Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание коммуникативной культуры учащихся





 

 

Формирующий этап:

Цель: выбрать организационно-методическое обеспечение способствующее воспитанию коммуникативной культуры учащихся и организовать работу согласно организационно-методическому обеспечению

В практике школы существует противоречие между потребностями школьника в общении со сверстниками и направленностью в воспитании коммуникативной культуры. При этом недооценивается важность коммуникативных умений школьника.

Выбирая организационно-методическое обеспечение по воспитанию коммуникативной культуры учащихся мы подготовили проект «Воспитание коммуникативной культуры учащихся». В построении проекта мы соединили идеи коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (в основу системы положены обширные педагогические исследования, проведенные в 60-80-х гг. ХХ в. под руководством Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Эта программа наряду с развитием теоретического мышления представляет учителю большие возможности для совершенствования ряда процессуальных коммуникативных умений учащихся: слушать учителя и товарища по классу; беседовать с одноклассником в паре; вести обсуждение в малой группе; высказывать перед классом мнение этой группы по тому или иному вопросу; слаженно давать ответ хором и понимать где нужно отвечать индивидуально и т.д.

Как показывает практика, в 1 – 2-ом классе, помимо процессуальных умений, многим школьникам необходимы специальные упражнения для овладение следующими базовыми коммуникативными умениями: приветствовать взрослого, сверстника и вежливо обращаться к ним в различных ситуациях; оказывать и принимать помощь, благодарить за помощь или услугу; отказывать в адекватной форме, когда это потребуется.

Многим приходилось напоминать, что нужно здороваться со всеми входя в класс. Иногда вместо напоминания здоровались первыми взрослые и замечали, что постепенно ребята осваивают эту норму вежливости. Их коммуникативные умения незаметно развивались и отрабатывались также на факультативных занятиях и при подготовке к праздникам. Для этого использовались уроки чтения, особенно внеклассного, а также коммуникативные игры, такие как «Типы текстов», где главные герои – сказочные персонажи. Например: Карлсон, Малыш, фрекен Бок.

Была проведена игра – соревнование «Какие мы дежурные». Для проведения этой игры весь класс разделился на 5 групп (по желанию). Каждая группа выбрала себе название, получила место на экране соревнования, были определенны дни дежурства в классе и школе. Командир выбирался каждую неделю заново и наравне с остальными участвовал в дежурстве. В начале каждого дежурства командир давал своему классу краткий отчет об итогах прошедшего дежурства. Класс на экране оценивал цветом работу дежурных. После этого новый состав дежурных выбирал командира и распределял обязанности на текущий день. Такая организация дежурства - эффективный способ тренировки различных коммуникативных умений.

Итогом нашей совместной работы в первой четверти 2-го класса был урок праздник «Здравствуй осень» (Приложение Г), подготовка которого состояла из нескольких этапов:

выразительное чтение стихотворений об осени, подготовленных дома по собственному выбору или по выбору родителей;

подготовка выставки групповых работ из природного материала на тему «Осенний лес» и выставки осенних пейзажов.

подготовка музыкальных номеров к празднику, как на уроках музыки, так и самостоятельно.

подбор хоровых игр, соответствующих теме праздника.

приглашение родителей на праздник, изготовление пригласительных билетов на уроках труда.

В ходе самого урока – праздника чтение детских стихов сочеталось с пением и игрой на музыкальных инструментах и общими играми, в которых участвовали младшие школьники вместе с родителями. Стоит заметить, что стихи известных поэтов и стихи собственного произведения читали дети с высоким уровнем коммуникативной культуры.

Конечно как в любом самом обычном 2-м классе, были трудности в обучении отдельных учащихся. Но все мы – и младшие школьники, и родители, и учителя – чувствовали, что общими усилиями сможем сделать многое. Поэтому были проведены повторные диагностические мероприятия по методикам констатирующего этапа.

Контрольный этап.

Цель: выявить, как изменился уровень коммуникативной культуры учащихся.

Результаты повторных диагностических мероприятий представлены в Приложении В. Полученные результаты были обработаны и выведены в динамику (Рисунок 2).


Можно с уверенностью сказать, что совместная работа учащихся и взрослых по реализации проекта помогла младшим школьникам научиться лучше понимать себя, друг друга и окружающую жизнь, что несомненно повлияло на воспитание коммуникативной культуры. Реализованный нами проект «Воспитание коммуникативной культуры младших школьников», основанный на идеях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова дал положительные результаты. О чем свидетельствуют результаты повторных диагностических мероприятий.

Рисунок 2 – Уровень коммуникативной культуры учащихся до и после реализации проекта «Воспитание коммуникативной культуры учащихся»

Как видим из рисунка, наши ожидания оправдались, изменились отношения ребят между собой. Младшие школьники стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. В целом повысился уровень коммуникативной культуры.

Таким образом, уровень сформированности коммуникативной культуры у учащихся, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы.

 

 

Заключение

 

 

Теоретический анализ литературы показал, что коммуникативная культура основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитании коммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся, так как группа сверстников становится для школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности коммуникативной культуры у учащихся, который зависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованной воспитательной работы.

Реализованный нами проект «Воспитание коммуникативной культуры учащихся», основанный на идеях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова дал положительные результаты. Это доказывает, что работа с детьми в этом направлении представляет личностно-ориентированные технологии, характеризующие сотрудничество участников педагогического процесса, демократизм, равенство и равноценное партнерство не только самих учащихся, но и учащихся со взрослыми. Такой подход способствует воспитанию коммуникативной культуры учащихся, что подкрепляется программой обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которая также ориентирована на развитие личности школьника, его потенциальных возможностей.

Исследовательская работа, проведенная нами показала, что выбранное нами организационно-методическое обеспечение, а именно разработанный проект «Воспитание коммуникативной культуры учащихся» оказался достаточно продуктивным, о чем говорят результаты исследования.

Таким образом, уровень сформированности коммуникативной культуры у учащихся, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы, что собственно и подтверждает выдвинутую гепотизу в исходном положении.

Следовательно, цели и задачи, поставленные нами в начале работы полностью достигнуты и решены.

 







Date: 2015-07-25; view: 1297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию