Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные особенности техники плавания как предмета обучения и совершенствования





 

При обучении плаванию часто используют различные ориентиры. Они могут быть постоянными и временными. Постоянными являются поперечные и продольные линии на дне бассейна, разные цвета окраски поплавков на дорожках, квадраты на поворотных щитах и другие обозначения, облегчающие условия выполнения заданий. Временными ориентирами могут быть: место, занятое преподавателем перед началом выполнения упражнений, предмет, установленный на определенном расстоянии от старта, дорожка, протянутая поперек или в длину бассейна, и т. д. Ориентиры помогают преподавателю в организации деятельности учащихся, облегчают постановку перед ними конкретных заданий. Упражнения можно выполнять в парах с поддержкой партнера, предварительно объяснив способ поддержки, очередность выполнения, задачи выполняющего движения и поддерживающего. При использовании этого методического приема поддерживающий становится помощником преподавателя. Он указывает выполняющему на допускаемые ошибки и помогает их устранить. Как правило, этот прием применяется после изучения упражнений у неподвижной опоры. В процессе обучения применяются и так называемые контрастные приемы. Например, учащийся выполняет упражнение на всплывание. Для того чтобы подчеркнуть необходимость предварительного глубокого вдоха и последующей задержки дыхания, ему предлагается не делать глубокого вдоха, погрузиться в воду и принять заданное положение (тело не поднимается на поверхность воды). Сразу после этого учащийся выполняет упражнение правильно (делает глубокий вдох, опускается в воду и задерживает дыхание), и тело всплывает на поверхность воды.

Для того чтобы научить правильной технике плавания, нужно опробовать несколько ее вариантов, из которых выбрать "свой". С этой целью в процессе занятий следует выполнять упражнения с различными углами сгибания рук и ног, чередовать их, во время движений применять различные мышечные усилия при выполнении рабочих движений, а также плавать с изменением скорости. Такой методический прием способствует освоению варианта техники, отвечающего анатомо-физиологическим особенностям каждого занимающегося.

При изучении упражнений и элементов техники используются образные выражения и сравнения, облегчающие понимание сущности задания. Например, "Гуди, как паровоз", "Задуй горящую свечу" (при изучении выдоха в воду); "Нырни как утка", "Вытянись в струнку", "Смотри, как убегает дно" (при обучении всплываниям и скольжениям); "Работай руками, как мельница", "Работай ногами, как лягушка".

Наибольший эффект достигается при комплексном использовании различных методов и методических приемов в зависимости от задач урока.

Общая схема обучения плаванию слагается из следующих этапов:

демонстрация изучаемого способа плавания и его элементов;

теоретическое обоснование (объяснение) техники данного способа и его элементов;

опробование способа (попытка плавать изучаемым способом);

практическое ознакомление с формой движений на суше;

овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений в воде;

освоение способа плавания в целом;

совершенствование техники способа и его элементов.

При демонстрации способа плавания в целом следует рассказать об основных особенностях техники изучаемого способа (положение тела, характер дыхания, форма движений рук и ног, согласование движений с дыханием и т. д.). Демонстрируя элементы способа плавания, необходимо четко указывать положение конечностей, выделять работу каждого их звена, объяснять положение основных гребущих поверхностей, указывать моменты наибольшего приложения усилий в рабочем движении, давать характеристику темпа и ритма движений. Здесь же следует показывать основные упражнения, с помощью которых изучаются различные элементы способа.

После демонстрации и объяснения техники изучаемого способа необходимо рассказать занимающимся о его спортивном, прикладном и оздоровительном значении, в том числе о его популярности, скоростных возможностях, уровне рекордов, соревновательных дистанциях, об использовании его при спасании утопающих, буксировке груза, о значении в развитии двигательных качеств. Затем занимающиеся на мелком месте бассейна пытаются плавать изучаемым способом.

Практическое ознакомление с формой движений на суше предусматривает выполнение основных имитационных упражнений, создающих у занимающихся представление об амплитуде, направлении и скорости движений конечностей, углах сгибания в суставах, о наиболее целесообразном согласовании движений в цикле и т. д.

Овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений, а также освоение способа в целом осуществляется в воде. Для успешного овладения движениями в воде необходимо прежде всего научиться принимать правильное исходное положение для выполнения всех упражнений. С этой целью в обязательном порядке перед изучением упражнения проводится опробование данного исходного положения.

При обучении различным плавательным движениям используются многочисленные упражнения. Они должны выполняться так, чтобы последовательно расширять двигательный арсенал обучающихся. Это, в частности, достигается путем изменения положения рук при плавании с помощью одних ног. Однако не следует увлекаться увеличением числа упражнений. Нужно применять такие, которые были бы направлены на решение конкретной задачи, использовались бы для приобретения определенного навыка.

Отдельные элементы техники облегченных и спортивных способов плавания и их согласования изучаются в таком порядке.

1. В опорном положении без продвижения (опираясь руками о бортик или стоя на дне) и с продвижением (выполняя движения руками и продвигаясь по дну в положении наклона вперед). В опорных положениях в воде проводится подробное ознакомление с движениями и их предварительное изучение

2. В безопорном положении с продвижением (скольжение с последующими движениями конечностями согласно заданию).

3. В движении с подвижной опорой (о доску, надувной круг и пр.). Такое плавание используется для совершенствования навыка плавания и развития физических качеств.

При изучении согласования движений с дыханием наиболее распространены следующие варианты.

Вариант 1. Элемент техники изучается при произвольном (подбородок у воды) и задержанном на вдохе (голова опущена в воду) дыхании последовательно: в опорном (у бортика или стоя на дне) и безопорном (только на задержанном дыхании) положениях. Далее этот элемент в такой же последовательности изучается уже в согласовании с дыханием.

Вариант 2. Элемент техники изучается при произвольном и задержанном на вдохе дыхании в опорном положении, затем в этом же положении, но уже в согласовании с дыханием. Далее проводится изучение элемента в безопорном положении на задержанном дыхании, затем в безопорном положении, но уже в согласовании с дыханием.

Вариант 3. Элемент техники изучается в опорном положении. Первое упражнение, направленное на изучение этого элемента, вначале изучается при произвольном, затем при задержанном дыхании и, наконец, в согласовании с дыханием. Далее в такой же последовательности выполняются второе, третье и все последующие упражнения в опорном положении. По этому же принципу осуществляется изучение элемента техники в безопорном положении: каждое упражнение вначале выполняется на задержанном дыхании, а затем в согласовании с дыханием.

Выбор того или иного варианта определяется главным образом степенью плавательной подготовленности учащихся. Если плавательная подготовленность средняя, то наиболее целесообразно использовать третий вариант, при плохой подготовленности - первый или второй. Однако в процессе обучения целесообразно комбинировать все варианты.

При изучении способа плавания в целом следует проплывать заданные отрезки дистанции в оптимальном темпе, но выполнять при этом полный выдох в воду ("подчинять движения дыханию"). Только такое сочетание движений с дыханием может способствовать качественному освоению всех способов плавания в полной координации. В процессе обучения плаванию необходимо обращать внимание учащихся на основные ошибки и устранять их в первую очередь. Как правило, эти ошибки создают дополнительное сопротивление воды, мешают правильному выполнению рабочих движений, нарушают координацию движений и т. д. После выполнения любых упражнений, в том числе связанных с задержкой дыхания, следует каждый раз проделать несколько выдохов в воду. При совершенствовании техники способа плавания и его элементов используется безопорное плавание и плавание с подвижной опорой (доска, надувной круг и пр.) на небольшие отрезки дистанции. При плавании с помощью одних ног без опоры и с опорой о доску необходимо согласовывать движения ногами с дыханием (выдох выполнять в воду). По мере совершенствования техники и функциональной подготовленности занимающихся длина и скорость проплываемого расстояния увеличиваются.


ГЛАВА 4. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ПЛАВАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

План проведения урока обучения плаванию брассом на груди (на примере 6-го класса)

 

Задачи:

1. Совершенствование согласования движений рук с дыханием.
2. Совершенствование согласования движений ног с дыханием.
3. Разучивание согласования движений рук, ног с дыханием.

Место проведения: школьный бассейн.

Продолжительность: 90 минут (два урока).

Инвентарь: гимнастические скамейки, большие и малые пенопластовые доски, мяч резиновый, баскетбольные стойки, разделительные дорожки, шест, спасательные жилеты, шапочки разного цвета.

 

Часть урока Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
Подготови-тельная часть – 27 мин. На суше: Построение, приветствие, правила поведения и меры безопасности, сообщение задач урока 3 мин Проверить наличие учащихся по списку, готовность к уроку
  «Класс, вправо и влево в обход бассейна шагом марш!» 1 мин Построение в шеренгу по одному
  разогревающие упражнения: махи руками, ногами, наклоны, приседания 10–12 paз Следить за правильным выполнением упражнений
  ОРУ: И.п.: стоя, руки вверх, кисти соединены, подняться на носки вверх, затем расслабиться 4–6 раз Следить за правильным расположением рук
  И.п.: стоя, одна рука вытянута верх, другая – вниз, вращение рук вперед, то же назад 6–8 раз Постепенно повышая темп движений
  И.п.: стоя, наклон вперед, руки вытянуты, имитация гребков руками, как плавание брассом на груди 6–8 раз Руки разводить одновременно и симметрично
  Упражнения для освоения с водой Выдох на воду. И.п.: стоя, наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед, на счет «раз» сделать вдох через рот; на счет «два» сделать медленный выдох через рот 3–5 раз Большие пальцы рук касаются друг друга. Вдох короткий. Дуть, как на горячую воду, выдох продолжительный
  Выдох в воду. И.п.: стоя, наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед; на счет «раз» сделать быстрый вдох через рот; на счет «два» наклонить голову слегка вниз, смотреть вперед – начать медленный выдох; на счет «три» продолжать делать выдох, поднять голову, закончить выдох 3–5 раз Большие пальцы касаются друг друга; полный вдох. Конец вдоха выполнить энергично с усилием
  Скольжение. И.п.: стоя, наклонившись вперед, руки вытянуты вперед правая нога упирается в стенку; на cчeт «раз» – быстрый вдох; на счет «два» опустить голову между рук, задержать дыхание; на счет «три» оттолкнуться ногой от стенки, сделать 2–3 шага вперед, выполнить медленный выдох; на счет «четыре» медленно встать 5–7 раз Не выпрямляться, голову не поднимать, смотреть вперед
  Совершенствование Согласование движений рук с выдохом в воду. И.п.: стоя, наклонившись, руки вытянуты вперед; на счет «раз» гребок руками, вдох; на счет «два» опустить голову, задержать дыхание, локти на грудь; на счет «три» руки выпрямить, начать выдох; на счет «четыре» потянуться руками вперед, закончить выдох 4–6 раз Вдох делать через рот, движения руками выполнять быстро, но плавно; выдох продолжительный
  Согласование движений ног с выдохом в воду. И.п.: лежа на скамейке, упор спереди, ноги вытянуты; на счет «раз» остаться в и.п., сделать вдох; на счет «два» задержать дыхание, опустить слегка голову вниз, подтянуть пятки к тазу; на счет «три» быстро развернуть стопы, начать выдох; на счет «четыре» толчок ногами с ускорением, закончить выдох 4–6 раз Колени выпрямлены, стопы вовнутрь. Конец подтягивания выполнить с ускорением. Ноги в коленях не сгибать. Толчок выполнить через стороны. После толчка ноги выпрямить и соединить
  Разучивание: с огласование движений рук и ног с выдохом в воду. И.п.: лежа на скамейке, руки и ноги вытянуты; на счет «раз» сделать гребок руками и вдох; на счет «два» задержать дыхание, опустить голову слегка вниз, руки под грудь и вытянуть их вперед; на счет «три» подтянуть пятки к тазу, начать выдох; на счет «четыре» развернуть стопы наружу, выполнить толчок, закончить выдох 4–6 раз Пальцы рук и ног касаются пола. Локти за плечи не заводить. Смотреть вперед. Конец подтягивания выполнить с ускорением. Во время толчка стопы и голени держать развернутыми наружу
Основная часть – 60 мин. Построение. «Класс, к местам занятий шагом марш!» Вход в воду производится по лестнице бассейна 3 мин  
  В водеСовершенствование Движение ног (на месте у борта). И.п.: взяться руками за борт, лечь на воду, ноги вытянуты у поверхности воды: подтянуть пятки – «раз»; быстро развернуть стопы – «два»; толчок ногами с ускорением – «три» 4– 6 раз Построение в шеренгу по одному вдоль борта. Стопы повернуть вовнутрь. Колени на ширине плеч. Колени не разгибать. Толчок выполнить у поверхности воды
  Согласование движений рук с выдохом в воду (на месте у борта). И.п.: стоя, наклонившись, руки вытянуты вперед; гребок руками; вдох – «раз»; задержать дыхание, опустить лицо в воду, согнуть руки под грудью – «два»; выпрямить руки, начать выдох – «три»; подтянуться руками вперед, закончить выдох – «четыре» 4–6 раз Подбородок в воде. Следить за движением рук. Лицо опущено в воду до линии волос. Следить за движением рук. Выдох начинать спокойно с усилением к концу
  Разучивание: Согласование движений рук и ног с выдохом на поверхность воды (на месте у борта). И.п.: лежа на груди, руки и ноги вытянуты; гребок руками, вдох – «раз»; задержка дыхания, руки под грудь и вытянуть вперед – «два»; подтянуть пятки к тазу, начать выдох – «три»; развернуть стопы наружу, выполнить толчок, закончить выдох – «четыре» 6–8 раз Подбородок в воде, колени выпрямлены, стопы вовнутрь. Подбородок из воды не поднимать. Движения выполнять плавно. После толчка ноги выпрямить и соединить
  Совершенствование: Плавание одними ногами с доской в руках. Выдох на поверхность воды 2х2,5 м Взяв доски, класс располагается на дорожке в колонну по одному, дистанция 2 м, плавать против часовой стрелки
  Разучивание: Плавание с выдохом на поверхность воды. И.п.: лежа на груди, руки и ноги вытянуть; гребок руками, вдох – «раз»; задержка дыхания, руки вытянуты вперед – «два»; подтянуть пятки к тазу, начать выдох – «три»; развернуть стопы наружу, выполнить толчок, закончить выдох – «четыре» 4х2,5 м В колонну по одному, дистанция 2 м, выполнять медленно. Движения выполнять быстро, но плавно. Стопы движутся у поверхности воды. Толчок ногами выполнить у поверхности воды
  Выход из воды, построение, класс делится на три команды для игр на воде   Объяснение правил игры
  Игра «Баскетбол». В игре участвуют две команды. Выигрывает команда, забросившая большее количество мячей, при ничьей выполняются штрафные броски. Каждые две команды играют между собой. Победитель первой пары играет с третьей командой и т.д. Участники могут свободно передвигаться: ходить и бегать по дну, перебрасывать мяч партнерам, перехватывать его у соперников, вырывать из рук. Запрещаются грубые приемы, задержка соперника, ныряние. За нарушение – штрафной бросок с 3 м Продолжительность игры – 4 мин Команды надевают шапочки разных цветов. Неиграющая команда плавает самостоятельно за разделительными дорожками
  Игра «Морской бой». Во всю длину бассейна разложены большие пенопластовые доски. По каждой стороне борта стоят по одному участнику, одетые в спасательные жилеты. По сигналу они бегут по доскам; приблизившись, сталкивают друг друга в воду. Побеждает тот, кто останется на доске или упадет последним. Эту игру можно проводить и между командами. Каждый победивший участник приносит своей команде 1 очко, а если оба участника одновременно падают в воду, то получают 0 очков 5–7 мин Объяснение правил игры. Толкать только руками. Не участвующие в игре ученики поддерживают, стоя в воде, доски. После «боя» игроки поддерживают доски, а на игру выходят остальные участники
Заключительная часть – 3 мин. Выход из воды, построение, подведение итогов урока. Организованный уход в душевые   Домашнее задание – согласование движений рук с дыханием в плавании брассом на груди

Date: 2015-07-25; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию