Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модуль 1. Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства. Феодальная раздробленность на РусиСтр 1 из 44Следующая ⇒
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (МИИТ)
Конспект фондовых лекций По дисциплине «История»
Химич Татьяна Михайловна к.и.н., доц. Кафедры «Теория права и природоресурсное право»
Москва, 2014 г. Модуль 1. Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства. Феодальная раздробленность на Руси. История как наука. предмет, функции и принципы изучения. Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории. Предметом изучения истории являются закономерности политического и социально-экономического развития государств и обществ как части мирового процесса истории человечества. Выделяются следующие функции исторического знания: 1)познавательная, интеллектуально-развивающая; 2) практическо-политическая; 3) мировоззренческая; 4) воспитательная. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его - задача научного знания. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. Вопреки мнениям скептиков, роль исторической науки в жизни людей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Методы и источники изучения истории: 1) хронологический; 2) хронологически-проблемный; 3) проблемно-хронологический; 4) периодизации; 5) сравнительно-исторический; 6) ретроспективный; 7) статистический; 8) социологических исследований. Принципы научного исследования истории: 1) принцип объективности; 2) принцип историзма; 3) принципом социального подхода; 4) принцип всесторонности изучения истории. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы; 5) документы государственных органов и общественных организаций; 6) документы политических партий и движений; 7) произведения государственных и общественных деятелей; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно- и кинодокументы; 12) электронные средства информации. Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой — историк должен осмыслить всю совокупность фактов с целью выявления причин закономерностей развития общества. В разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории. Летописцы считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765) и В.Н. Татищев (1686-1750), стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. В.О. Ключевский (1841-1911) ("Курс русской истории"), считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие". В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых.
Date: 2015-07-25; view: 359; Нарушение авторских прав |