Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законодательные механизмы защиты сведений об оперативно-розыскной деятельности
Статья 17. Защита сведений об оперативно-розыскной деятельности Сведения о системе организации, источниках, способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, лицах, оказывающих этим органам содействие на конфиденциальной основе, а также о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий относятся к государственной тайне и подлежат рассекречиванию только на основаниях и в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Лица, виновные в разглашении этих сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Санкционированное прокурором постановление на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для дачи санкции, а также материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскного мероприятия, хранятся только в делах оперативного учета, заведенных в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Настоящая статья конкретизирует и дополняет основные положения Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» применительно к сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности. Комментируемые нормы также устанавливают правовые основы режима секретности и конспирации в оперативно-розыскной деятельности. Ч. 1 ст.17 содержит перечень сведений о различных аспектах оперативно-розыскной деятельности, которые составляют государственную тайну, а также определяет общий порядок их рассекречивания. Анализ данной нормы позволяет классифицировать всю совокупность сведений, составляющих государственную тайну в ОРД, на три большие группы. Во-первых, это своего рода стратегическая информация, раскрывающая систему организации оперативно-розыскной деятельности на территории республики (области, район и т.д.) либо по конкретному направлению работы. Сюда же следует отнести данные о реальных источниках, способах, методах, планах и результатах функционирования данной системы. Во-вторых, это информация о конкретных оперативных работниках, ведущих негласную разведывательную работу (в том числе и в организованных преступных группах), а также лицах, оказывающих содействие оперативным аппаратам на конфиденциальной основе. В-третьих, это информация об организации и тактике проведения как типовых, так и конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Необходимость засекречивания таких сведений обусловлена рядом причин. Главными из них являются: 1) достижение максимальной эффективности оперативно-розыскных сил, средств и методов в решении установленных законом задач; 2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, оказывающих конфиденциальное содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий; 3) обеспечение национальных интересов и безопасности общества и государства. В соответствии с преамбулой Закона «О государственных секретах» гражданам Республики Беларусь гарантируется конституционное право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации по всем вопросам жизнедеятельности государства и общества. Такое право может быть ограничено только законом. Согласно ст. 2 данного закона государственная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности, обороноспособности, экономических и политических интересов Республики Беларусь, а также создать реальную угрозу безопасности либо правам и свободам граждан. Эта же статья определяет содержание служебной тайны как сведений, составляющих часть государственной тайны, но не раскрывающих ее целиком. Для носителей сведений, составляющих государственную тайну, законом установлены ограничительные грифы «Особой важности» и «Совершенно секретно», а для носителей сведений, составляющих служебную тайну, – «Секретно». Конкретный механизм режима секретности и конспирации в оперативно-розыскной деятельности устанавливается ведомственными нормативными актами соответствующих государственных органов, принимаемыми на основании и во исполнение Закона «О государственных секретах», настоящего Закона, а также иных законодательных актов Республики Беларусь. Ч. 2 ст. 17 устанавливает основы правового механизма гласности сведений о лицах, участвующих в проведении оперативно-розыскных мероприятий исключительно на конспиративной основе. Согласно тексту Закона речь идет о: 1) лицах, внедренных в организованные преступные группы; 2) штатных гласных сотрудниках; 3) лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе. С позиций теории и практики оперативно-розыскной деятельности данный перечень выглядит противоречивым и подлежит расширенному толкованию. Исходя из смысла Закона, иных законодательных и подзаконных актов а также оперативно-розыскной теории и практики законодатель ведет речь о лицах, участвующих в осуществлении оперативно-розыскной деятельности исключительно на конспиративной основе. В зависимости от их должностного положения это могут быть: 1) штатные сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 2) лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Причем и те, и другие из них, согласно п. 13 ст. 2 Закона, могут быть внедрены в организованную преступную группу либо иное криминальное формирование. Другой принципиальный момент состоит в том, что в ч. 2 ст. 17 говорится о «лицах, оказывающих или оказывавших им (штатным негласным сотрудникам – прим. авт.) содействие на конфиденциальной основе. Иными словами, сведения о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие гласным оперативным работникам, могут быть преданы гласности без их согласия, что является грубейшим нарушением законности. Примечателен тот факт, что, в отличие от ч. 2 в ч 1 ст. 17 говорится о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Ч. 2 ст. 17 устанавливает одно обязательное условие предания гласности сведений об указанных категориях сотрудников. Это добровольное согласие конкретного лица на рассекречивание данных о его конспиративном участии в проведении оперативно-розыскных мероприятий (факте негласного сотрудничества, истиной социальной роли и т.п.). Закон не содержит перечня фактов, при наступлении которых такие данные подлежат оглашению. Думается, что в данном случае следует исходить из положений разделов III и IV Закона Республики Беларусь «О государственных секретах», определяющих порядок установления и снятия ограничений на распространение сведений о государственных секретах, их пользования и распоряжения, а также положений соответствующих подзаконных нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность. Заключительная часть комментируемой статьи содержит правило, согласно которому оригиналы всех служебных документов, отражающих ход подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий (включая полученные результаты), требующих санкционирования прокурором, хранятся только в делах оперативного учета, заведенных соответствующими государственными органами. Данное правило имеет своей целью недопущение утечки сведений, составляющих государственную или служебную тайну. Более подробно вопросы, связанные с ведением секретного делопроизводства, регламентируются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. № 20 Наука уголовного процесса о целях, сущности и круге особых производств. Проблемные вопросы ускоренного производства. Ускоренное производство — это такая форма досудебного производства, в котором орган дознания неследственным путем в сокращенные сроки устанавливает обстоятельства преступлений, указанных в статье 452 УПК, возбуждает при наличии оснований уголовное дело, привлекает лицо в качестве обвиняемого, оканчивает производство по уголовному делу по общим правилам и передает его прокурору для направления в суд. Ускоренное производство допускается по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, расследование по которым не вызывает большой сложности в силу их очевидности и признания подозреваемым, обвиняемым, как правило, своей причастности к совершению преступления. Вместе с тем благодаря наличию такого производства органы следствия и дознания освобождаются от производства расследования по относительно несложной категории преступлений, что позволяет им сосредоточить большее внимание на раскрытии более тяжких преступлений. Не менее важным является и то, что данная форма судопроизводства позволяет приблизить момент назначения уголовного наказания ко времени совершения преступления, что, безусловно, имеет положительный воспитательный и профилактический эффект. Законом установлен строгий перечень преступлений, по которым разрешено ускоренное производство. К ним относятся такие составы, как умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ч.1 ст. 149 УК), заражение вирусом иммунодефицита человека (ч. 1 ст. 157 УК), уклонение родителей от содержания детей (ст. 174 У К), уклонение детей от содержания родителей (ст. 175 У К), незаконное лишение свободы (ч.1 ст. 183 УК), кража (ч.1 ст. 205 У К) и др. Всего к ускоренному производству отнесено 38 составов преступлений, наказание за которые не превышает трех лет лишения свободы. Порядок ускоренного производства Порядок ускоренного производства определяется общими правилами Уголовно-процессуального кодекса, за изъятиями, предусмотренными главой 47 УПК. Ускоренное производство так же, как и в обычных случаях, начинается с момента поступления в орган дознания информации о совершенном преступлении, которая в установленном законом порядке регистрируется и проверяется. Проверочные действия должны быть завершены в соответствии с частью 3 статьи 452 УПК в срок до 7 суток. В ходе проведения проверки законом разрешены те же действия, которые производятся в стадии возбуждения уголовного дела. В частности, в целях установления обстоятельств преступления орган дознания получает объяснения от очевидцев и других лиц, обладающих необходимой информацией, истребует справку о наличии или отсутствии судимости у лица, совершившего преступление, приобщает данные, характеризующие личность, и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде. Хотя закон и не указывает проведение таких следственных действий, как осмотр места происшествия и экспертиза, их производство, исходя из общих правил, установленных статьей 173 УПК, также допустимо. У лица, совершившего преступление, берется обязательство являться по вызовам органа дознания и суда и сообщать о перемене места жительства. В случае неявки в орган дознания лицо может быть подвергнуто приводу. Ускоренное производство, однако, существенно отличается от стадии возбуждения уголовного дела. Здесь, во-первых, кроме проведения проверочных действий осуществляется функция уголовного преследования, так как возбуждается уголовное дело и лицо привлекается в качестве обвиняемого, а, во-вторых, материалы ускоренного производства служат поводом и основанием для рассмотрения их в судебном разбирательстве. Материалы же проверки в стадии возбуждения уголовного дела, если не отказано в возбуждении дела, являются поводом и основанием для последующего предварительного расследования. Признав материалы проверки достаточными для направления их в, суд, орган дознания возбуждает уголовное дело; принимает его к своему производству; по правилам, предусмотренным статьями 240—244 УПК, привлекает лицо, совершившее преступление, в качестве обвиняемого; решает, как и по обычным уголовным делам в соответствии со статьями 116—126 УПК, вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого; признает при наличии оснований лицо потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком (ст. 454 УПК)(Лицо в качестве гражданского ответчика к уголовному судопроизводству привлекается в трех случаях: по делам о преступлениях несовершеннолетних, об общественно опасных деяниях психически больных лиц и в случае гражданско-правовой ответственности юридических лиц. В связи с тем, что ускоренное производство по первым двум случаям запрещено и по преступлениям ускоренного производства нет вариантов ответственности юридических лиц, полагаем, что признание лица гражданским ответчиком согласно ст. 454 УПК по данной категории уголовных дел ошибочно). Выполнив все вышеуказанные действия, орган дознания заканчивает ускоренное производство по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 255—262 УПК, т. е. уведомляет об окончании производства по уголовному делу и знакомит обвиняемого, его защитника, если он участвует в деле, потерпевшего и других участников с материалами уголовного дела, разрешает поступившие ходатайства, составляет постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, прилагает к нему справку о движении дела, список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, и справку о результатах проведенного по делу расследования. В отличие от обычного порядка производства по уголовному делу орган дознания должен закончить ускоренное производство в срок до 10 суток с момента поступления информации о преступлении и до передачи уголовного дела прокурору. Данный срок продлению не подлежит. Если на проверочные действия согласно части 3 статьи 452 УПК отводится 7 суток, то на остальные действия: возбуждение уголовного дела, привлечение в качестве обвиняемого и окончание производства по делу — всего 3 суток. Прокурор, получив от органа дознания уголовное дело, законченное в порядке ускоренного производства, принимает по нему в срок до 24 часов в порядке статей 263—266 УПК одно из обычных решений о уголовному делу, поступившему из органа расследования, а именно: 1)о направлении дела в суд, если он согласен с постановлением органа дознания; 2) о прекращении производства по уголовному делу по основаниям, указанным в статье 250 УПК; 3) о возвращении уголовного дела органу дознания или направлении его следователю для производства предварительного расследования. Поступившее в суд уголовное дело рассматривается судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела в суде, но в сокращенные сроки. В соответствии со статьей 458 УПК решение по уголовному делу должно быть принято судьей не позднее 5 суток со дня поступления дела в суд. Производство дознания или предварительного следствия по делам, по которым предусмотрено ускоренное производство. В ряде случаев по преступлениям, по которым согласно статье 452 УПК предусматривается ускоренное производство, возникает необходимость в производстве обычного расследования. Оно возможно как в форме дознания, так и в форме предварительного следствия. Дознание по делам указанной категории производится в следующих случаях: 1) если в течение 7 суток невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления, в связи с чем начальник органа дознания возбуждает уголовное дело; 2) если прокурор, получив уголовное дело, законченное в порядке ускоренного производства, и обнаружив неполноту, необъективность исследования обстоятельств преступления, неправильность квалификации преступления или другие нарушения, возвращает его органу дознания со своими письменными указаниями для производства дознания; 3) при невозможности в течение 3 суток выполнить процессуальные действия, связанные с возбуждением уголовного дела, привлечением в качестве обвиняемого и окончанием производства по делу. Например, если обвиняемый по результатам ознакомления с делом заявил ходатайства, подлежащие удовлетворению, а 10-дневный срок, отведенный на ускоренное производство, истек. Дознание во всех указанных случаях должно быть закончено в срок не позднее 20 суток со дня возбуждения уголовногодела или возвращения его прокурором органу дознания. Предварительное следствие по преступлениям, указанным в статье 452 УПК, производится во всех случаях, если эти деяния совершены несовершеннолетним, невменяемым или лицом, заболевшим психической болезнью после совершения преступления (ст. 181 УПК). Здесь применимы обычные правила производства предварительного следствия, в том числе и все особенности, которые закон предусматривает в отношении указанных лиц. Однако предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в месячный срок со дня возбуждения уголовного дела. Если прокурор или начальник органа дознания установят, что ускоренное производство произведено в отношении несовершеннолетнего или психически больного лица, они обязаны данное уголовное дело направить для производства предварительного следствия. Как отмечалось в главе 2, ускоренное производство имеет достаточно много свойств, присущих дознанию как форме расследования. Здесь также устанавливаются обстоятельства преступления по аналогии с дознанием, возбуждается уголовное дело и производятся все последующие действия. Материалы ускоренного производства, как и уголовное дело, являются предметом судебного разбирательства в целях решения вопроса о виновности или невиновности обвиняемого. Как и в обычном порядке, до возбуждения дела разрешены только осмотр места происшествия и экспертиза. В отличие от дознания обстоятельства преступления устанавливаются неследственным путем (без следственных действий). Все это позволяет сделать вывод о том, что данная форма судопроизводства является ничем иным, как ускоренным дознанием.
1992 – диссертация Волынской О. В. Ускоренное производство в уголовном процессе. Москва. ВЮЗШ МВД РФ.
Если говорить о проблемных вопросах то, из диссертации вытекает: - введение в уголовный закон понятие уголовного проступка, производство по которым должно вестись в ускоренной процедуре (дается ссылка на Древний Рим, а именно Законы ХII таблиц.); - посмотреть в литературе
Date: 2015-07-25; view: 598; Нарушение авторских прав |