Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Форма и виды договоров морской перевозкиВ зависимости от того, в какой форме осуществляется морская перевозка (линейная (Liner service) или трамповая (Тгаmр serviсе), договор морской перевозки заключается либо без условия предоставления судна или его части (линейная), либо с таким условием (трамповая). Договор, заключаемый с условием предоставления всего судна или его части, называется договором фрахтования. Оформление договора перевозки в линейном судоходстве в большинстве случаев осуществляется посредством коносамента (Bill of Lading (англ.), Connaisement (франц.), Коппоssетепt (нем.), Poliza di cario (итал.), Conocimiento de embarque (испан.)). Особое значение коносамент имеет в отношениях между судовладельцем и получателем груза. По сути, коносамент является единственным документом, регулирующим отношения между ними. Коносамент выполняет одновременно три функции: доказательства договора перевозки, расписки перевозчика в приеме груза к перевозке и товарораспорядительного документа. Мировой практике известны следующие виды коносаментов: 1) Коносамент на груз, погруженный на борт судна ("бортовой" коносамент). Данный коносамент выдается после погрузки груза на борт судна и содержит отметку "погружено на борт судна" (Shipped on board); 2) Коносамент на груз, принятый к перевозке. Данный коносамент выдается после принятия судовладельцем груза к перевозке, но до погрузки его (груза) на борт судна. В дальнейшем коносамент на принятый к перевозке груз либо заменяется на "бортовой" коносамент, либо превращается в "бортовой" путем внесения в него отметки о том, что груз погружен на борт судна, и указания фактической даты погрузки. 3) Чартерный коносамент. Коносамент, выдаваемый в трамповом судоходстве, называется чартерным. Это обусловлено тем, что он может выдаваться в дополнение к чартеру. 4) Линейный коносамент - коносамент, выдаваемый в линейном судоходстве. Его содержание значительно шире, чем содержание чартерного коносамента, так как он содержит все специальные условия, относящиеся к перевозке. 5) Сквозной коносамент - это коносамент, выдаваемый в тех случаях, если в порт назначения груз будет доставлен не на том судне, на которое он был погружен в порту отправления. Данная ситуация возникает, как правило, в линейном судоходстве, когда судно, на которое груз был погружен в порту отправления не обслуживает порт назначения, но перевозчик принимает на себя обязательство произвести в каком-либо порту перевалку груза на другое судно (своей или чужой компании) и доставить груз в порт назначения, о чем на лицевой стороне коносамента делается специальная отметка. При выдаче сквозного коносамента судоходная компания принимает на себя ответственность за доставку груза в порт назначения. В отношении ответственности за сохранность груза при перевозке по сквозному коносаменту действует следующее правило: перевозчик, выдавший сквозной коносамент, отвечает за сохранность груза на всем пути следования, если в договоре не указано иное. 6) Коносамент на смешанную перевозку. В настоящее время в связи с широким распространением контейнерных перевозок все чаще судоходные компании работают по формуле "от двери до двери". В связи с этим некоторые из них для удобства могут выдавать т.н. коносаменты на смешанную перевозку, т.е. перевозку не только морским, но и другими видами транспорта. Как разновидность ценной бумаги, коносамент может быть: предъявительским, ордерным или именным. Коносамент оформляется на каждую отдельную партию товара одного наименования, следующую от одного отправителя в адрес одного получателя и имеющую одну маркировку. Однако допускаются исключения, когда по одному коносаменту следуют сборные отправки грузов различных отправителей и получателей. Такой способ используется, как правило, экспедиторскими организациями. В этом случае соблюдается принцип одного отправителя и одного получателя, поскольку в качестве отправителя и получателя, как правило, выступают экспедиторские организации, а реальный грузовладелец получает коносамент, выписанный не судовладельцем, а такой организацией. Таким путем достигается сокращение сроков доставки грузов и снижение транспортных затрат. Коносамент, как правило, составляется по проформе. Проформа может быть разработана и утверждена: - судовладельцем (чаще всего при линейных перевозках); - международной организацией (например, проформы соответствующих чартерных коносаментов, утвержденных БИМКО (Балтийской и Международной морской конференцией), или проформа коносамента на смешанные перевозки (FBL, утвержденная FIATA). В данной работе в качестве примера будет использована проформа "Conlinebill", рекомендованная БИМКО. Коносамент, как и букинг-нота, имеет лицевую и оборотную стороны. На практике лицевая сторона нередко нумеруется стр. 2, а оборотная - стр. 1. В зависимости от торговых обычаев и соответствующих правил лицевая сторона содержит следующие данные: - наименование судоходной компании, ее адрес, наименование судна и его флаг, а иногда и фамилию капитана; - наименование грузоотправителя; наименование грузополучателя или его представителя, за исключением оформления предъявительских или ордерных коносаментов; - наименование порта погрузки и порта выгрузки; - общий характер груза, основные марки, необходимые для идентификации груза, прямое указание - в соответствующих случаях - относительно опасного характера груза, число мест или предметов и вес груза или его количество, обозначенное иным образом (если при отправке груз не взвешивался, перевозчик, как правило, страхует себя оговоркой следующего содержания: "Размеры, вес, количество, марка, состояние, сорт, содержание и стоимость указаны грузоотправителем и перевозчику неизвестны". Эта оговорка обозначает, что перевозчик отвечает за количество мест, а не за их вес и другие данные); - условие относительно провозной платы и других причитающихся перевозчику платежей (мертвый фрахт, демередж в порту погрузки и выгрузки и т.п.). Обычно применяется одна из следующих формулировок: "фрахт оплачен" freight prepaid или freight collected) или "фрахт оплачивается в месте назначения" freight payable at destination); - место и дата подписания коносамента; подпись правомочного лица (капитана или агента судовладельца); - иногда коносамент подписывается и отправителем; - количество выданных, имеющих законную силу оригиналов коносаментов; - при наличии чартера в коносаменте обязательно должна быть ссылка на дату и место подписания чартера и использованную проформу чартера. На оборотной стороне коносамента обычно указываются общие условия перевозки. В частности, оборотная сторона коносамента может содержать следующие данные: - толкование таких терминов, как "торговец", "перевозчик", "груз", "держатель" и т.п.; - условие о первостепенности закона (Paramount Clause), по которому на коносамент распространяются Гаагско-Висбийские или Гамбургские правила либо делается ссылка на другие конвенции или национальное законодательство; - условие о юрисдикции, определяющее место рассмотрения споров, вытекающих из перевозки; - период ответственности, в течение которого перевозчик и/или его представитель отвечает за утрату или порчу груза; - условие о районе плавания (The Scope of Voyage). В нем обычно содержатся условия о возможности и условиях девиации; - оговорка о замене судна, перегрузке и экспедиции; - условие о лихтеровке (Lihterage), возлагающее на грузовладельца расходы по оплате всех погрузочно-разгрузочных работ при необходимости использования лихтеров; - условие о погрузке, выгрузке и сдаче груза; - условие о фрахте и расходах; - условие о залоговом праве; - условие о задержке; - условие об общей аварии и спасении. Кроме этих условий коносамент может содержать и другие условия, относящиеся непосредственно к конкретной перевозке. "Чистый" коносамент (С1еап Bill of Lading). Перевозчик, принявший груз к перевозке без каких-либо оговорок о недоброкачественном (по внешнему виду) состоянии груза и/или его упаковки или каких-либо иных оговорок, относящихся к грузу, выдает грузовладельцу "чистый" коносамент. Проверка содержимого отдельных мест не входит в Обязанности перевозчика. Если груз предъявлен к перевозке в поврежденной упаковке, то, как правило, такой груз к перевозке не принимается. Груз может быть принят только в том случае, если грузовладелец выдаст перевозчику письменный документ, подтверждающий, что состояние груза или его упаковки соответствует условиям запродажного договора. Однако и в этом случае в коносамент будут внесены соответствующие оговорки. Коносамент принято считать чистым, даже если он содержит оговорки следующего содержания: - о том, что груз предъявлен к перевозке в таре/ упаковке, бывшей в употреблении; - о том, что все риски за дефекты, связанные со специфическими особенностями груза, относятся на грузовладельца; - о том, что вес, качество и количество груза перевозчику неизвестно и внесены в коносамент со слов грузоотправителя. Если расчеты по договору купли-продажи осуществляются в форме аккредитива, необходимо, чтобы условия аккредитива, относящиеся к коносаменту, содержали все оговорки, перечисленные в предыдущем абзаце, потому что в противном случае банк может не принять коносамент с такими оговорками. Помимо коносамента, особенно на стадии бронирования мест на линейное судно, может использоваться букинг-нота (booking note), которая является как бы "предварительным договором", состоит из двух частей (лицевой и оборотной) и содержит следующие условия: - на лицевой стороне - дата и место совершения сделки, наименование фрахтовщика (перевозчика) и фрахтователя (грузовладельца), вид и количество груза, наименование судна, порты отправления и назначения, ставка фрахта и условия платежа, размещение груза на судне (в трюме или на палубе), наименование грузоотправителя, оговорка об использовании коносаментов перевозчика, подписи фрахтователя и фрахтовщика. Кроме этого, на лицевой стороне могут указываться позиция судна (местонахождение судна на момент заключения сделки), нормы грузовых работ и т.д.; - на оборотной стороне - положения о юрисдикции, сроках ответственности, условиях выполнения рейса, замене судна, перевалке и экспедиции, погрузке, выгрузке и сдаче груза, задержках в пути, диспаче и демередже, форс-мажорную оговорку и т.п.
|