Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Школа рисункаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Ю. К. Самойлов ШТРИХ, ЛИНИЯ, ПЯТНО И ТОЧКА Методические указания
Ульяновск 2009 УДК 741.743 (076) ББК 85.15я7 С17 Рецензент член Союза художников России, почётный архитектор, лауреат Золотой Пушкинской медали, доцент кафедры архитектуры УлГТУ Л. Н. Нецветаев
Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета университета
Самойлов, Ю. К. С17 Штрих, линия, пятно и точка: методические указания для студентов специальности 27030265 «Дизайн архитектурной среды» Ю. К. Самойлов – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 52 с.: илл.
Содержат сведения о приборах, приспособлениях, материалах, средствах и приёмах выполнения рисунков в процессе обучения изобразительным дисциплинам. Работа подготовлена на кафедре АСП.
УДК 741.743 (076) ББК 85.15я7
© Самойлов Ю. К., 2009 © Оформление. УлГТУ, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧЕЛОВЕК, ПРОСТРАНСТВО, РИСУНОК Человек и окружающая среда неразделимы. И если среда без человека существовать может, то человек без среды немыслим. Во все времена человек приспосабливался к среде, а в последствии пытался приспособить её к своим потребностям, создать искусственную среду обитания – жилища, места работы и общественных собраний и т. д. Мир, существующий вокруг, нас бесконечно разнообразен: величественные очертания гор, простор полей, разливы рек, богатый растительный и животный мир всегда служили источником вдохновения художника, поэта, композитора, архитектора. Не только природный, но созданный руками человека мир поражает нас своим великолепием. Благодаря удивительной способности человеческого восприятия мы можем остановить мгновение, запечатлев в рисунке изменчивые формы предметов. В результате наблюдения, осмысления, понимания окружающего мира в течение нашей жизни накапливается представление о разнообразных формах, событиях и явлениях. И порой глазу достаточно лишь намёка, точки, пятна или силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы. На основе запечатлённых в памяти предметов любая форма вызывает ассоциации со сходными формами, наше сознание устанавливает с ними определённые отношения и связи и способствует творческому подходу к претворению замысла в проект. Проектирование предметно-пространственной среды это не только создание материальных ценностей. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам, интерьерам, архитектурным сооружениям художник-архитектор формирует «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами, будет жить в этой среде. В этом случае архитектурное проектирование можно рассматривать как вид пространственного искусства. В пространственных искусствах пластика объёмов, форм, линий имеет существенное значение. Архитектура – как овеществлённое творчество, эстетическое освоение мира, тяготеет к синтезу искусств, к слиянию и взаимодействию с монументальным искусством, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Чем более образован архитектор, тем в более совершенную форму воплотятся его замыслы. Важно уметь отобрать те качества предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное в восприятии и отображении реального мира. Предметное восприятие мира, где внимание преимущественно уделяется конструктивным качествам предметов, а пространственность не играет существенной роли; восприятие ли пространства как реальной среды, воздуха, ощущаемого, прежде всего оптически или абстрактное воображение могут существовать одновременно или сменять друг друга. Силуэтно-плоскостное изображение доносят до зрителя общую силуэтную характеристику предмета. Объёмные изображения при помощи графических или живописных средств создают представление о реальной форме объектов. Абстрактное изображение это спонтанное выражение внутреннего мира художника, отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметность композиции, состоящей из линий, точек, пятен, плоскостей. Однако знания закономерностей линейной и воздушной перспективы, теории светотени, композиции, цветоведения, принципов стилизации, пластической анатомии и т.д. необходимы для архитектора. Архитектура – искусственно созданная среда для человека и человеком, потому архитектор должен знать и уметь применить на практике знания пластической анатомии и масштабности изображения антуража в архитектурном проекте.
Рис 1. Перспективный архитектурный рисунок
Архитектору важно знать, что пропорции человеческого тела служат определённым модулем, влияющим на композицию, форму, размер как архитектурного пространства, так и всех предметов искусственной среды, поскольку человек является одним из основных измерителей архитектурного пространства. Нельзя полагаться только на воображение, хотя всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Восприятие же необходимо зафиксировать в рисунке и к нему апеллировать. Рисунки с натуры в стилизованном упрощенном виде обогатят архитектурный проект. Антураж поможет понять масштабность и величественность здания, сооружения и их функциональное значение.
Рис. 2. Человек и среда.
Стилизация – это обобщение и выделение характерных особенностей объектов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, отказаться от передачи объёма. Упростить - это не значит обеднить форму, но подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.
Рис. 3. Стилизованное изображение человека
Рис. 4. Различные способы ведения рисунка
Рис. 5. Изображение деревьев в архитектурном рисунке
Архитектурный рисунок отображает и одновременно пропагандирует замысел архитектора. Он должен быть наглядным, понятным, выразительным, максимально стилизованным. В рисунке нужно использовать все возможные графические материалы. Выразительность же графического материала может быть достигнута только хорошо развитым чувством линии, её пропорциональности, толщины, правильным размещением, равновесием на рисунке плоскостей и линий, света и тени. Одним из основных элементов, при помощи которых архитектор формирует жизненную среду для человека, является озеленение, естественное и созданное дополнительно. Рисунки зелёных насаждений должны содействовать осуществлению композиционного замысла проекта, а не быть пассивным дополнением. Для графического решения, для выражения материалов элементов озеленения нужно использовать различные художественные техники. В основе графического выражения лежат плоскость и линия, но принципы построения рисунка важны, поскольку каждая линия, её живость и динамичность, каждый штрих и пятно передают пропорции и масштаб объекта.
Рис. 6. Упрощения и условности изображения в архитектурном рисунке
ШКОЛА РИСУНКА При кажущейся видимости простоты выполнения рисунка каждому, чтобы овладеть секретами реалистического изображения необходимо учиться. Все профессиональные художники, архитекторы прошли школу рисунка. Для того чтобы грамотно построить рисунок предмета, объекта, явления важно уметь видеть форму, объём, фактуру, пространственное положение изображаемого, правильно выбрать художественный материал, освоить особенности изображения, найти верное композиционное решение, передавать в рисунке характерные особенности изображаемого. В основе рисунка лежат штрих, линия, пятно и положить их нужно в нужном месте, нужной интенсивности, подчеркивая характерные особенности изображаемого предмета, объекта, явления, события. А всё начинается от простого к сложному. Вначале необходимо рассмотреть предмет для того, чтобы иметь более полное представление о форме, объёме, пространственном положении. Затем следует композиционное решение рисунка и, начиная с общей формы, необходимо переходить к деталям, соблюдая пропорциональное отношение частей и деталей между собой и к общему. В светотеневой моделировке важно не только верно передать объём, фактуру, пространственное положение, но и добиться цельности изображения. Для этого следует постоянно упражняться в рисовании с натуры, систематически выполнять наброски и зарисовки с натуры, развивать наблюдательность, зрительную память и творческое воображение. Секреты мастерства кроются в неустанном труде, наблюдении окружающей действительности, пытливом изучении закономерностей природы, что способствует развитию прирождённых способностей. Мастерство – это ремесло плюс высокая художественная культура, интеллект, умение видеть и творчески мыслить и свободно воплощать творческие замыслы в материалах. Для этого необходимо знать основы изобразительной грамоты, уметь мыслить образно, много читать, активно наблюдать окружающую жизнь. Ремесло - практические знания техники рисунка, закономерности светотени, перспективы, пластической анатомии и прочее можно приобрести в процессе изучения этих дисциплин, но голое мастерство никогда не было искусством, без ремесла же не может быть и творчества. Свободное владение инструментом, натренированность руки и глаза необходимы для сводного воплощения творческой мысли в материале. Плодотворной работа над рисунком может быть лишь тогда, когда процесс рисования будет осмысленным и систематичным. Имейте при себе альбом карманного формата – дневник эмоциональных и визуальных впечатлений - для того чтобы зафиксировать заинтересовавшее вас явление, факт, событие. Наблюдая окружающую действительность, фиксируя свои наблюдения и рассуждения в набросках и зарисовках, учитесь перерабатывать реальные образы в декоративные, абстрактные, чтобы в дальнейшем использовать свои наблюдения и зарисовки в творческой деятельности. А для этого нужно уметь видеть – смотреть на натуру аналитически, подмечая главное и отбрасывая второстепенное. Рисунки должны быть выполнены аккуратно и точно. В процессе работы над рисунком вы освоите секреты мастерства и тогда выработаете свой графический язык.
Рис. 7. Различные техники ведения рисунка. Работа студента К. Штемпеля
Осваивая секреты мастерства, постарайтесь увидеть в обычных предметах нечто удивительное, красивое, необычное и передать это в своих рисунках, набросках, зарисовках. К успеху вас приведут тщательное выполнение рисунков с натуры, изучение работ старых мастеров, чтение специальной литературы, тщательное выполнение упражнений, набросков, зарисовок, рисунков с натуры, по памяти, по представлению, творческих композиций. Рисунки могут быть выполнены самыми различными материалами: графитными, угольными, итальянскими и прочими карандашами; углём, соусом, сангиной; тушью- пером, тушью-щепочкой и так далее. Большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Данная техника позволяет работать чёрной и цветной тушью, акварелью в технике гризайль и выполнять тончайшие рисунки, работать большими плоскостями. Гризайль – монохромная живопись, где художники выбирают серый или коричневый цвет. Эта техника широко применялась старыми мастерами, создававшими выразительные произведения. Но в работе кистью нужна уверенность, решительность и аккуратность. Исправить рисунок кистью подчас бывает невозможно. В зависимости от характерных особенностей изображаемого предмета, объекта, явления, факта, события следует подбирать художественные материалы, бумагу, на которой будет строиться изображение, технику ведения рисунка - всё это поможет вам реализовать свои творческие планы.
Date: 2015-07-25; view: 4233; Нарушение авторских прав |