Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шелдрейк РупертСтр 1 из 73Следующая ⇒
Ш42 Новая наука о жизни/ Пер. с англ. Е. М. Егоровой.— М.: РИПОЛ классик, 2005.— 352 с: ил.— (Ноосфера).
ISBN 5-7905-3692-1
Книга Р. Шелдрейка по праву считается на Западе сенсационной. Переведенная на многие языки мира, работа Шелдрейка содержит принципиально новое объяснение феномена жизни, основывающееся не на редукционистско-механическом подходе к объяснению явлений бытия, а на признании существования в природе духовного, трансцендентального жизненного начала. Книга предназначена для читателей, интересующихся теоретическими проблемами естествознания (биологии, биохимии, физики), а также психологии и философии. УДК 573 Научно-популярное издание Серия «Ноосфера» Генеральный директор издательства С. М. Макаренков Редактор Е. Б. Дементьева Художественное оформление: Е. А. Калугина Компьютерная верстка: В. Б. Пягай Технический редактор Е. А. Крылова Корректор Т. Е. Антонова
Подписано в печать с готовых диапозитивов 08.07.05 г. Формат 84x108/32. Гарнитура «BalticaC». Печ. л. 11. Тираж 3000 экз. Заказ № 3138 Адрес электронной почты: info@ripol.ru Сайт в Интернете: www.ripol.ru ООО «ИД «РИПОЛ классик» 107140, Москва, Краснопрудная ул., д. 22а, стр. 1 Изд. лиц. № 04620 от 24.04.2001 г.
От оцифровщика. Отличия от оригинала: 1) Концевые сноски (примечания) преобразованы в обычные (перемещены на текущую страницу); 2) Перемещено с конца книги в начало «Содержание» Содержание Предисловие ко второму изданию............................................................................................................ 5 Предисловие к первому изданию................................................................................................................ 6 Введение............................................................................................................................................................................. 7 Глава 1 Нерешенные проблемы биологии...................................................................................... 10 1.1. Предпосылки успеха.......................................................................................................................................... 10 1.2. Проблемы морфогенеза..................................................................................................................................... 11 1.3. Поведение................................................................................................................................................................ 13 1.4. Эволюция................................................................................................................................................................. 14 1.5. Происхождение жизни...................................................................................................................................... 15 1.6. Недостатки физического объяснения....................................................................................................... 16 1.7. Психология............................................................................................................................................................. 16 1.8. Парапсихология................................................................................................................................................... 18 1.9. Выводы..................................................................................................................................................................... 18 Глава 2 Три теории морфогенеза............................................................................................................... 19 2.1. Описательное и экспериментальное исследование........................................................................... 19 2.2. Механизм................................................................................................................................................................ 21 2.3. Витализм.................................................................................................................................................................. 26 2.4. Органицизм............................................................................................................................................................. 30 Глава 3 Причины формы.................................................................................................................................... 33 3.1. Проблема формы................................................................................................................................................... 33 3.2. Форма и энергия................................................................................................................................................... 36 3.3. Предсказание химических структур......................................................................................................... 38 3. 4. Формативная причинность............................................................................................................................ 42 Глава 4 Морфогенетические поля........................................................................................................... 45 4.1. Морфогенетические зародыши.................................................................................................................... 45 4.2. Химический морфогенез................................................................................................................................. 47 4.3. Морфогенетические поля как вероятностные структуры............................................................... 49 4.4. Вероятностные процессы в биологическом морфогенезе.............................................................. 50 4.5. Морфогенетические зародыши в биологических системах.......................................................... 53 Глава 5 Влияние прошлых форм............................................................................................................... 54 5.1. Постоянство и повторяемость форм......................................................................................................... 54 5.2. Общие соображения о возможности трансвременных причинных связей............................. 56 5.3. Морфический резонанс.................................................................................................................................... 56 5.4. Влияние прошлого.............................................................................................................................................. 57 5.5. Значение прерывистого морфического резонанса............................................................................. 60 5.6. Возможный экспериментальный тест...................................................................................................... 61 Глава 6 Формативная причинность и морфогенез.................................................................. 63 6.1. Последовательный морфогенез................................................................................................................... 63 6.2. Полярность морфогенетических полей.................................................................................................... 64 6.3. Размеры морфогенетических полей.......................................................................................................... 65 6.4. Возрастающая специфичность морфического резонанса в процессе морфогенеза......... 66 6.5. Сохранение и стабильность форм............................................................................................................... 66 6.6. Замечание о физическом дуализме.......................................................................................................... 67 6.7. Обобщение гипотезы формативной причинности............................................................................... 68 Глава 7 Наследование формы...................................................................................................................... 70 7.1. Генетика и наследственность...................................................................................................................... 70 7.2. Измененные морфогенетические зародыши......................................................................................... 71 7.3. Измененные пути морфогенеза................................................................................................................... 73 7.4. Доминирование................................................................................................................................................... 74 7.5. Семейные сходства........................................................................................................................................... 76 7.6. Эффекты окружения и морфический резонанс..................................................................................... 77 7.7. Наследование приобретенных признаков.............................................................................................. 78 Глава 8 Эволюция биологических форм.......................................................................................... 79 8.1. Неодарвинистская теория эволюции........................................................................................................ 79 8.2. Мутации.................................................................................................................................................................. 81 8.3. Дивергенция хреод............................................................................................................................................. 82 8.4. Подавление хреод............................................................................................................................................... 84 8.5. Повторение хреод............................................................................................................................................... 85 8.6. Влияние других видов...................................................................................................................................... 86 8.7. Источник новых форм....................................................................................................................................... 87 Глава 9 Движения и моторные поля...................................................................................................... 88 9.1. Введение................................................................................................................................................................. 88 9.2. Движения растений............................................................................................................................................ 89 9.3. Амебоидное движение..................................................................................................................................... 91 9.4. Повторяющийся морфогенез специализированных структур...................................................... 92 9.5. Нервные системы................................................................................................................................................ 93 9.6. Морфогенетические поля и моторные поля........................................................................................... 95 9.7. Моторные поля и чувства............................................................................................................................... 97 9.8. Регуляция и регенерация................................................................................................................................. 98 Глава 10 Инстинкт и обучение.................................................................................................................... 99 10.1. Влияние прошлых действий........................................................................................................................ 99 10.2. Инстинкт............................................................................................................................................................. 101 10.3. Знаковые стимулы........................................................................................................................................ 102 10.4. Обучение............................................................................................................................................................. 104 10.5. Врожденное стремление учиться........................................................................................................... 106 Глава 11 Наследование и эволюция поведения...................................................................... 107 11.1. Наследование поведения.......................................................................................................................... 107 11.2. Морфический резонанс и поведение: экспериментальная проверка.................................... 109 11.3. Эволюция поведения.................................................................................................................................... 113 11.4. Поведение человека...................................................................................................................................... 115 Глава 12 Четыре возможных вывода................................................................................................. 117 12.1. Гипотеза формативной причинности.................................................................................................. 117 12.2. Модифицированный материализм........................................................................................................ 117 12.3. Сознательное «я»............................................................................................................................................ 119 12.4. Творящая Вселенная..................................................................................................................................... 121 12.5. Трансцендентная реальность................................................................................................................... 122 Приложение (Публикуется с сокращениями)........................................................................... 122 Послесловие.............................................................................................................................................................. 143 Литература................................................................................................................................................................... 153
Предисловие ко второму изданию
Публикация этой книги вызвала широкую дискуссию, отчасти стимулированную полемикой, разразившейся через несколько месяцев после ее выхода из печати. В редакционной статье в «Нейчур», озаглавленной «Книга для сожжения?», наиболее серьезным возражением было то, что «у многих читателей останется впечатление, что Шелдреику удалось в научной дискуссии найти место для магии». Утверждение, что гипотеза формативной причинности может быть проверена экспериментально, было объявлено абсурдным. Затем в «Нейчур» последовало оживленное обсуждение на страницах для писем. С другой стороны, «Нью Сайентист» назвал гипотезу «хорошей наукой» и уделил ей серьезное внимание. Дискуссия продолжалась в прессе, на радио и телевидении. Подобные же дебаты происходили в Соединенных Штатах и Западной Европе. Были опубликованы переводы этой книги на датский, французский, немецкий и шведский языки; скоро появится перевод на японский. Тем временем на ряде симпозиумов и конференций, особенно в Соединенных Штатах, некоторые применения этих идей исследовались учеными разных специальностей, а также философами. Было организовано несколько семинаров для создания новых методов экспериментальной проверки. В октябре 1982 года Тэрритаунская Группа Нью-Йорка объявила приз в 10 000 долларов за лучший тест выдвинутой гипотезы, который должен быть завершен до 1 января 1986 года. Датский фонд предлагает для того же конкурса второй приз в 5 000 долларов. Конечно, заявки на участие могут работать как за, так и против проверяемой гипотезы. Они будут оцениваться международным жюри судей, в которое входят: д-р Дэвид Бом, профессор физики Биркбек Колледжа, Лондон; д-р Марко де Вриз, профессор патологии Университета Эразма, Роттердам; д-р Дэвид Димер, профессор зоологии Калифорнийского университета, Дэвис; и д-р Майкл Овенден, профессор астрономии Университета Британской Колумбии. В то же время, когда был объявлен Тэрритаунский приз, «Нью Сайентист» объявил конкурс на лучшие предложения по организации эксперимента, с акцентом на такие, которые будет дешевле и легче всего осуществить. Было получено множество заявок со всего света, и победители были выбраны жюри, состоявшим из психолога, биолога и физика: д-ра Алана Голда из Ноттингэмского университета, профессора Стивена Роуза из Открытого университета и профессора Мартина Риза из Кембриджского университета. Победителями стали д-р Ричард Джентл из Ноттингэмского политехникума, д-р Сьюзен Блэкмор из Бристольского университета и д-р Верной Непп из медицинской школы Корнелльского университета, Нью-Йорк. Многие из предложенных экспериментов касались способности человека к обучению; такими были две из выигравших заявок. В последующей дискуссии были предложены эксперименты других типов, наиболее плодотворными оказались идеи д-ра Ника Хамфри. Он высказал мысль, что если гипотеза верна, то для людей, должно быть, легче угадать скрытые изображения на картинках-загадках, после того как их уже раньше отгадало множество других людей. Летом 1983 года телевидение Темзы дало возможность проверить существование этого эффекта. Результаты показали, что, после того как ответ был показан двум миллионам зрителей в Британии, угадать его стало легче другим людям по всему миру. Для контрольной картинки, которая не была показана по телевидению, существенного увеличения процента отгадавших не наблюдалось. Аналогичный эксперимент большего масштаба только что был проведен в сотрудничестве с телевидением Би-Би-Си. Опубликованные комментарии и дискуссии по гипотезе встречаются в разных газетах и периодических изданиях. Мои издатели и я полагаем, что некоторые из них могут быть интересны читателям этой книги, и потому мы их привели в Приложении к настоящему изданию. Два первых раздела Приложения содержат комментарии, полемику и дискуссии. В разделе «Конкурсы» приведены результаты конкурса, проведенного «Нью Сайентист», а также некоторые подробности Тэрритаунского приза. Наконец, в «Экспериментах» даны результаты теста 1983 года со скрытым изображением из «Нью Сайентист» и эксперимента, недавно прошедшего на телевидении Би-Би-Си. Множество других экспериментов проводятся по всему миру, некоторые в области психологии, некоторые в биологии, молекулярной биологии и химии. Я ожидаю, что через несколько лет можно будет выяснить, продвигает ли нас гипотеза формативной причинности в верном направлении. Ньюарк-на-Тренте Предисловие к первому изданию
Большинство биологов принимает на веру, что живые организмы есть не что иное, как сложные машины, управляемые только известными законами физики и химии. Я и сам долго разделял эту точку зрения. Но в течение нескольких лет пришел к выводу, что такое допущение вряд ли можно считать справедливым. Так как, если еще столь мало действительно понято, всегда остается возможность того, что по крайней мере некоторые явления жизни зависят от законов или факторов, до сих пор неизвестных физическим наукам. Чем более я размышляю о нерешенных проблемах биологии, тем более обретаю уверенность в том, что принятый сейчас традиционный подход страдает чрезмерной ограниченностью. Я начал с того, что стал представлять себе в общих чертах более широкую науку о жизни. И тогда постепенно стала оформляться гипотеза, описанная на последующих страницах. Подобно любой новой гипотезе, она по существу спекулятивна, и ее ценность может быть определена лишь после того, как она будет проверена экспериментально. Мой интерес к этим проблемам возник благодаря тому, что начиная с 1966 года я участвовал в работе группы ученых и философов, которая занималась исследованиями областей, пограничных между наукой, философией и религией. Эта группа, называвшаяся «Философы богоявления» (Epiphany Philosophers), давала много возможностей для дискуссий на семинарах и неформальных встречах в Кембридже и во время поездок на берег Норфолка, в Тауэр Милл. Среди членов группы я особенно обязан профессору Ричарду Брэйтвэиту, мисс Маргарет Мастермэн, преподобному Джеффри и миссис Глэдис Кибл, мисс Джоан Миллер, д-ру Тэду Бэстину, д-ру Кристоферу Кларку и профессору Дороти Эммет, редактору «Теории теорий», периодического издания этой группы. С 1974 по 1978 год, когда я работал в Индии в Международном институте исследований урожайных культур в полупустынных тропиках, у меня было много плодотворных дискуссий с друзьями и коллегами в Хайдерабаде, а покойная миссис Дж. Б. С. Хэлдэйн великодушно предоставила мне возможность пользоваться ее библиотекой. Первая версия этой книги была написана во время полуторагодичного пребывания в Шантиванам Ашраме, в районе Трихонополи, Тамил Наду. Я благодарен членам общины за то, что они помогли сделать мою жизнь там столь счастливой, и я признателен более, нежели можно выразить словами, преподобному Беду Гриффитсу, которому посвящена эта книга. Мисс Дина Нанавати из библиотеки Британского консульства в Бомбее любезно снабжала меня нужной литературой. В написании и редактировании второго варианта книги, после возвращения в Англию, мне очень помогли советами мои друзья, а критикой и замечаниями — более пятидесяти человек, читавших разные фрагменты. Особо я хотел бы поблагодарить м-ра Энтони Эппиа, д-ра Джона Белова, профессора Ричарда Брэйтвейта, д-ра Кейта Кэмпбелла, миссис Дженни-фер Чэмберс, д-ра Кристофера Кларка и других. Я очень благодарен д-ру Кейту Робертсу за рисунки и диаграммы для этой книги. Д-р Питер Лоуренс любезно предоставил плодовых мушек, на которых основаны изображения на рис. 17, а м-р Брайан Сноад — листья гороха, показанные на рис. 18. Я благодарен д-ру Мохаммеду Ибрагиму, миссис Пэт Тоберн и миссис Эйтне Томпсон за печатание текста, а м-ру Филипу Кестлмэну и миссис Дженни Рид — за помощь в чтении верстки. Хайдерабад Date: 2015-07-25; view: 432; Нарушение авторских прав |