Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уголовно - процессуальный закон





I. Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции.

2. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам плана семинарского занятия (изучение и конспектирование учебной и научной литературы).

3. Самоконтроль (ответы на вопросы для самоконтроля):

1) Что понимается под источниками уголовно-процессуального права?

2) Являются ли решения Конституционного Суда Российской Федерации источниками уголовно-процессуального права?

3) Каково значение разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации?

4) Какова структура уголовно-процессуального кодекса?

5) Какова структура уголовно-процессуальной нормы?

6) Укажите нормы уголовно-процессуального кодекса, которые имеют четко выраженную трехчленную структуру.

II. План семинарского занятия

1. Понятие и значение уголовно-процессуального права. Его соотношение с другими отраслями права.

2. Источники уголовно-процессуального права.

3. Общая характеристика Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

4. Понятие и значение уголовно-процессуального закона. Пределы действия уголовно-процессуального закона.

5. Уголовно-процессуальные нормы: понятие, структура и виды.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Приступая к изучению первого вопроса, студентам необходимо усвоить, что уголовно-процессуальное право представляет собой совокупность, норм, установленных государством и выраженных в законе. Студенты должны твердо знать, что норма уголовно-процессуального закона всегда является и нормой уголовно-процессуального права.

Целесообразно, чтобы студенты высказали свои соображения по вопросу о соотношении права и морали и могли показать соотношение уголовно-процессуального права со смежными отраслями права.

По второму вопросу студентам необходимо уяснить, что порядок уголовного судопроизводства регулируется Конституцией РФ, УПК РФ, другими федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 1 УПК РФ), которые и являются источниками уголовно-процессуального права.

Следует обратить внимание, что указы Президента Российской Федерации, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приказы, указания, инструкции генерального прокурора Российской Федерации, министра внутренних дел Российской Федерации не могут дополнять, изменять, конкретизировать уголовно-процессуальный закон и содержать уголовно-процессуальные нормы. Поэтому они и не являются источниками уголовно-процессуального права.

Несколько иначе должен решаться вопрос о том, относятся ли постановления Конституционного Суда Российской Федерации к источникам, содержащим уголовно-процессуальные нормы. Конституционный Суд Российской Федерации, разрешая противоречия между нормативными актами, во многих случаях создает новые нормы права, в том числе и уголовно-процессуальные, то есть занимается правотворчеством. Должностные лица и органы, осуществляющие уголовное судопроизводство, при разрешении дел должны руководствоваться не положениями статей закона, по которым было принято решение о признании их не соответствующими Конституции Российской Федерации, а порядком, установленным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, формализующим данное решение.

Рассматривая в третьем вопросе структуру УПК РФ, необходимо иметь в виду, что она включает 6 частей (Общие положения; Досудебное производство; Судебное производство; Особый порядок уголовного судопроизводства; Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства; Бланки процессуальных документов); 19 разделов; 57 глав и 476 статей. Студенты должны твердо знать эту структуру и уметь ориентироваться в тексте закона.

Изучая четвертый вопрос, надо учитывать, что в теории и практике понятие «уголовно-процессуальный закон» используется неоднозначно. Под ним часто подразумевают форму правовых актов, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, и сами эти нормы, содержание и система которых образует уголовно-процессуальное право. Понятие «уголовно-процессуальный закон» используется и в более узком значении для обозначения только самих нормативно-правовых актов. В этом смысле закон как акт высшей юридической силы, принятый законодательным органом Российской Федерации, является единственным источником уголовно-процессуального права. На семинаре желательно обсудить этот вопрос.


Студентам следует иметь в виду, что действие уголовно-процессуального закона ограничено в пространстве (ст. 2 УПК РФ), по кругу лиц (в соответствии со ст. 3 УПК РФ производство по уголовным делим о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии по общим правилам, за исключением ограничений, предоставленных лицам, обладающим правом дипломатической неприкосновенности) и во времени (ст. 4 УПК РФ).

Рассмотрение пятого вопроса предполагает наличие у студентов знаний о понятии нормы уголовно-процессуального права как записанного в законе обязательного правила, содержащего указание на условие его исполнения, субъектов регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение обязанности или неисполнение запрета. Должны быть названы элементы уголовно-процессуальной нормы и указаны нормы уголовно-процессуального кодекса, которые имеют ярко выраженную трехчленную структуру.

Студентам надлежит осветить классификацию норм уголовно-процессуального права, а также привести примеры норм каждого вида из текста УПК РФ.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

 

1. Божьев, В. П. Уголовный процесс: учебник / В. П. Божьева. – М.: Высш. образование, 2009. - 524 с.

2. Рыжаков, А. П. Уголовный процесс: учебник / А. П. Рыжаков. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2007. – 718 с.

3. Лупинская, П. А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 2004. – 800 с.

4. Булатов, Б. Б. Уголовный процесс: учебник / Б. Б. Булатов, А. М. Баранов – М.: Высш. образование, 2010. – 610 с.

 

Дополнительная литература:

1. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под. редакцией Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. - М.: 2008 г. ‑ 610 с.

2. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под редакцией А. А. Петухова. - М.: 2008 г. – 786 с.

 







Date: 2015-07-25; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию