Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Криминалистическое исследование взрывчатых веществ и взрывных устройств
При совершении ряда преступлений, связанных с убийством, захватом и угоном воздушных судов и другими, в качестве средств их совершения используются взрывчатые вещества (ВВ), стандартные боеприпасы взрывного действия (как правило, ручные гранаты, мины, снаряды и т.д.), самодельные взрывные устройства (СВУ) и средства взрывания (СВ). Под взрывным устройством, понимается специально подготовленное и при определенных условиях способное к взрыву. Взрывные устройства: промышленного и самодельного изготовления. Проблема криминалистического исследования взрыва, следов его действия, решение которой особенно актуальным в связи с участившимися случаями применения ВУ и ВВ в качестве орудий преступления, возникла в конце 70-х — начале 80-х годов XX в., и прежде всего с т.з. выяснения возможностей экспертного исследования указанных объектов. Зародившись в рамках судебно-баллистической экспертизы и получив название взрывотехнической, новый вид судебной экспертизы сформировался в самостоятельный вид технико-криминалистического исследования со своими специфическими задачами, объектами и методами, разработанными на базе познания специфических закономерностей, действующих в механизме взрыва. Взрывотехническая экспертиза отличается от судебно-баллистической: -низким уровнем управляемости взрывной реакцией, -значительными по масштабам разрушениями, в результате взрыва, -разнообразием используемых для производства взрыва устройств и принципових действия и др. Объектами взрывотехнического исследования в криминалистике -следы и продукты взрыва, -ВУ и ВВ, -средства подрыва взрывчатых веществ и устройства для возбуждения детонации и др. В ходе ОМП или осмотра ВУ: 1) установление факта производства взрыва; 2) установление обстоятельств и причин взрыва; 3) установление конструкции, вида и способа изготовления взрывного устройства; вида и количества использованного взрывчатого вещества; 4) получение информации о профессиональной подготовке лица, изготовившего взрывное устройство и др. Типичные Ситуации: 1) угроза взрыва (ВВ не обнаружено) - организовать эвакуацию людей и определить границы осмотра помещения или местности и поиск взрывного устройства; 2)угроза взрыва при обнаружении предмета, могущего быть взрывным устройством - все действия первой ситуации; правило: никто, кроме специалита, не должен прикасаться к ВУ 3) наличие взрыва - особое внимание обращают на место взрыва, производится поиск и сбор остатков взрывного устройства[7]. Местом происшествия является: • место, где по имеющейся у следователя информации может быть заложено взрывное устройство; • место обнаружения взрывного устройства; • производственный участок, где осуществлялось изготовление взрывного устройства, либо производилось взрывчатое вещество; • место взрыва либо место обнаружения трупа с повреждениями, свидетельствующими об использовании взрывного устройства для совершения преступления[8]. Основными задачами осмотра, где готовится взрыв: *обнаружение взрывного устройства, *его обезвреживание, *установление вида, конструктивных и иных особенностей обнаруженного взрывного устройства, *выявление следов, по которым можно изобличить лицо, изготовившее или Проводить такой осмотр только с участием специалистов — саперов, взрывотехников, с использованием специальных поисковых технических средств либо служебно-розыскных собак для обнаружения ВУ и ВВ. Осмотр места взрыва; задачи: 1) выяснение вопроса, имел ли место взрыв, или разрушения произошли по иным причинам; 2) установление очага взрыва; 3) обнаружение следов и продуктов взрыва, осколков и иных частей взрывного устройства, взрывателя, детонатора и т. д.; 4) восстановление механизма взрыва по имеющимся следам и иным вещественным доказательствам: установление способа подрыва (огневой, электрический или механический); мощности взрыва, вида и конструктивных особенностей взрывного устройства и пр. Обязательное участие– взрывотехника. Если на месте взрыва обнаружен труп или части трупа, - привлечь судебного медика. ОЧАГ ВЗРЫВА - Главный объектом обстановки места происшествия, с которого следует начинать осмотр и где сосредоточено основное количество следов действия ударной волны и соответственно имеются наибольшие разрушения; следы действия высокой температуры (термические следы), следы копоти, по которым можно установить вид использованного взрывчатого вещества. Части оболочки взрывного устройства, взрывателя, часового механизма можно обнаружить на значительном расстоянии от очага взрыва. ОСОБЕННОСТИ ФИКСАЦИИ Местонахождение всех обнаруженных следов и продуктов взрыва, осколков и других вещественных доказательств, трупов и частей трупов обязательно фиксируется не только в пространстве, но и относительно очага взрыва. Ццелесообразно производить фотосъемку и видеозапись чтобы иметь н представление о месте происшествия, очаге взрыва, масштабах произведенных взрывом разрушений и обнаруженных следах взрыва. Научной основой взрывотехнической экспертизы являются специальные знания о ВВ и ВУ, о механизме взрыва, особенностях образования следов взрыва на объектах внешней среды и ряд других знаний. Основные ситуации при назначении экспертизы 1) взрыва не произошло, и обнаружено ВУ или ВВ, которое можно исследовать непосредственно; 2) взрыв произошел, и непосредственно исследовать ВУ или ВВ нельзя. Объекты исследования: *взрывные устройства; *их части или остатки; *взрывчатые вещества или их остатки; *объекты внешней среды, на которых имеются следы воздействия факторов взрыва или части таких объектов, разрушенных взрывом. Кроме того, *материалы дела, содержащие сведения о ВУ и ВВ, проходящих по делу, *иные материалы, отражающие обстоятельства изготовления ВУ, характер и динамику самого взрыва (показания свидетелей, видевших ВУ, процесс его изготовления, наблюдавших взрыв и др); *протокол осмотра места происшествия; чертежи, рисунки, фотографии, техническая документация, макет ВУ, заключения судебно-медицинских экспертов, исследовавших трупы или пострадавших. Группы вопросов: 1) относящиеся к конструкции взрывного устройства и к составу взрывчатого вещества; 2) относящиеся к принципам действия взрывного устройства и способу подрыва взрывчатого вещества; 3) связанные с самим фактом и обстоятельствами взрыва, с его мощностью и наступившими в результате взрыва последствиями. Взрыво технологическая экспертиза – назначается в случаях взрывов устройств и веществ, которые, в принципе, не должны взрываться, но потенциально взрывоопасны (паровые котлы, бензоколонки, газовые баллоны, нефтеперегонные устройства, газгольдеры, различные трубопроводы, пы-левоздушные и газовоздушные смеси и т. п.). Бахин В. П., Михайлов М. А. Анализ криминальных взрывов. (По материалам автономной республики Крым). Симферополь, 1999. Михайлов М. А. Расследование криминальных взрывов. (Рекомендации по организации первоначального этапа расследования). Симферополь, 1997.
4. ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Глава 6.надзор и контроль за оперативно- розыскной деятельностью Статья 22. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью Надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности ведут Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Руководители органов прокуратуры обеспечивают защиту сведений, содержащихся в предоставляемых прокурору оперативно-служебных документах. За необеспечение защиты этих сведений они несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь. Комментируемая статья дополняет и конкретизирует нормы Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь», регламентирующие надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Глава 2 указанного Закона устанавливает предмет надзора, полномочия и санкции прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Предметом надзора является исполнение всеми органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований законодательства в целях: 1) обеспечения защиты личности, государства, юридических лиц от преступных посягательств; соблюдения предусмотренного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, проведения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел и расследования преступлений; 2) недопущения незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности; обеспечения полного и объективного расследования преступлений, соблюдения прав и законных интересов участников процесса и других граждан; 3) осуществления мер по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры. Данная правовая норма устанавливает специальный круг субъектов прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, право определения которого предоставлено Генеральному прокурору. Ограничение круга субъектов прокурорского надзора обусловлено необходимостью соблюдения конспирации в оперативно-розыскной деятельности, обеспечения надлежащей охраны сведений, составляющих государственную или служебную тайну. Сотрудники прокуратуры, уполномоченные осуществлять надзор за оперативно-розыскной деятельностью, должны иметь оформленный в установленном порядке допуск к работе с документами, составляющими государственную тайну. Они также предупреждаются об уголовной ответственности за разглашение или утрату таких сведений. Конкретный перечень должностных лиц прокуратуры, уполномоченных на осуществление надзора за оперативно-розыскной деятельностью, устанавливается приказом Генерального прокурора Республики Беларусь. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью установлены ст. 24 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь», настоящим Законом, а также специальными нормативными актами Прокуратуры Республики Беларусь, министерств и ведомств, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Основными формами прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью являются: реагирование на жалобы и заявления должностных лиц и граждан на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; прокурорские проверки материалов оперативно-розыскного производства; санкционирование проведения оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан; участие в судебных заседаниях, на которых рассматриваются жалобы на действия должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; и др. При осуществлении надзора прокурор не вправе решать по существу конкретные вопросы оперативно-розыскной деятельности, давать указания о проведении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий. Наиболее распространенным способом реагирования на нарушения законности в оперативно-розыскной деятельности является представление прокурора с требованием об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, которое вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранять. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, о результатах которого и принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору (ст. 36 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь). Другим типичным способом реагирования со стороны прокурора на возможные нарушения законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является отказ в дачи санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права и свободы граждан (ст. 13 и ст. 14 комментируемого Закона, ст. 25 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). В целом же конкретные способы реагирования прокурора на нарушения законности в оперативно-розыскной деятельности зависят от реальной ситуации надзора и содержания выявленного нарушения. Ч. 2 комментируемой статьи устанавливает специальный порядок предоставления прокурору сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе. Предоставление таких сведений прокурору допускается только с письменного согласия указанных лиц. Это означает, что в оперативно-розыскных документах и материалах, предоставляемых в надзорные инстанции, должна отсутствовать информация, из содержания которой можно установить действующих и бывших (архивных) негласных сотрудников оперативных аппаратов. Оперативные работники и их руководители обязаны принимать специальные меры по зашифровке истинной роли указанных лиц в проведении оперативно-розыскных мероприятий как в ситуациях, связанных с прокурорским надзором, так и во всех иных случаях. В реальной оперативно-розыскной практике возникают ситуации, требующие ознакомления прокурора с данными о личности конкретных негласных сотрудников. Например, при предотвращении их неправомерного привлечения к уголовной ответственности в связи с участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий. В таких случаях прежде чем предоставить прокурору соответствующие документы и материалы оперативный работник обязан получить письменное согласие конкретного лица на его расшифровку перед надзирающим прокурором. Закон допускает лишь одно исключение из этого правила – это ситуации, требующие привлечения негласных сотрудников к уголовной ответственности за совершение уголовно-наказуемых деяний при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Но и в этих случаях следствие и судебное разбирательство должны вестись по правилам, предусмотренным для работы с информацией, составляющей государственную тайну. В связи с тем, что большинство оперативно-розыскной информации составляет государственную или служебную тайну, согласно ч. 3 ст. 22 Закона в органах прокуратуры должны быть созданы необходимые условия, исключающие утрату (несанкционированный доступ) указанных сведений. Ответственность за обеспечение режима секретности при осуществлении прокурорского надзора возлагается на руководителей органов прокуратуры. Нарушения конспирации и режима секретности со стороны должностных лиц прокуратуры влечет за собой различные виды ответственности, вплоть до уголовной. Статья 23. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают контроль за ней и несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Настоящая статья закладывает правовую основу организации и осуществления ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью, непосредственная организация и осуществление которого регламентируются нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. Руководители государственных органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, непосредственно организуют и реализуют контроль за ее ведением и несут персональную ответственность за соблюдение законности на данном участке работы. Объектом ведомственного контроля является весь процесс организации, проведения и использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Ведомственный контроль в оперативно-розыскной деятельности осуществляется в целях: недопущения возможных, выявления и пресечения имеющихся (имевшихся) нарушений законности; совершенствования эффективности функционирования оперативно-розыскных подразделений; восстановления законных прав и интересов физических и юридических лиц, неправомерно нарушенных при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Непосредственный контроль за организацией и проведением оперативно-розыскных мероприятий осуществляется руководителями оперативных аппаратов и их начальниками в процессе ежедневного выполнения своих функциональных обязанностей. Функции ведомственного контроля выполняют также специальные сотрудники штабных, финансовых и других структурных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также работники вышестоящих оперативных аппаратов. По результатам ведомственного контроля к должностным лицам, допустившим нарушения в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, принимаются различные меры ответственности. Вид ответственности и содержание конкретных мер зависят от степени тяжести совершенного проступка (иного действия) и наступивших общественно опасных последствий.
№ 7 Date: 2015-07-25; view: 915; Нарушение авторских прав |