Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформы Солона и Клисфена
Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы политического деятеля Солона. Он отменил часть долговой кабалы и аннулировал все поземельные долги. С этого времени рабами в Афинах могли быть только пленники, захваченные на войне или купленные на мировом рынке. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, были отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства. Впервые была узаконена свобода завещания. Эти реформы получили название сисахфия. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати, но удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев. Важнейшей политической реформой было установление имущественного ценза. Все свободные граждане делились на четыре разряда. За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел. Солон повысил авторитет Народного собрания, которое стало чаще созываться, и на котором рассматривались наиболее важные вопросы (принимались законы, избирались должностные лица). Был учрежден Совет четырехсот для оказания поддержки в работе Народного собрания. Реформы Солона продолжил Клисфен: был принят закон, который упразднил деление граждан по родам. Афинское государство делилось на три зоны: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Совет четырехсот реорганизуется, создается Совет пятисот. Коллегия архонтов потеряла былое значение, особенно с появлением коллегии стратегов, решавшей вопросы военных дел и внешних сношений. Реформа Клисфена сокрушила господство родовой аристократии, но отвечала интересам демоса. Одним из политиков, который ранее других оказался связанным с великой эпохой афинской демократии, был Перикл. Его точка зрения сводилась к основным принципам демократической формы государственного правления. Он говорил, что в Афинах влияние на ход государственных дел не является уделом лишь ограниченного круга лиц, а распространяется на всех без исключения граждан. В личной жизни каждый гражданин в соответствии с законом имеет одинаковые права. Несмотря на столь широкую свободу в области общественной жизни, граждане Афин продолжали оставаться законопослушными членами общества, что объяснялось тем чувством уважения и почитания, которое каждый афинянин испытывал перед законом.
5. Особенности государственного и общественного строя Древней Спарты. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В СПАРТЕ (АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА). СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ Спарта, или Лакедемон, – древнегреческий полис, город—государство, в VI–Iвв. до н. э.занимавший южную часть Пелопоннеса. В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытно—общинного строя и военную организацию общества. Утверждение социального и политического устройстваСпартытрадиция связывает с именем законодателя Ликурга. Жители Спартанского государства делились на такие социальные группы, как: 1 ) спартиаты. Они пользовались политическими правами и имели земельные участки в наследственном пользовании; 2) гипомейены. К ним относились граждане, не платившие взносов для организации общественных трапез; 3) периэки. В их руках было сосредоточено ремесло; 4) илоты – представители побежденных племен. Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание (апелла), фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать лица, достигшие 30–летнего возраста и имеющие земельные наделы. Народное собрание выполняло такие функции, как избрание должностных лиц, выбор главы военного похода, решало вопросы войны и мира, обладало прерогативой законотворческой деятельности, решало вопросы взаимоотношений с другими государствами. Решения, принимаемые Собранием, контролировались советом старейшин. Государство возглавляли 2 царя, которые выполняли полномочия вождей в военном деле, были верховными жрецами, отправляли правосудие. Коллегия эфоров – государственный орган, обладавший широким спектром полномочий. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было 5, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью ге—русии и Народного собрания, в их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60–летнего возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии. 6. Основные черты афинского права: источники права, право собственности и обязательства, брак и семья, преступление и наказание. Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза. Источники права. Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает "расщепляться". С появлением новых социальных отношений и расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы "взял — отдай" возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем — и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль. Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. Не исключено, что и сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Характерно, что такой пережиток родового строя, как кровная месть, был запрещен. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.). Активная законодательная деятельность в Афинах в V—IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы — постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя. Право собственности и обязательства. В афинском праве различалось владение — как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и домов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на "видимое" (земля, дом, рабы и т.п.) и "невидимое", способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности). Между государственной и частной земельной собственностью существовала органическая связь — частная собственность на землю считалась ведущей свое происхождение от государственной, а государственная существовала в форме частной. Поэтому, несмотря на окончательное утверждение со времен Солона частной собственности, она носила еще отпечатки прежних коллективистских представлений об общности имущества и считалась предоставленной государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Само название земельных участков происходило от слова "жребий" (клерос) — т.е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки. Существенным обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счет пышные празднества (литургии), для афинян. Размер расходов на литургию определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия — обязанность снаряжать за свой счет военный корабль. Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда ("вольные" и "невольные" обязательства). Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа). Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника). Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение в истории Афин имел залог земли — ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство. Среди договоров важное место занимала купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседними странами; заем, в том числе у ростовщиков под большие проценты (до 20%); имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости (особенно домов метеками, не имевшими или имевшими ограниченное право приобретать дома); личный найм и некоторые другие. Был известен и договор товарищества, по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки товарищества распределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу. Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц — детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление. Брак и семья. Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи, невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению. Преступлениями наказания. Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности. Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться как преступления против государственных интересов (кража в общественном месте) или против личных интересов. Характер наказания зависел прежде всего от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государства — о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широко были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.
7. Эволюция римской государственности. Плебеи и патриции: сущность и итоги противостояния. Со времени образования римского полиса свободное население города устойчиво подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев. Происхождение этого разделения исторически не прояснено. Однако очевидно, что патриции и плебеи обладали разными правами в имущественной сфере, считались жителями разных категорий, их взаимные семейные отношения не поощрялись, а часто были невозможны, и, главное, первоначально они имели существенно разные возможности влиять на деятельность власти в Риме – т. е. это были разные сословия внутри римского народа. Патриции были членами родов (в этом состояло их отправное отличие). Они имели право избираться в магистраты, они только могли быть сенаторами. Самое важное, что только патриции составляли куриатные собрания, где решались политические вопросы. Патриции могли выступать покровителями (патронами) других жителей Рима, защищать их в суде, представлять их имущественные интересы.
Плебеи не имели родовой организации; по-видимому, это были выходцы из других племен и областей, переселившиеся в римский полис. Из-за отсутствия родовой принадлежности, плебеи были полностью лишены политических прав. Хотя вместе с патрициями обязаны были нести военную службу. Плебеи подлежали покровительству rex'a, были вынуждены пользоваться иными, нежели патриции, правовыми правилами. Запрещались браки между патрициями и плебеями. Серьезной социальной гранью были различия в культах, в религиозных церемониях.
Изначально различия патрициев и плебеев не были отличием богатых от бедных. Скорее, напротив: поскольку для патрицианства только занятие земледелием считалось «правильным», плебс, сосредоточив в своих руках ремесло и торговлю, богател активнее. Однако принадлежность к родовой организации влияла и на доступ к распределению общественных земель, особенно новозавоеванных – ager publicus. Плебеи были, по сути, лишены прав на основное богатство тогдашнего Рима – землю. Аграрный вопрос стал еще одним внутренним фактором общей социально-политической борьбы в Риме, менявшей ход формирования государственности. В 494 г. до н. э. после очередного военного похода плебеи отделились от патрицианской части войска и не возвратились в город – это получило название первой сецессии (удаления) плебеев. Под угрозой внешней опасности патрицианская часть римской общины вынужденно согласилась на создание политических институтов, которые бы гарантировали охрану прав плебеев. В 493 г. до н. э. были избраны два народных трибуна, которые должны были выполнять роль заступников плебса (ранее ее играл царь). Дом трибуна мог служить для плебея убежищем, а своей властью трибун мог остановить исполнение консульского, сенатского или даже куриатного решения – практически парализовать всю деятельность государства, кроме военной. Правда, трибунская власть действовала только в самом городе и округе радиусом в одну милю. В 471 г. трибунов стало 4, в 457 г. – 10; определялись они, вероятно, собраниями плебса – consilia plebis. Сложившаяся в V в. до н. э. центуриальная организация войска, а затем и система центуриатных комиций (в которые на равных были записаны патриции и плебеи), внесли в политическую систему первое уравнение в правах. Начало борьбы за отмену долговых притеснений со стороны патрициев, за ликвидацию правового неравноправия в имущественной сфере принесло свои плоды в виде ограничений на концентрацию земельных владений, на взимание излишних процентов по займам, на продажу в рабство жителей римской общины (сер. IV в. до н. э.). На протяжении столетия плебеи добились уравнения с патрициями в праве доступа к выборным должностям, которые уже ранее были установлены в Риме или установились за этот период: в помощники консула –квесторы (409 г. до н. э.), на должность одного из консулов (367 г.) в курульные эдилы – полицейские правители города (364 г.), в цензоры (351 г.), в преторы – судебный и военный помощник консула (337 г.). В 356 г. было установлено, что и диктатор (которому на несколько месяцев вручалась бы исключительная власть в Риме при необычных обстоятельствах) также может быть из плебеев. Создание некоторых новых выборных должностей нередко было прямым итогом борьбы плебеев за свои права, в которой снова и снова они прибегали к испытанному методу сецессий. 8. Основные этапы развития римского права. Эволюция источников права и правовой системы. Законы XII таблиц: структура, содержание и основные институты и значения. Роль римского права в мировой истории и основные этапы его развития. Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом. Оно отличается прежде всего необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию. За более чем тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством. Кроме того, римское право пережило ту рабовладельческую государственность (Западную Римскую империю), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. Поэтому периодизация истории римского права, несмотря на ее теснейшую связь с важными событиями в политической жизни, не может быть сведено к периодизации Римского государства. В обширной литературе по римскому праву имеются различные варианты выделения главных и более дробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной для учебных целей представляется следующая периодизация истории римского права. 1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов. 2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники. 3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии). Для более глубокого изучения истории римского права, а также для специальных научных целей разработаны и более детализированные схемы периодизации. Так, многие ученые вслед за архаическим периодом выделяют в качестве особого этапа истории римского права предклассический период (III —1 вв. до н.э.). Такое вычленение предклассического периода имеет под собой серьезные основания, но оно в большей степени подходит для специализированного изучения истории римского права, выходящего за рамки данного учебного курса. Date: 2015-07-25; view: 1131; Нарушение авторских прав |