Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Статья 12. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; б) событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь; в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; г) лицах, без вести пропавших, и обнаруженных неопознанных трупах; 3) поручения органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда (постановления судьи) по уголовным делам, находящимся в их производстве; 4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье; 5) постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в том числе о применении мер безопасности в отношении охраняемых и защищаемых лиц в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь; 6) запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Цель статьи – в систематизированном виде представить предписания о всех имеющихся законных основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Под основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в законе понимаются поводы к началу оперативно-розыскной деятельности, т.е. наличие: возбужденного уголовного дела; поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Когда уголовное дело возбуждено следователем, прокурором или судьей, то органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, могут их проводить только при наличии данного им соответствующего письменного поручения или указания. В этом документе излагаются (в необходимом для выполнения поручения объеме) обстоятельства уголовного дела, а также те фактические данные, которые необходимо добыть оперативным путем. Выбор конкретного оперативно-розыскного мероприятия – дело работников, его осуществляющих. Отдельное поручение следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий направляется тому органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, в предмет ведения которого входит осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения и раскрытия соответствующих общественно опасных деяний. Следователи могут давать оперативным подразделениям этих органов поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий только по делам, входящим в предмет их ведения. Необходимо учитывать, что органы милиции являются органами дознания общей компетенции и могут осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению, выявлению, пресечению и раскрытию тех преступлений, производство предварительного следствия по которым является исключительной прерогативой следователей органов прокуратуры. Результаты таких мероприятий передаются следователю, прокурору или судье, естественно, с соблюдением указанных в законодательстве условий, прежде всего связанных с необходимостью соблюдения конституции. Отдельные поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда могут выступать в качестве оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий только в случаях, когда они даны по уголовным делам, находящимся в их производстве. При выполнении следственного поручения, рассмотрении гражданского дела, проведении доследственной проверки соответствующие органы не вправе требовать осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Источниками сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, являются: анализ и оценка оперативной обстановки; изучение образа жизни лиц, предрасположенных (исходя из их прошлого поведения) к совершению преступлений; рассмотрение причин и условий совершения уже расследованных преступлений; анализ материалов уголовных дел, сообщений средств массовой информации и др.; результаты оперативно-розыскных мероприятий; итог деятельности других государственных органов, вскрывающих, например, перевод крупных сумм денег в зарубежные банки и т.д. Причем на практике сведения о подготавливаемых или совершающихся преступлениях, являющиеся основанием для осуществления соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, как правило, получают из различных источников, и окончательное решение принимается только после их всестороннего рассмотрения и оценки. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях реализации полномочий органов обеспечения безопасности являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности. Поступившие в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов, в рамках определенных соответствующими законодательными актами полномочий выступают для них основаниями для проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Такие данные могут поступить из официальных источников, от других государственных, в том числе и правоохранительных, органов либо могут быть получены в процессе реализации оперативно-розыскных мероприятий по иным основаниям. Поручения других органов по основаниям, указанным в настоящей статье, тоже выступают в качестве поводов для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц также выступает основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Постановление о государственной защите может быть вынесено только в отношении указанных в законе категорий лиц. Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности. Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются: заявление указанного лица; обращение председателя суда либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, в также руководителя органа государственной охраны; получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица. Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица. Орган, обеспечивающий безопасность, получив заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно. При принятии решения о применении мер безопасности органом, обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления. При этом защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности. Такое постановление является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий только для подразделения, обеспечивающего безопасность защищаемых лиц. Другие подразделения могут проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения защиты только по запросам специализированных подразделений. Организация и осуществление мер защиты, а также оперативно-розыскных мероприятий, порядок взаимодействия с другими подразделениями определяются ведомственными нормативными актами. Органы внутренних дел Республики Беларусь на основании запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами тоже могут проводить оперативно-розыскные мероприятия. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют с соответствующими органами других государств на основании двусторонних или многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а также межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений о взаимодействии в борьбе с преступностью. По запросам международных правоохранительных органов или правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством. Если необходимо проводить мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, то санкцию должен дать прокурор по месту их реализации. № 6 ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ, ЕГО ПРОБЛЕМЫ. Презумпция (лат) «предварение» - это положение из которого исходят как из истинного, пока правильность его не будет опровергнута. Впервые принцип презумпции невиновности был употреблен в Декларации прав человека и гражданина (Франция 1789 год), также Всеобщая Декларация прав человека 1948, международный пакт о гражданских и политических правах 1966 год. (Ст.26 К закрепляет этот принцип- никто не м.б. признан виновным в совершении преступления если его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. ст.16 УПК- Лицо, обвиняемое в соверш прест, считается невиновным, пока его виновность в совершении прест-я не будет док-на в предусм наст Кодекс порядке и не будет установл вступивш в зак-ю силу пригов суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Орган уголовного преследования, суд не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого. Сомнения в обоснованности предъявленного обвинения толкуются в пользу обвин-го. Приговор не может быть основан на предложениях. Таким образом данный принцип является международно-правовым, конституционным и уголовно-процессуальным. Однако в межд. актах установлен приоритет национального законодательства. Суть данного принципа в том, что каждый человек должен резюмироваться (предпологаться) добропорядочным, честным, пока иное не доказано судом в уст законом порядке. Содержание П.Н.: 1) липо. обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК порядке и не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда: 2) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Орган уголовного преследования, суд не вправе перелагать обязанность до-казывання на обвиняемого: 3) сомнения в обоснованности предъявленного обвинения толкуются в пользу обвиняемого: 4) приговор не может быть основан на предположениях. Действие этого принципа в уг процессе означает что при произв-ве по уг делу - не допустим односторонний подход. Исследование виновности обвиняемого д.б. всесторонним и объективным. - Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях - При недостаточности док-в и невозможности собирания дополн-х он признается невиновным. - Обязанность доказывания виновности лица лежит на том, кто его обвиняет. Т.о. суть в том что закон считает обвиняемого (подозр или подсуд) невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном в законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором. Значение: - отвергает обвинительный уклон и служит гарантом права обвин на защиту - процесс доказывания (при недостаточн и невозм собр доп-е док-ва он призн невин) - объективность и всесторонность. Доказательственный аспект проявляется в следующих положениях: (толкование всех сомнений в пользу обвиняемого, недоказанная виновность равнозначна доказанной невиновности). Проблемы: 1) в литературе содержанию данного принципа наделяется субъективный характер (обязанность орг.расслед-я предполагать лицо невиновным). Но они д.б. убеждены в виновности для собирания док-в и предъявл обвин. Строгович, Ларин (РФ) – ПН это не субъективн мнение о виновности, а объективное положение, которое означает что закон считает обвин-го невин-м до указаных в законе обстоятельств (сроков). 2) Коллизия конституционного и уголовно правового и процессуального аспектов презумпции невиновности. Конституционная норма о том, что вина лица, совершившего преступление устанавливается вступившим в законную силу приговором суда. Из данного положения следует, что официальное признание лица виновным в какой-либо форме, кроме как по приговору суда, вступившему в законную силу будет не согласовываться со ст. 26 Конст. РБ. С одной стороны, это повышает роль правосудия в государстве, укрепляет гарантии защиты прав и свобод граждан компетентным, независимым и беспристрастным судом. С другой стороны - создаст предпосылки, явно провоцирующие как законодателя, так и практических работников на конфликт е Конституцией, поскольку они ограничиваются в возможности принятия решений об освобождении от уголовной ответственности до судебного разбирательства. Иными словами, Конст. Фактически уста навливается запрет на принятие любых решений, связанных с освобождением от уголовной ответственности, помимо приговора суда, поскольку после вступления приговора в законную силу речь может идти только об освобождении осужденного от наказания. В новых УК и УПК, законодатель пытался максимально исходить из конституционной нормы о презумпции не виновности. Это выразилось, прежде всего, в том, что, предусматривая некоторые виды освобождения от уголовной ответственности (с. привлечением лица к административной ответственности (ст. 86 УК), в силу утраты деянием общественной опасности (ст. 87 У К), т.е. по не реабилитирующим обстоятельствам), законодатель указал на то, что они могут быть применены только судом. В статье 30 УПК перечень видов освобождения от уголовной ответственности, которые могут быть применены только судом, расширен посредством введения в него освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 88 УК) и в связи с примирением с потерпевшим (ст. 89 УК). Однако, вряд ли можно утверждать, что законодатель был до конца последовательным в этом отношении. Во-первых, согласно норме, содержащейся в ч. 2 ст. 30 УПК, право на применение освобождения от уголовной ответственности участника преступной организации при его деятельном раскаянии (ст. 20 УК) предоставлено прокурору. Во-вторых, в пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 29 УПК предусматривается отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение производства по делу на любой стадии уголовного процесса при наличии таких основании, как истечение сроков давности и акт амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное общественно опасное деяние. Совершенно очевидно, что в этих слу чаях освооождение от уголовной ответственности происходит до судебного разбирательства и до признания лица виновным в совершении преступления приговором суда. Правда, попытка законодателя закрепить конституционный подход к реализации положений презумпции невиновности все же имеет место и в этих случаях, поскольку в УПК (ч. 3 ст. 30) предусмотрено, что прекращение производства по уголовному делу в связи с освобождением лица от уголовнои ответственности не допускается, если обвиняемый или потерпевший против этого возражают. В - третьих, как подчеркнуто выше, сам суд, не доводя дело до постановления приговора, вправе на основании ст.ст. 86—89 УК освободить обвиняемого от уголовнои огвететвеиностн но результатам судебного разбирательства. Таким образом, и в УК, и в УПК налицо как совершенно очевидные, так и завуалированные огступлеиия от Конституции Республики Беларусь, касающиеся порядка освобождения обвиняемого от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, которые факгически допускают признание лица виновным как до судебного разбирательства, так и во время его, но без постановления приговора, которып. согласно Конституции, является единственным актом, удостоверяющим официальное признание лица виновным в совершении преступления. Указанные противоречия в законодательстве не могут не отразиться на правоприме-пителыюй практике, свидетельствующей о том, что органами расследования нередко не принимаются во внимание даже и те нормы УК и УПК, которые сформулированы в соответствии со ст. 26 Конституции. Например, речь идет об освобождении до судебного разбирательства лиц, давших взятку, но затем добровольно заявивших о содеянном (примечание к ст. 431 УК), а также в других случаях при наличии деятельного раскаяния лица, совершившего преступление. Следует ли такую практику признавать неконституционной? Как можно преодолеть указанные противоречия? В РФ Постановление Конст. Суда РФ 28.10.1996 года, в котором зафиксировано, что уголовно-ироцессуальный закон, предусматривающий прекращение уголовного дела по не реабнлитнрующим основаниям, не противоречит конституционному принципу презумпции невиновности, так как решение о прекращении уголовного дела не подменяет собой приговор суда и, следовательно, не является актом, устанавливающим виновность обвиняемого в том смысле, как это предусмотрено ст. 49 Конституции Российской Федерации (ст. 26 Конституции Республики Беларусь). Теоретики. поддерживая такую позицию, считают, что поскольку в таких случаях отсутствует спор, то нет необходимости доводить дело до суда. Новым УПК Российской Федерации, который вступит в силу с 1 июля 2002 года. предусматривается право следователя, прокурора. также дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное дело по всем предусмотренным в УК и УПК нереабилитирующим лицо основаниям (ст.ст. 24-28, 212). Как видно, российский законодатель пошел по пути некоторого отступления от Конституции. поддерживаемого обоснованием Конституционного Суда. Авторы статьи предлагают в РБ Парламенту дать толкование статьи 26 Конст. И допустить прекращение уг.дела на стадии предварительног следствия и в ходе суд. разбирательства, до постановления приговора, с согласия прокурора и если лицо не возражает против прекращения дела. Или пойти по российскому пути – Конст суд. Юстиция Беларуси №3/2002, Кукреш Л.И. и Саркисова Э.А.. 3) Правовая презумпция не должна ограничиваться временными рамками, она действует постоянно (а не до вступления приговора в законную силу) иначе тогда не правомерны положения об отмене приговора в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (Якупов –КЮН, ЮрИнстРФ и Строгович) 4) В УПК есть нормы, прямо противоречащие этому принципу: органы расследования при расследовании уголовного дела обязаны в адрес руководителя организации, предприятия и т.п., выносить представления об устранении причин и условий способствующих совершению преступления, Т.о. сл-ль, дознаватель от имени государства информируют общественность о преступной деятельности лица, которое еще не осуждено. Напр., на ниточной фабрике идет длящееся преступление, в течение двух месяцев была не отремонтирована сигнализация, постоянно совершались хищения и следователь обязан вынести представление, что в такие-то сроки использовались такие-то средства, о привлекаемых лицах и просит устранить причины воровства (починить сигнализацию, охранять ворота). На вот этом этапе заранее предрекается виновность лица в теории уголовного процесса, до решения суда, и нарушается принцип презумпции невиновности. 5) В уголовном процессе есть институт общественного обвинителя и защитника. Они выдвигаются, кто они? Напр. обвиняемый Н., у него была хорошая репутация, он оказался в поле зрения органов расследования, мы собрались коллективом и говорим чела надо спасать, он же клевый парень. И выдвигают общественного защитника: сама организация на собрании коллектива большинством голосов в присутствии не менее одной трети членов коллектива выдвигает лицо, которое станет общественным защитником. Протокол (заседания коллектива) и ходатайство (чтобы стать защитником) предоставляется следователю, и лицо приобретает статус общественного защитника. Сам институт, процедура выдвижения общественного обвинителя (защитника) противоречит принципу презумпции невиновности. 6) Пресса и презумпция невиновности. Позиция прессы исходит из того, что журналист должен руководствоваться только положениями профессиональной этики, пресса не связана принципом презумпции невиновности. В тоже время пресса не может делать окончательный вывод о виновности данного лица. Т.е. если какое-либо лицо до вынесения решения суда объявляется в средствах массовой информации виновным, то это уже проблема этого лица, обращаться ему в суд или нет. К какому участнику уголовного процесса относится принцип п.н. Петрухин И.П. и Касумов Ч.С. считают, что п.н. относится к подозреваемому и обвиняемому. ПечниковГ.А. и Мажинян Д.Р. считают, что принцип п.н. относится к любому участ. Уг. Пр. Конституция «Никто не может быть…».
Date: 2015-07-25; view: 757; Нарушение авторских прав |