Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественный строй франков
Основой экономики Франкского государства являлись земледелие и домашнее животноводство. Это видно из анализа статей Салической правды – основного памятника права франков, принятого в правление Хлодвига (от 486 до 510 гг.). Его изучение дает возможность познакомиться со многими сторонами жизни и быта франков, ярко представить их хозяйственный и общественный строй, проследить постепенное изменение у них социальных отношений. Салическая правда указывает на наличие пережитков родового строя у свободных франков. Родственные связи еще имели большое значение в их жизни. Однако уже наметились тенденции его разложения. Об этом свидетельствует титул 58 «О горсти земли». В нем видно наметившееся имущественное неравенство среди франков, стремление более зажиточных выйти из родового союза, чтобы не платить штрафы за своих бедных родственников. Титул 60 «О желающих отказаться от родства» одним своим названием подчеркивает такую возможность для франка. Салическая правда свидетельствует о наличии у франков раннеклассового общества с сохранением еще общинных родовых связей. Однако в V–VI вв. уже наметился процесс формирования франкской служилой знати, значительно укрепившейся в ходе завоевательных походов Хлодвига. Здесь можно выделить несколько социальных групп: на севере страны проживали свободные франки-общинники, служилая знать, графы, лица, состоявшие на королевской службе, литы – полусвободное население, находившееся в личной или материальной зависимости от своего господина. По мере укрепления государства важным фактором, влиявшим на правовой статус личности, являлась принадлежность к королевской службе и складывавшемуся государственному аппарату. Это наиболее ярко выражалось в системе денежных штрафов за посягательство на жизнь, телесную неприкосновенность, имущественные и иные права лиц, имевших разный правовой статус в обществе. В переходный период от родоплеменного строя к раннефеодальному служилая знать еще не прибегала к труду свободных франков – общинников. Каждый свободный общинник имел земельный участок и пользовался общинными угодьями, где он пас свой скот и делал заимки. К правам свободных членов общины относилось участие в сельских сходах, в сотенных или окружных судебных собраниях в качестве судебных заседателей, свидетелей и приносящих клятву соприсяжников, а также право ношения оружия и участия в народных собраниях. Существенной особенностью этой совокупности прав свободных общинников является то, что каждое из них в то же время являлось и их обязанностью, но не по отношению к государственной или вотчинной власти. Это обязанность – по отношению к самой общине, к входящим в нее кровнородственным союзам. Так, например, право ношения оружия предполагало в то же время обязанность каждого соплеменника выступать в качестве участника народного ополчения; неявка на окружное судебное собрание, как и отказ выполнять функции судебных заседателей, свидетелей и соприсяжников, очень строго карались нормами обычного права. К полусвободным относились литы. Их правовое положение было весьма специфическим. Они обладали земельными наделами, самостоятельно вели свое хозяйство, принимали участие в военных походах, судебных собраниях, могли частично распоряжаться своим имуществом и заключать сделки с другими лицами. Их жизнь охранялась вергельдом, который был в два раза ниже, чем вергельд, назначавшийся за жизнь свободного общинника. Социальные различия наглядно проявлялись в правовом положении рабов. Это была самая угнетенная категория населения Франкского государства. С точки зрения обычного права раб рассматривался как вещь и приравнивался к животному. Их труд использовался в качестве подсобной рабочей силы в хозяйствах свободных франков и служилой знати. Однако в отличие от рабов Афин и Рима франкские рабы обладали движимым имуществом, что явствует из уплаты ими штрафов в размере шести солидов (стоимость двух здоровых коров). Это также говорит о том, что они обладали некоторой правоспособностью. В южной части франкского государства проживало галло-римское население: римляне – королевские сотрапезники, римляне – земледельцы, римляне, платившие налоги. 41 глава Салической правды говорит об ответственности за лишение жизни этих категорий населения. Date: 2015-07-25; view: 404; Нарушение авторских прав |