Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 1. Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства. Феодальная раздробленность на Руси





МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ  

 

Конспект фондовых лекций

По дисциплине

«История»

 

 

 

 

Химич Татьяна Михайловна

к.и.н., доц. Кафедры «Теория права и природоресурсное право»

 

 

Москва, 2014 г.

Модуль 1. Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства. Феодальная раздробленность на Руси.

История как наука. предмет, функции и принципы изучения. Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории.

Предметом изучения истории являются закономерности политического и социально-экономического развития государств и обществ как части мирового процесса истории человечества.

Выделяются следующие функции исторического знания: 1)познавательная, интеллектуально-развивающая; 2) практическо-политическая; 3) мировоззренческая; 4) воспитательная.

Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его - задача научного знания. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. Вопреки мнениям скептиков, роль исторической науки в жизни людей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические.

Методы и источники изучения истории: 1) хронологический; 2) хронологически-проблемный; 3) проблемно-хронологический; 4) периодизации; 5) сравнительно-исторический; 6) ретроспективный; 7) статистический; 8) социологических исследований.

Принципы научного исследования истории: 1) принцип объективности; 2) принцип историзма; 3) принципом социального подхода; 4) принцип всесторонности изучения истории.

Исторические источ­ники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) истори­ческих источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) изобразитель­ные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные);

4) фонические.

Примерная классификация источников:

1) археологические ис­точники;

2) летописи и летописные своды;

3) этно­графические источники;

4) архивные документы;

5) документы государственных органов и обществен­ных организаций;

6) доку­менты политических партий и движений;

7) произведения государственных и общественных деятелей;

8) периодическая печать;

9) мему­арная литература;

10) музейные документы;

11) фото-, фоно- и кинодокументы;

12) электронные средства информации.

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяс­нения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание кон­кретных фактов, с другой — историк должен осмыслить всю совокуп­ность фактов с целью выявления причин закономерностей развития об­щества.

В разное время историки по-разному объясняли причины и законо­мерности развития истории. Летописцы считали, что мир развивается по божественному провидению и боже­ственной воле.

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического зна­ния историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765) и В.Н. Татищев (1686-1750), стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса.

В.О. Ключевский (1841-1911) ("Курс рус­ской истории"), считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этниче­ский, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и при­рода страны - вот те три основные силы, которые строят людское об­щежитие".

В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявле­ны и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых.

 







Date: 2015-07-25; view: 359; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию