Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование группы (состав)





В зависимости от функциональной направленности работы членами группы могут быть как эмоционально уравновешенные люди, стремящиеся к самопознанию, успешно коммуницирующие с окружающими, так и люди с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Обычно, руководители проводят индивидуальное собеседование прежде, чем ввести человека в группу, но часто предварительное обследование не позволяет безошибочно определить эффективность работы этого индивида в группе. Однако изучение причин отказа человека от группы может стать показанием для групповой психотерапии. Помимо естественных обстоятельств, мешающих человеку посещать группу (переезд на новое место жительства, нехватка времени, смена интересов), возникает озабоченность "отказников" проблемами внегруппового характера и, как следствие, спад интереса к внутригрупповому процессу. И это может являться лишь оправданием, а причинами отказа по Ялому (1966) могут быть:

1) чувство страха перед группой, перед возможной критикой и агрессией со стороны других членов как реакции на самораскрытие;

2) неспособность вписаться в группу, приспособиться к ней и соответствовать поведению других членов;

3) неспособность к душевной близости, отстранённость, нежелание самораскрытия;

4) боязнь "заразиться" чужими эмоциями через участливое отношение к другим членам - этот страх отражает презрение и чувство никчёмности по отношению к самим себе.

Наилучшим объектом большинства психотерапевтических воздействий, включая групповую терапию, являются лица, наделённые наибольшим душевным здоровьем. Уровень их психологической защиты низок, а способность учиться у других высока, поэтому в группах они достигают наибольших успехов.

Состав группы безусловно определяется типом, содержанием и специфическими целями предполагаемой работы. Противопоказаниями для групповой психотерапии являются низкий интеллект и психозы. Особую сложность создают больные, склонные к образованию бредовых идей отношения, преследования и физического воздействия. Относительными противопоказаниями могут служить тяжёлые формы психопатий, особенно возбудимого круга (эксплозивные, эпилептоиды). С осторожностью следует включать в группу людей с выраженными физическими недостатками (уродов, глухих, слепых). Карвасарский (1985) считает, что абсолютно недопустимо включать в одну и ту же группу людей, находящихся за её пределами в родственных, дружеских, служебных или каких-либо иных отношениях.

Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечивать достаточное разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог чувствовать себя её неотъемлемой частью. Минимальное количество членов жизнеспособной группы - четыре человека. В такой группе низка интенсивность межперсональных взаимодействий. Группа может насчитывать и до 30-ти человек, но большая группа трудноуправляема, имеет низкий терапевтический эффект, в ней возникают тенденции к обособлению отдельных подгрупп. "Правило восьми" (Кёллерман, 1979) гласит, что восемь человек - оптимальная численность для психотерапевтической группы: такая группа достаточно мала, чтобы способствовать близости и налаживанию прямых контактов между всеми членами, и достаточно велика, чтобы обеспечить необходимую динамичность и разнообразие опыта взаимодействий.

При формировании группы важно определить гомогенность или гетерогенность состава. Говоря о сходстве или различиях пациентов, обычно имеются ввидудемографические показатели: возраст, пол, уровень образования; выявленные клинические проблемы: симптомы, диагноз, жалобы; а также склад личности и манеру поведения. Допустимая степень смешанности зависит от задач группы и временных рамок, в которые она поставлена.

Сторонники разнородных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать модель социума в миниатюре. Беннис и Шепард (1974) утверждают, что эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов - более естественными, то есть в соответствие всему опыту взаимоотношений каждого из участников. Однако гетерогенность может способствовать изоляции отдельных членов группы, что, естественно, не способствует терапевтическому процессу и сделать отдельную личность объектом нападок и насмешек (Лакин, 1972).

Гомогенные группы более сплочены, менее конфликтны, члены её более склонны к эмоциональной поддержке друг друга. Однородный состав необходим, если группа рассчитана на краткосрочное существование или ориентирована на решение строго определённой узкой задачи. Такая группа по мнению Ялома (1975), быстрее превращается в единое целое, что является важной детерминантой успешной работы. В то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуаций.

Таким образом, когда речь заходит о лечении больных неврозами, алкоголизмом, заиканием, с сексуальными нарушениями, соматическими заболеваниями, а сроки лечения ограничены, большинство психотерапевтов предпочитают работать с гомогенными (в клиническом и демографическом плане) группами.

Роли

В жизни каждый человек как член малой группы, будь то семья, трудовой или ученический коллектив, соответствует определённому удобному для него шаблону поведения с соответствующими устраивающими окружающих обязанностями и функциями. Например: руководитель фирмы, глава семейства, пассивный наблюдатель. Так, опираясь на этот опыт, попадая в группу, человек отводит себе какую-то роль в качестве удобного и приемлемого для него способа взаимодействия с другими членами группы.

Роль - это поведение, принятое участником группы как соответствующее групповым интересам, уместное и реализуемое в данном социальном контексте.

Обычно, роль пациента в лечебной группе отличается от, той которую он играет сне группы. Например, менеджер с хорошо развитой способностью руководить на первых порах может негодовать от того, что это качество не ценится в группе или неуместно. Это требует психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при её принятии - гибкости в ролевой тактике. Потребность в той или иной новой роли появляется по мере формирования межличностных отношений, особенно при острых ситуациях и конфликтах в группе.

Наиболее типичные роли в группах одни и те же, отличаются своей полярностью, как бы противопоставляясь друг другу. На этом основании, в 1957 году Лири все групповые роли расположил на двух осях: "гнев - любовь", "сила - слабость", на полюсах у которых крайняя враждебность и сильнейшая приязнь, полное доминирование и полное подчинение соответственно. Позднее (1979) Кёллерман выделил восемь основных типов ролей, разделённых на четыре пары полярных противоположностей: романтик - проверяющий, невиновный - козёл отпущения, философ - ребёнок, сектант - объединитель.

Для эффективной работы группе требуется определённый баланс позитивных способов поведения, связанных с функциями оказания поддержки и решения задач, стоящих перед группой. Эти функции включают в себя не только дружеские, но и недружеские взаимодействия, не только согласие, но и несогласие. Когда группа трудится над достижением цели, кто-то может взять на себя функцию разрядки напряжения, и наоборот - когда группа безмятежно развлекается, кто-нибудь может напомнить о деле. Таким образом, в типичном случае одни участники берут на себя роли, важные для решения целей и задач, проблем, стоящих перед группой, а другие берут на себя ответственность за поддержание гармоничных взаимоотношений.

Нормы

В каждой психокоррекционной группе устанавливаются определённые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции за их нарушение, называемые нормами. Нормы поведения соответствуют целям группы.

Для установления честных и откровенных отношений типичными нормами являются: самораскрытие, честность, открытость в выражении чувств.

По мнению Карвасарского (1985), каждый член группы обязан:

выполнять распорядок групповых занятий;

говорить в группе обо всём открыто и искренне, быть откровенным в конфликтах и выражении приязни;

не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий;

помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;

отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу здесь и теперь;

выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.

В зависимости от целей группы и формы групповых занятий стиль поведения, отвечающий нормам, очень изменяется у разных членов групп. Ведь смысл установления правил поведения не догматичен, а направлен на комфорт участников, естественно проявляющих себя в групповых взаимоотношениях.

Соблюдение норм зависит от целого ряда обстоятельств, например - от группового статуса участника. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение не достигнуто. Как говорилось, участники группы идентифицируют нормативное поведение с наиболее успешными, активными и опытными участниками. Которые в свою очередь, достигнув авторитета в группе, отклоняются от менее важных правил, и такое поведение не корректируется с помощью отрицательной обратной связи. Кросби (1975) утверждает, что особо ценимые члены группы получают своего рода "право на эксцентричность", которое позволяет им действовать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявляется в сплочённых и гармоничных группах. Курт Левин (1947) определил сплочённость как "тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе". Это ключевое понятие теории групповой динамики, которое обеспечивает общий контроль над взглядами и членами и принятие групповых ценностных установок.

Конечно, определённая степень соблюдения правил необходима, чтобы поддерживать порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия. Например, в группе классического психоанализа физические контакты, являющиеся нормой в группах телесной терапии, будут совсем не уместны. Такие аспекты отношений тесно связаны с понятием этики.

Этика

К наиболее общим этическим проблемам участников внутригрупповой работы относятся: осознанность согласия, свобода выбора и защищённость от психических и физических травм.

Важно, чтобы потенциальные участники психокоррекционных групп понимали суть и значение опыта, который они могут получить. Вступая в группу, человек должен знать как можно больше о целях, методах, стоимости, длительности и принципах работы группы. Свобода выбора подразумевает, что на протяжении всего курса занятий каждый член группы имеет полное право в любой момент отказаться от участия в происходящих процессах во избежание давления на него со стороны руководителя или других участников. Совсем не соответствует внутригрупповой этике физическое насилие, сексуальное домогательство и употребление наркотиков. Поэтому ещё одним базовым требованием является принятие адекватных мер предосторожности для предотвращения психических и физических травм.

Очевидно, что обеспечение внутригрупповой этики первым делом ложится на руководителя: он обязан информировать участников о всех проблемах, потенциально возникающих в психокоррекционной группе, заботиться о правах участников, соблюдать строгую конфиденциальность, а также обследовать контингент вступающих в группу лиц с целью отсева тех, кому групповая психотерапия не принесёт пользы, и лишь навредит групповому процессу.

Date: 2015-07-22; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию