Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.4. Участники уголовного судопроизводства





I. Задания для самостоятельной работы

1. *Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции (изучение и конспектирование учебной и научной литературы).

2. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам плана семинарского занятия.

3. *Самоконтроль (ответы на вопросы для самоконтроля):

 

1) Определите место и роль суда в уголовно-процессуальной деятельности.

2) Каковы задачи и полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве?

3) Какие органы являются в уголовном судопроизводстве органами предварительного следствия?

4) В чем выражается процессуальная самостоятельность следователя?

5) Какие органы и должностные лица являются органами дознания?

6) Разграничьте полномочия органа дознания, начальника органа дознания и дознавателя.

7) Дайте понятие потерпевшему в уголовном судопроизводстве.

8) Чем обусловлено появление в уголовном судопроизводстве гражданского истца и гражданского ответчика?

9) В результате каких процессуальных решений в уголовном судопроизводстве появляется подозреваемый?

10) В течение какого срока существует подозреваемый как участник уголовно-процессуальной деятельности?

11) Как называется процессуальный документ, с момента вынесения которого возникает процессуальная фигура обвиняемого?

12) Какие лица могут исполнять обязанности защитника?

13) С какого момента допускается защитник к участию в деле?

14) В каких случаях обязательно участие защитника в деле?

15) Каково процессуальное положение защитника?

16) Перечислите иных участников уголовного судопроизводства.

17) Кто пользуется в уголовном судопроизводстве свидетельским иммунитетом?

18) Перечислите обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве.

II. План семинарского занятия

1. Участники уголовного судопроизводства: понятие и классификация.

2. Суд — орган правосудия.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

4. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.

5. Иные участники уголовного судопроизводства.

6. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

По первому вопросу студентам необходимо уяснить, что в соответствии с УПК РФ участники уголовного судопроизводства делятся на следующие группы: 1) суд; 2) участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения; 3) участники уголовного судопроизводства со стороны защиты; 4) иные участники уголовного судопроизводства. Для усвоения понятия «участники уголовного судопроизводства» необходимо обратиться к п.58 ст. 5 УПК РФ.

Изучая второй вопрос надо исходить из того, что осуществление правосудия исключительно судом (ст. 118 Конституции РФ, ст. 8 УПК РФ) определяет его приоритет перед всеми другими участниками уголовного судопроизводства. Полномочия суда регламентированы ст. 29 УПК РФ.

Третий вопрос предполагает знание состава участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. К ним относятся: прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, а также представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

При определении роли прокурора в уголовном судопроизводстве следует исходить из того, что он является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Полномочия прокурора в ходе досудебного производства определяются в ч. 2 ст. 37 УПК 1'Ф, а в ходе судебного производства- в ч. 4 ст. 37 УПК РФ.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным и пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (ч. 1 ст. 38 УПК РФ). Предварительное следствие производится: 1) следователями прокуратуры; 2) следователями органов федеральной службы безопасности; 3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации; 4) следователями органов налоговой полиции (ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Полномочия следователя образуют его правовой статус и определяют его процессуальную самостоятельность (ч. 2 и 3 ст. 38 УПК РФ).

Следует обратить внимание, что понятие начальника следственного отдела дано в п. 18 ст. 5 УПК РФ.

При изучении следующего участника со стороны обвинения - органа дознания необходимо иметь в виду, что п. 24 ст. 5 УПК РФ называет органом дознания - государственные органы и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Перечень их дан в ст. 40 УПК РФ.

Дознавателями являются должностные лица органа дознания, правомочные осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

В качестве начальника органа дознания п. 17 ст. 5 УПК РФ называет должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК РФ отдельными процессуальными полномочиями (ч. 4 ст. 41, ч. 3 ст. 144, ст. 157, ч. 4 ст. 225 УПК РФ). Студент должен четко разграничивать процессуальные полномочия органа дознания, начальника органа дознания и дознавателя.

Изучая процессуальный статус потерпевшего, необходимо обратить внимание на то, что в качестве него признается не только физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный и моральный вред, но и юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ч. 1 ст. 42 УПК РФ).

Статьей 43 УПК РФ в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения предусмотрен частный обвинитель - лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и поддерживающее обвинение в суде. В п. 59 ст. 5 УПК РФ указывается, что в качестве частного обвинителя выступают потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения. Студент должен знать, какими правами наделяется частный обвинитель.

Гражданский истец - физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.

В группу участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения также входят представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (ст. 45 УПК РФ).

По четвертому вопросу студенты должны иметь представление об участниках уголовного судопроизводства со стороны защиты. Эту группу составляют: подозреваемый, обвиняемый, законные представители подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика.

Важно знать, кого следует считать подозреваемым в процессуальном смысле слова, чем отличается правовое значение термина «подозреваемый» от обыденного, обиходного. Этому способствует не просто заучивание, а анализ содержания ч. 1,ст. 46 УПК РФ. Студент должен уяснить его правовой статус, а также срок, в течение которого лицо может находиться в положении подозреваемого.

Определение обвиняемого (ч. 1 ст. 47 УПК РФ) необходимо заучить. Затем следует выяснить, когда он появляется, становится подсудимым, осужденным, оправданным. После этого только имеет смысл приступать к изучению его правового положения. Надо иметь в виду, что на каждой стадии он приобретает дополнительные права.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители (ст. 48, 426, 428 УПК РФ).

Далее следует выяснить понятие защитника, кто может быть допущен в качестве защитника согласно ст. 49 УПК РФ, разницу между адвокатом и защитником. Необходимо составить представление о том, с какого момента защитник участвует в уголовном деле (ч. 3 ст. 49 УПК РФ), в каких случаях обязательно участие защитника (ст. 51 УПК РФ), кто и в течение какого времени выделяет адвоката для осуществления защиты подозреваемого или обвиняемого, кто приглашает, назначает и заменяет защитника (ст. 50 УПК РФ). Важно уяснить кроме того полномочия защитника(ст. 53 УПК РФ).

Студенты должны знать, что в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом РФ несет ответственность за вред, причиненный преступлением (ч. 1 ст. 54 УПК РФ).

Завершает эту группу участников уголовного судопроизводства представитель гражданского ответчика (ст. 55 УПК РФ).

Изучая пятый вопрос, следует исходить из того, что к иным участникам уголовного судопроизводства закон относит: свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, понятого. Студентам следует дан. понятия данным участникам и определить их процессуальное положение, уметь разграничивать специалиста и эксперта. Отдельного внимания заслуживают лица, которые пользуются в уголовном судопроизводстве свидетельским иммунитетом.

По шестому вопросу студенты должны иметь представление об обстоятельствах, исключающих участие в уголовном судопроизводстве, порядке заявления и разрешения отводов.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

 

1. Божьев, В. П. Уголовный процесс: учебник / В. П. Божьева. – М.: Высш. образование, 2009. - 524 с.

2. Рыжаков, А. П. Уголовный процесс: учебник / А. П. Рыжаков. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2007. – 718 с.

3. Лупинская, П. А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 2004. – 800 с.

4. Булатов, Б. Б. Уголовный процесс: учебник / Б. Б. Булатов, А. М. Баранов – М.: Высш. образование, 2010. – 610 с.

 

Дополнительная литература:

1. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под. редакцией Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. - М.: 2008 г. ‑ 610 с.

2. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под редакцией А. А. Петухова. - М.: 2008 г. – 786 с.

3. Леви А.А., Игнатьева М.В., Капица Е.И. Особенности предварительного расследования преступлений, осуществляемого с участием адвоката. - М: Издательство «Юрлитинформ», 2003.

4. Орлов Ю. Специалист - это сведущее лицо, не заинтересованное в исходе дела // Рос. юстиция. - 2003. - № 4. - С. 36-37.

Раздел (модуль) 2. Основные положения о доказательствах и доказывании, мерах процессуального принуждения, ходатайствах и жалобах, процессуальных сроках и издержках, о реабилитации в уголовном процессе

Date: 2015-07-25; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию