![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Нейрофизиологический подход к исследованию восприятия. Когнитивная нейрология
Основатели направления: Ф. Крик, Д. Хьюбел, Т. Визел Основные положения: · Восприятие возможно объяснить исходя из механизмов функционирования отдельных нейронов или групп нейронов. · Анализ и обработка информации осуществляется нейронными структурами, имеющими иерархическую организацию. · Нейроны различных уровней способны избирательно реагировать на специфические признаки предметов – цвет, форму, положение в пространстве, движение, лицо человека. Обработка информации на примере зрительной информации. Ганглиозные клетки сетчатки – аксоны – отделы головного мозга. Ганглиозные клетки – клетки сетчатки, имеющие рецептивные поля с оппонентной организацией центра и периферии. Отвечают только на изменение освещенности: если изображение на сетчатке стабилизировать, то оно быстро начнет выцветать и исчезнет. Приспособлены для выделения краев, границ освещения. Лауреаты Нобелевской премии Д. Хьюбел и Т. Визел первыми описали рецептивные поля нейронов первичной зрительной коры. Были обнаружены и описаны простые, сложные и сверхсложные нейроны, реагирующие соответственно на ориентацию линии, на ориентацию линии, движущейся в определённом направлении, на сложный паттерн – пересечение под прямым углом светлых и темных границ. Два пути переработки информации в зрительной системе человека: вентральный (система ЧТО) и дорсальный (система ГДЕ) зрительные проводящие пути. Функция вентральной системы – идентификация, распознавание объектов, дорсальной – зрительный контроль движений наблюдателя в процессе действий с объектом. Когнитивная нейрология Основные положения: · Исследование нейронной активности всего мозга в целом, а также взаимодействия различных отделов головного мозга при выполнении сложных когнитивных задач. · Сложные когнитивные процессы являются результатом взаимодействия простых когнитивных процессов, каждый из которых осуществляется своим отделом головного мозга. · Методы исследования – ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и ФМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография) FMRI. Исследования синдрома посттравматического стресса для солдат, вернувшихся с войны. Результаты показали, что адаптация к кинохроникам военных действий происходит значительно у больных ПТС, чем у здоровых. Информация о лицах обрабатывается в специальных областях головного мозга – FFA, OFA. Метод предъявления «перемешанного» (scrambled) лица. Информация о лице обрабатывается в специальной области головного мозга – FFA. Область активизируется только на настоящее человеческое лицо, но не возбуждается на «перемешанное» лицо. 11. Проблема врождённого и приобретённого в восприятии. Экспериментальные исследования. Способность воспринимать наследуется или является результатом научения? Нативизм. Декарт, Кант. Всё врождённое. Воспитание шимпанзе в человеческой семье. Эмпиризм. Локк, Беркли, Гельмгольц. Приобретение первичного опыта на протяжении всей жизни. Картинка на опознание. Современные представления о развитии перцептивных способностей. Многие формы перцептивных способностей приобретаются после рождения. Опыт модифицируется и стабилизирует генетически унаследованные сенсорные механизмы. Задача – выделить основные детерминанты, определяющие развитие перцептивных способностей. Группы экспериментальных данных по развитию перцептивных способностей: · Новорождённые младенцы · Новорождённые животные · Слепорождённые взрослые, приобретшие зрение в результате операции · Влияние культуры на развития восприятия Эксперименты с новорождёнными младенцами. · Данные Р. Фантц. Исследование познавательной активности при предъявлении различных паттернов. Врождённость восприятия формы и лица. · Данные Т. Бауэер. Исследование константности размера у младенцев 3-х недельного возраста. Константность размера врождённая. · Данные Э. Гибсон и Р. Уока. Исследование восприятия глубины в ситуации зрительного обрыва. Восприятие глубины врождённое. Необходимо оговариваться, что нельзя исключить влияние научения в самые первые дни жизни. 12. Основные процессы развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущения и восприятия. Роль двигательной активности в развитии восприятия. Эксперимент Хэлда и Хейна. Эксперимент А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.В. Овчинниковой. Исследование роли моторного компонента в формировании звуковысотного слуха. Пороги звуковысотной чувствительности уменьшились после тренировки пропевания высоких звуков. Гипотеза уподобления: восприятие – есть процесс уподобления моторного компонента процесса свойствам внешнего раздражителя. Роль двигательной активности в развитии восприятия. Ярбус А.Л. Регистрация движения глаз при наблюдении сложных картин. Движения глаз подобны процессу ощупывания. Глаз по-разному «ощупывает» картину в зависимости от задачи. Картина И. Репина «Не ждали». Запорожец А.В. Формирование перцептивных действий. Восприятие – интериоризированное перцептивное действие, уподобляющееся свойствам предмета. 3 этапа формирования перцептивных действий: 1 – внешнее ориентировочное действие 2 – предварительное обследование при помощи взора и ощупывания рукой объекта. 3 – интериоризация перцептивного действия. В ходе эксперимента детей просили продевать объекты сложной формы через отверстия сложной формы. Разные возрастные группы (3-4 года, 5-6 лет, старше). Маленьким детям свойственно только внешнее ориентировочное действие. Для более старших детей характерно предварительное обследования при помощи взора и ощупывания рукой объекта (составляли план моторных действий). Для самых старших детей характерен другой характер выполнения задания эксперимента. Поскольку были уже сформированы сенсорные эталоны, дети уже знали, какая форма в какую дырку может пролезть. Эти сенсорные эталоны позволяли не производить предварительного осмотра, а с одной попытки подбирать нужный объект. Теории обогащения Структурализм: перцептивное научение (ПН) как процесс образования устойчивых ассоциативных связей.Конструктивизм: перцептивное научение как процесс развития и расширения арсенала перцептивных гипотез (Г. Гельмгольц), перцептивных схем (У. Найссер), уровня перцептивной готовности (Д. Брунер). Факты приобретения любого первого опыта объяснимы только в терминах теории обогащения. Теория дифференциации. Теория Дж. Гибсона: ПН как процесс усовершенствования различных стимулов. Эксперименты Э. Гибсон с пружинками. Факты приобретения профессиональных навыков хорошо объясняются в рамках теории дифференциации. ВТОРЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ Date: 2015-07-22; view: 883; Нарушение авторских прав |