Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психокоррекционная группа





Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия (Barrett-Lennard, 1975). Однако многие ученые вкладывают разный психологический смысл в определение психокоррекционной группы. Многие утверждают, что Психокоррекционная группа - это неструктурированное взаимодействие "здесь и теперь", при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте. Это определение является довольно общим, но отдельные группы, о которых я буду говорить, более структурированы (например, группы тренинга умений), другие же сочетают принцип "здесь и теперь" с прошлым опытом (например, психодрама).

Лэкин (Lakin, 1972) выделил шесть процессов, являющихся, по его мнению, общими для психокоррек-ционных групп:

1) облегчение выражения эмоций;

2) порождение ощущения принадлежности к группе;

3) обязательность самораскрытия;

4) опробование новых видов поведения;

5) санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений и

б) разделение с назначенным лидером ответственности за руководство группой.

Эти процессы в основном применимы и в нашем контексте, возможно, за исключением последнего: некоторые психокоррекционные группы сохраняют сильного руководителя, не разделяющего своих руководящих функций с членами группы. Психокоррекционная группа будет нами рассматриваться как широкое понятие, охватывающее виды групп, популярные сегодня, и группы, исследовавшиеся такими учеными, как Фрейд, Райх, Морено, Байон и Левин.
Среди психокоррекционных групп могут быть выделены группы организационного развития, или решения проблем; группы подготовки руководителей и обучения межличностным умениям; группы личностного роста; терапевтические группы (Cohen&Smith, 1976). На практике цели и задачи этих четырех типов групп перекрещиваются: например, многие учебные группы по своему действию являются также терапевтическими. Диапазон групп каждого типа широк: от ориентированных на информацию или на задачу до ориентированных на личность или понимание; от центрированных на руководителе до центрированных на участнике; от рациональных до аффективно спонтанных; от жестко структурированных до неструктурированных; от кратковременных до существующих длительное время; от объединяющих здоровых людей до состоящих из больных, проявляющих неадекватные эмоциональные реакции.

Двумя наиболее существенными параметрами всех групп являются степень осуществления руководителем ведущей РОЛИ в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению. Заметим, что есть значительные различия в применении разными руководителями основных понятий и методов подхода. В частности, Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию - в зависимости от конкретной задачи или темы. Группы встреч могут быть центрированными на руководителе или участнике, что зависит от руководителя.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

2.1 Понятие психокоррекционной группы

На протяжении своего исторического развития групповая психотерапия в Северной Америке испытала влияние репрессивно-инспирационного подхода Джозефа Пратта, психодраматических методов Якоба Морено, психоаналитических принципов Зигмунда Фрейда и гуманистически ориентированной психологии Карла Роджерса. На основе, дополненной экспериментальными исследованиями групповой динамики, и возникли современные психокоррекционные группы.

Термин психокоррекционная группа применим для обозначения небольших временных объединений, состоящих из активных участников, которые встречаются с целью получения знаний и навыков в области совершенствования личности и межличностных отношений.

Дэвид Ризман несколько лет назад окрестил целое поколение "толпой одиночек", подчеркнув этим, что даже находясь в обществе других людей, часто человек чувствует себя изолированным от них, отрезанным от всего мира, и не способным идти на контакт. Законы и устои в устройстве современного общества, средства массовой информации вызывают у людей ощущение замешательства, недоверия к окружающим, бессилие что-либо изменить, чувство страха и безысходности.

Малая группа - это микрокосмос, общество в миниатюре, отражающее в себе весь внешний мир с такими факторами, как социальное влияние и давление партнёров. Реалистичность искусственно создаваемых отношений - важнейшая особенность пребывания в специально организованной группе, имеющей назначенного квалифицированного руководителя, где люди имеют возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников с общими проблемами и целями.


В такой группе отдельная личность чувствует себя принимающей и принимаемой другими, доверяющей и пользующейся доверием, заботящейся и окружённой заботой, помогающей и получающей помощь. В обстановке взаимопонимания, безопасности и доверия облегчается процесс взаимодействия между участниками, что может помочь в разрешении конфликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает новые навыки коммуникации, у него появляется возможность экспериментировать с различными стилями поведения и контролировать реакции специально подобранной группы партнёров.

В группе можно быть не только активным участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, можно идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков. Множество обратных связей создаёт отражение личности сразу в нескольких ракурсах, позволяя ей оценить собственные поведение и установки.

Группа может способствовать личностному росту. В группе личность неизбежно становится в положение, вынуждающее её к самоисследованию и интероспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но, чтобы заявить об этом во всеуслышание, им требуется участие и поддержка. Каждая попытка самороскрытия или самоизменения члена группы вызывает одобрительную реакцию со стороны других членов, и, соответственно, повышает самооценку.







Date: 2015-07-22; view: 554; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию