странах в целом. В коло­ниях и протекторатах Англии и Юго-Восточной Азии (Малайя, Сингапур, Гонконг, Бруней) английское право перепле­талось часто с элементами индусского и китайского права, которое действовало в индийских и китайских поселениях и у торговцев, а также с нормами мусульманского права, кото­рое утверждалось здесь по мере распространения ислама. В колониальных владениях Англии в Африке в определенных пределах (особенно в области семейных, наследственных и т. п. отношений) действовали нормы обычного права, но воз­действие английского права в целом шло по возрастающей линии. В результате во второй половине XX в., когда прошел процесс деколонизации британской империи, новые государ­ства, возникшие на базе английских колоний, практически оказались в сфере влияния и действия англосаксонской сис­темы права.

Своеобразно складывалась правовая система в англий­ских колониях в Южной Африке. Эти колонии расширя­лись по мере захвата бурских республик, в которых дейст­вовало голландское (так называемое римско-голландское) право. Основные черты этого права определились еще в XV- XVII вв. В начале XIX в. в самой Голландии право было преобразовано по французскому образцу (на основе кодек­сов Наполеона), но в колониях (в Индонезии, в Южной Аф­рике и т. д.) оно действовало главным образом в первона­чальном виде. Голландские власти в случае пробелов в ко­лониальном законодательстве допускали ссылки даже на римское право.

Англичане, утвердив свое господство в южноафрикан­ских колониях, сохранили действие как некоторых мест­ных обычаев, так и римско-голландского права. В 1857 г. специальная комиссия, обследовавшая состояние права в Капской земле, писала в своем отчете, что "римско-голланд­ское право... образует главную часть права колонии". По конституционному Акту об образовании Южно-Африкан­ского Союза (1909 г.), определялось, что право отдельных колоний, которое действовало к моменту создания Союза, является действующим до тех пор, пока оно не будет пере­смотрено парламентом Союза или провинциальными сове­тами. Однако в течение всего XIX и в начале XX в. южно­африканское право перерабатывалось в соответствии с ду­хом английской юриспруденции. В результате, по словам самих южноафриканских юристов, сложилась "правовая система - гибрид", где тесно переплелись элементы анг­лийского и голландского права.

Это своеобразное право было распространено англи­чанами и на другие их владения на юге Африканского континента (Южная Родезия- 1898 г., Свазиленд – 1907 г. и др.). Уже после окончания первой мировой войны, в 1919 г., право Южно-Африканского Союза было введено и в под­мандатной территории - Юго-Западной Африке. Своеоб­разная гибридная система права, хотя и с более очевидным влиянием английских доктрин, сложилась исторически и в ряде других колониальных владений Англии: на Цейлоне (англо-римско-голландское право), на острове Маврикий (англо-французское право), в Вест-Индии (англо-испанское право).

С конца XIX в. английское право оказывает все большее воздействие на правовые системы и таких стран, которые официально сохраняли независимость, но фактически попа­ли под британское влияние - Египет, Афганистан и др. Свое­образная смешанная система права возникла исторически и на самих британских островах - в Шотландии. Здесь еще в средние века применялись многие институты римского права, дополненные практикой шотландских судов, не вос­принявших в целом систему "общего права". Но после акта об Унии Англии и Шотландии 1707 г., хотя шотландское право и сохранило свой обособленный статус, оно постепен­но начало все больше тяготеть к образцам английского пра­ва. Укреплению мировых позиций английского права спо­собствовало то обстоятельство, что дела из высших колони­альных судов можно было обжаловать в судебном комитете Тайного совета в Лондоне.

Ориентация на английское право сохранилась в само­управляющихся колониях и после принятия в 1865 г. анг­лийским парламентом "Акта о действительности колони­альных законов". Формирующееся в доминионах националь­ное законодательство базировалось на основных принципах англосаксонской правовой системы, то есть на судебном прецеденте и общем праве.

Английское право было положено в основу кодифика­ции отдельных отраслей и институтов права, которая про­водилась в ряде колоний. Так, в Индии уже в 30-х гг. XIX в. специальная комиссия под руководством известного анг­лийского юриста Маколея составила проект уголовного ко­декса. Он был утвержден Законодательным советом при вице-короле Индии лишь в 1860 г., вскоре после подавле­ния национального восстания 1857 г., в связи со стремле­ниями англичан укрепить колониальный правопорядок. Этот кодекс испытал на себе известное влияние и французского законодательства, а также заимствовал ряд положений из индусского и мусульманского права, но в целом по своему духу он соответствовал английской правовой системе. В 1859 г. был принят кодекс гражданского судопроизвод­ства, а в 1861 г. - кодекс уголовного судопроизводства Индии. В 60-х гг. в Индии был принят также ряд кодифи­цированных актов в сфере гражданского права (Акт о на­следовании 1863 г., Акт о договорах 1866 г.). На основе анг­лийского права (проект Стифена) был принят в 1892 г. уголовный кодекс Канады. В конце XIX - начале XX в. ин­дийские колониальные кодексы были распространены Анг­лией на ряд других колоний (Аден, колонии в Восточной Африке - Сомали, Кения и др.).

Несмотря на большое разнообразие правовых систем, выросших на базе бывших колониальных британских вла­дений, они имеют сходство в основных моментах внутрен­ней структуры и самого юридического мышления. В силу особой системообразующей роли в англосаксонской право­вой семье общего права Англии эту систему часто называ­ют "семьей общего права". В этой семье преобладает праг­матическая концепция права, согласно которой юридиче­ская норма выступает не столько в виде общей и абстракт­ной нормы поведения, сколько в способе разрешения судеб­ных тяжб. Естественно, что важное место при этом занима­ет прецедентное, судейское право, для которого процессу­альные моменты самого ведения судебных дел (предъявле­ние и оценка доказательств, заслушивание свидетельских показаний и т. д.) имеют нередко большее значение, чем выяснение истины. Таким образом, право в англосаксонской семье приобретает процедурный и казуальный характер, а не законодательный и системно-логический. Отказ от ши­рокой рецепции римского права в этой семье имеет резуль­татом множество юридических понятий, юридических кон­струкций и терминов, имеющих корни лишь в английской правовой истории. Под влиянием английской судебной прак­тики в англосаксонской правовой семье большое внимание уделяется защите прав личности от произвола государства и общества.

Date: 2015-07-25; view: 800; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию