Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шелдрейк Руперт





Ш42 Новая наука о жизни/ Пер. с англ. Е. М. Егоровой.— М.: РИПОЛ классик, 2005.— 352 с: ил.— (Ноосфера).

 

ISBN 5-7905-3692-1

 

Книга Р. Шелдрейка по праву считается на Западе сенсаци­онной. Переведенная на многие языки мира, работа Шелдрейка содержит принципиально новое объяснение феномена жизни, основывающееся не на редукционистско-механическом подходе к объяснению явлений бытия, а на признании существования в природе духовного, трансцендентального жизненного начала.

Книга предназначена для читателей, интересующихся теоретическими проблемами естествознания (биологии, биохимии, физики), а также психологии и философии.

УДК 573
ББК20

Научно-популярное издание Серия «Ноосфера»

Генеральный директор издательства С. М. Макаренков

Редактор Е. Б. Дементьева

Художественное оформление: Е. А. Калугина

Компьютерная верстка: В. Б. Пягай

Технический редактор Е. А. Крылова

Корректор Т. Е. Антонова

 

Подписано в печать с готовых диапозитивов 08.07.05 г.

Формат 84x108/32. Гарнитура «BalticaC».

Печ. л. 11. Тираж 3000 экз.

Заказ № 3138

Адрес электронной почты: info@ripol.ru Сайт в Интернете: www.ripol.ru

ООО «ИД «РИПОЛ классик»

107140, Москва, Краснопрудная ул., д. 22а, стр. 1

Изд. лиц. № 04620 от 24.04.2001 г.

 

От оцифровщика. Отличия от оригинала:

1) Концевые сноски (примечания) преобразованы в обычные (перемещены на текущую страницу);

2) Перемещено с конца книги в начало «Содержание»

Содержание

Предисловие ко второму изданию............................................................................................................ 5

Предисловие к первому изданию................................................................................................................ 6

Введение............................................................................................................................................................................. 7

Глава 1 Нерешенные проблемы биологии...................................................................................... 10

1.1. Предпосылки успеха.......................................................................................................................................... 10

1.2. Проблемы морфогенеза..................................................................................................................................... 11

1.3. Поведение................................................................................................................................................................ 13

1.4. Эволюция................................................................................................................................................................. 14

1.5. Происхождение жизни...................................................................................................................................... 15

1.6. Недостатки физического объяснения....................................................................................................... 16

1.7. Психология............................................................................................................................................................. 16

1.8. Парапсихология................................................................................................................................................... 18

1.9. Выводы..................................................................................................................................................................... 18

Глава 2 Три теории морфогенеза............................................................................................................... 19

2.1. Описательное и экспериментальное исследование........................................................................... 19

2.2. Механизм................................................................................................................................................................ 21

2.3. Витализм.................................................................................................................................................................. 26

2.4. Органицизм............................................................................................................................................................. 30


Глава 3 Причины формы.................................................................................................................................... 33

3.1. Проблема формы................................................................................................................................................... 33

3.2. Форма и энергия................................................................................................................................................... 36

3.3. Предсказание химических структур......................................................................................................... 38

3. 4. Формативная причинность............................................................................................................................ 42

Глава 4 Морфогенетические поля........................................................................................................... 45

4.1. Морфогенетические зародыши.................................................................................................................... 45

4.2. Химический морфогенез................................................................................................................................. 47

4.3. Морфогенетические поля как вероятностные структуры............................................................... 49

4.4. Вероятностные процессы в биологическом морфогенезе.............................................................. 50

4.5. Морфогенетические зародыши в биологических системах.......................................................... 53

Глава 5 Влияние прошлых форм............................................................................................................... 54

5.1. Постоянство и повторяемость форм......................................................................................................... 54

5.2. Общие соображения о возможности трансвременных причинных связей............................. 56

5.3. Морфический резонанс.................................................................................................................................... 56

5.4. Влияние прошлого.............................................................................................................................................. 57

5.5. Значение прерывистого морфического резонанса............................................................................. 60

5.6. Возможный экспериментальный тест...................................................................................................... 61

Глава 6 Формативная причинность и морфогенез.................................................................. 63

6.1. Последовательный морфогенез................................................................................................................... 63

6.2. Полярность морфогенетических полей.................................................................................................... 64

6.3. Размеры морфогенетических полей.......................................................................................................... 65

6.4. Возрастающая специфичность морфического резонанса в процессе морфогенеза......... 66


6.5. Сохранение и стабильность форм............................................................................................................... 66

6.6. Замечание о физическом дуализме.......................................................................................................... 67

6.7. Обобщение гипотезы формативной причинности............................................................................... 68

Глава 7 Наследование формы...................................................................................................................... 70

7.1. Генетика и наследственность...................................................................................................................... 70

7.2. Измененные морфогенетические зародыши......................................................................................... 71

7.3. Измененные пути морфогенеза................................................................................................................... 73

7.4. Доминирование................................................................................................................................................... 74

7.5. Семейные сходства........................................................................................................................................... 76

7.6. Эффекты окружения и морфический резонанс..................................................................................... 77

7.7. Наследование приобретенных признаков.............................................................................................. 78

Глава 8 Эволюция биологических форм.......................................................................................... 79

8.1. Неодарвинистская теория эволюции........................................................................................................ 79

8.2. Мутации.................................................................................................................................................................. 81

8.3. Дивергенция хреод............................................................................................................................................. 82

8.4. Подавление хреод............................................................................................................................................... 84

8.5. Повторение хреод............................................................................................................................................... 85

8.6. Влияние других видов...................................................................................................................................... 86


8.7. Источник новых форм....................................................................................................................................... 87

Глава 9 Движения и моторные поля...................................................................................................... 88

9.1. Введение................................................................................................................................................................. 88

9.2. Движения растений............................................................................................................................................ 89

9.3. Амебоидное движение..................................................................................................................................... 91

9.4. Повторяющийся морфогенез специализированных структур...................................................... 92

9.5. Нервные системы................................................................................................................................................ 93

9.6. Морфогенетические поля и моторные поля........................................................................................... 95

9.7. Моторные поля и чувства............................................................................................................................... 97

9.8. Регуляция и регенерация................................................................................................................................. 98

Глава 10 Инстинкт и обучение.................................................................................................................... 99

10.1. Влияние прошлых действий........................................................................................................................ 99

10.2. Инстинкт............................................................................................................................................................. 101

10.3. Знаковые стимулы........................................................................................................................................ 102

10.4. Обучение............................................................................................................................................................. 104

10.5. Врожденное стремление учиться........................................................................................................... 106

Глава 11 Наследование и эволюция поведения...................................................................... 107

11.1. Наследование поведения.......................................................................................................................... 107

11.2. Морфический резонанс и поведение: экспериментальная проверка.................................... 109

11.3. Эволюция поведения.................................................................................................................................... 113

11.4. Поведение человека...................................................................................................................................... 115

Глава 12 Четыре возможных вывода................................................................................................. 117

12.1. Гипотеза формативной причинности.................................................................................................. 117

12.2. Модифицированный материализм........................................................................................................ 117

12.3. Сознательное «я»............................................................................................................................................ 119

12.4. Творящая Вселенная..................................................................................................................................... 121

12.5. Трансцендентная реальность................................................................................................................... 122

Приложение (Публикуется с сокращениями)........................................................................... 122

Послесловие.............................................................................................................................................................. 143

Литература................................................................................................................................................................... 153

 


Предисловие ко второму изданию

 

 

Публикация этой книги вызвала широкую дискуссию, отчасти стимулированную полемикой, разразив­шейся через несколько месяцев после ее выхода из пе­чати. В редакционной статье в «Нейчур», озаглавленной «Книга для сожжения?», наиболее серьезным возраже­нием было то, что «у многих читателей останется впе­чатление, что Шелдреику удалось в научной дискуссии найти место для магии». Утверждение, что гипотеза формативной причинности может быть проверена экспериментально, было объявлено абсурдным. Затем в «Нейчур» последовало оживленное обсуждение на страницах для писем. С другой стороны, «Нью Сайентист» назвал гипотезу «хорошей наукой» и уделил ей серьезное внимание. Дискуссия продолжалась в прессе, на радио и телевидении. Подобные же дебаты про­исходили в Соединенных Штатах и Западной Европе. Были опубликованы переводы этой книги на датский, французский, немецкий и шведский языки; скоро по­явится перевод на японский.

Тем временем на ряде симпозиумов и конферен­ций, особенно в Соединенных Штатах, некоторые применения этих идей исследовались учеными раз­ных специальностей, а также философами. Было орга­низовано несколько семинаров для создания новых методов экспериментальной проверки.

В октябре 1982 года Тэрритаунская Группа Нью-Йорка объявила приз в 10 000 долларов за лучший тест выдвинутой гипотезы, который должен быть завершен до 1 января 1986 года. Датский фонд предлагает для то­го же конкурса второй приз в 5 000 долларов. Конечно, заявки на участие могут работать как за, так и против проверяемой гипотезы. Они будут оцениваться между­народным жюри судей, в которое входят: д-р Дэвид Бом, профессор физики Биркбек Колледжа, Лондон; д-р Марко де Вриз, профессор патологии Универси­тета Эразма, Роттердам; д-р Дэвид Димер, профессор зоологии Калифорнийского университета, Дэвис; и д-р Майкл Овенден, профессор астрономии Уни­верситета Британской Колумбии.

В то же время, когда был объявлен Тэрритаунский приз, «Нью Сайентист» объявил конкурс на лучшие предложения по организации эксперимента, с акцен­том на такие, которые будет дешевле и легче всего осу­ществить. Было получено множество заявок со всего света, и победители были выбраны жюри, состоявшим из психолога, биолога и физика: д-ра Алана Голда из Ноттингэмского университета, профессора Стивена Роуза из Открытого университета и профессора Мар­тина Риза из Кембриджского университета. Победи­телями стали д-р Ричард Джентл из Ноттингэмского политехникума, д-р Сьюзен Блэкмор из Бристольского университета и д-р Верной Непп из медицинской шко­лы Корнелльского университета, Нью-Йорк.

Многие из предложенных экспериментов касались способности человека к обучению; такими были две из выигравших заявок. В последующей дискуссии были предложены эксперименты других типов, наиболее плодотворными оказались идеи д-ра Ника Хамфри. Он высказал мысль, что если гипотеза верна, то для лю­дей, должно быть, легче угадать скрытые изображения на картинках-загадках, после того как их уже раньше отгадало множество других людей. Летом 1983 года телевидение Темзы дало возможность проверить су­ществование этого эффекта. Результаты показали, что, после того как ответ был показан двум миллионам зрителей в Британии, угадать его стало легче другим людям по всему миру. Для контрольной картинки, которая не была показана по телевидению, существен­ного увеличения процента отгадавших не наблюда­лось. Аналогичный эксперимент большего масштаба только что был проведен в сотрудничестве с телевиде­нием Би-Би-Си.

Опубликованные комментарии и дискуссии по ги­потезе встречаются в разных газетах и периодических изданиях. Мои издатели и я полагаем, что некоторые из них могут быть интересны читателям этой книги, и потому мы их привели в Приложении к настоящему изданию. Два первых раздела Приложения содержат комментарии, полемику и дискуссии. В разделе «Кон­курсы» приведены результаты конкурса, проведенно­го «Нью Сайентист», а также некоторые подробности Тэрритаунского приза. Наконец, в «Экспериментах» даны результаты теста 1983 года со скрытым изобра­жением из «Нью Сайентист» и эксперимента, недавно прошедшего на телевидении Би-Би-Си.

Множество других экспериментов проводятся по всему миру, некоторые в области психологии, неко­торые в биологии, молекулярной биологии и химии. Я ожидаю, что через несколько лет можно будет вы­яснить, продвигает ли нас гипотеза формативной причинности в верном направлении.

Ньюарк-на-Тренте
Март 1985

Предисловие к первому изданию

 

 

Большинство биологов принимает на веру, что жи­вые организмы есть не что иное, как сложные маши­ны, управляемые только известными законами физики и химии. Я и сам долго разделял эту точку зрения. Но в течение нескольких лет пришел к выводу, что такое допущение вряд ли можно считать справедливым. Так как, если еще столь мало действительно понято, всегда остается возможность того, что по крайней мере неко­торые явления жизни зависят от законов или факторов, до сих пор неизвестных физическим наукам.

Чем более я размышляю о нерешенных проблемах биологии, тем более обретаю уверенность в том, что принятый сейчас традиционный подход страдает чрез­мерной ограниченностью. Я начал с того, что стал пред­ставлять себе в общих чертах более широкую науку о жизни. И тогда постепенно стала оформляться гипо­теза, описанная на последующих страницах. Подобно любой новой гипотезе, она по существу спекулятивна, и ее ценность может быть определена лишь после того, как она будет проверена экспериментально.

Мой интерес к этим проблемам возник благодаря то­му, что начиная с 1966 года я участвовал в работе группы ученых и философов, которая занималась исследовани­ями областей, пограничных между наукой, философией и религией. Эта группа, называвшаяся «Философы бого­явления» (Epiphany Philosophers), давала много возмож­ностей для дискуссий на семинарах и неформальных встречах в Кембридже и во время поездок на берег Нор­фолка, в Тауэр Милл. Среди членов группы я особенно обязан профессору Ричарду Брэйтвэиту, мисс Маргарет Мастермэн, преподобному Джеффри и миссис Глэдис Кибл, мисс Джоан Миллер, д-ру Тэду Бэстину, д-ру Кри­стоферу Кларку и профессору Дороти Эммет, редактору «Теории теорий», периодического издания этой группы.

С 1974 по 1978 год, когда я работал в Индии в Между­народном институте исследований урожайных культур в полупустынных тропиках, у меня было много плодо­творных дискуссий с друзьями и коллегами в Хайдерабаде, а покойная миссис Дж. Б. С. Хэлдэйн великодушно предоставила мне возможность пользоваться ее библи­отекой.

Первая версия этой книги была написана во время полуторагодичного пребывания в Шантиванам Ашра­ме, в районе Трихонополи, Тамил Наду. Я благодарен членам общины за то, что они помогли сделать мою жизнь там столь счастливой, и я признателен более, нежели можно выразить словами, преподобному Беду Гриффитсу, которому посвящена эта книга. Мисс Ди­на Нанавати из библиотеки Британского консульства в Бомбее любезно снабжала меня нужной литературой.

В написании и редактировании второго варианта книги, после возвращения в Англию, мне очень по­могли советами мои друзья, а критикой и замечания­ми — более пятидесяти человек, читавших разные фрагменты. Особо я хотел бы поблагодарить м-ра Эн­тони Эппиа, д-ра Джона Белова, профессора Ричарда Брэйтвейта, д-ра Кейта Кэмпбелла, миссис Дженни-фер Чэмберс, д-ра Кристофера Кларка и других.

Я очень благодарен д-ру Кейту Робертсу за рисунки и диаграммы для этой книги. Д-р Питер Лоуренс любез­но предоставил плодовых мушек, на которых основаны изображения на рис. 17, а м-р Брайан Сноад — листья гороха, показанные на рис. 18.

Я благодарен д-ру Мохаммеду Ибрагиму, миссис Пэт Тоберн и миссис Эйтне Томпсон за печатание тек­ста, а м-ру Филипу Кестлмэну и миссис Дженни Рид — за помощь в чтении верстки.

Хайдерабад
Март 1981







Date: 2015-07-25; view: 432; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию