Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






КУРСОВАЯ РАБОТА. Негосударственное образовательное учреждение

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Самарский институт- Высшая школа приватизации и предпринимательства»

Направление «Экономика»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Финансы

На тему: «Механизм формирования и реализации финансовой политики предприятия»

Работа выполнена:

студенткой Пономаревой Н.А

заочного отделения,

группа Э-ЗД-12-3-3

Научный руководитель:

Быстрова Е.В.

 

Отлично 27.03.2013

 

Содержание:

Введение. 3

Глава 1.Понятие, механизм, реализация финансовой политики предприятия. 6

1.1. Понятие и цели финансовой политики предприятия. 6

1.2. Механизм формирования финансовой политики предприятия. 8

1.3. Реализация финансовой политики предприятия. 14

Глава 2. Организационно-экономические и основные показатели деятельности предприятия ОАО «Самарский хлебозавод №9».. 24

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Самарский хлебозавод №9». 24

2.2. Основные показатели и анализ хозяйственной деятельности ОАО «Самарский хлебозавод №9» 26

Глава 3. Рекомендуемые мероприятия по реализации финансовой политики предприятия. 33

Заключение. 39

Библиографический список. 45

Приложения. 47

 

Введение.

Развитие экономики России невозможно без подъема промышленного производства. Создание благоприятных условий для эффективного роста промышленности и других отраслей требует изменений в области финансового управления предприятиями, поскольку финансы становятся наиболее дефицитными и дорогими видами ресурсов. Формирование и использование финансовых ресурсов сопряжено с высоким коммерческим риском, влияние которого на деятельность хозяйствующих субъектов в практике российского финансового рынка недостаточно учтено. Значительно понизить риски можно с помощью применения эффективных методов финансового управления, планирования и контроля. Правильное понимание направлений развития создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития предприятия, эффективное функционирование всех его подразделений [17].



Политика управления организацией не может успешно реализовываться только на основе благих пожеланий и администрирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния на производственную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через финансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой.

Методы и приёмы финансовой политики позволяют анализировать и оценивать:

соответствие происходящих процессов и явлений намеченным целям;

эффективность проводимой финансовой политики с точки зрения способностей и возможностей влиять на управляемые процессы;

соответствие финансово-политических установок реальным условиям и возможностям корректировать стратегию и тактику финансового управления.

Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и много вариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии такой политики действия руководства и персонала становятся неосознанными, хаотичными, недальновидными. В результате организация впадает в большую зависимость от случайных обстоятельств. Поэтому финансовая политика является необходимым элементом управления, её построение и проведение не только отражают цели работодателей, но и характеризуют целеустремлённость руководства, способность систематически преследовать и реализовывать интересы сторон управления в финансово-производственных процессах.

Игнорирование финансовой политики приводит к потере динамичности, стабильности, финансовой устойчивости в работе организаций. При таком подходе руководство упускает имеющиеся возможности. Кризисные явления становятся закономерными. Поэтому положения и методы краткосрочной и долгосрочной финансовой политики весьма актуальны и практически значимы. При построении и проведении финансовой политики используются методы управленческого учёта, экономического анализа, финансового менеджмента.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить политику выживания, т.е. ограничиваться решением текущих, сиюминутных финансовых проблем. Однако рыночная ситуация требует разработки финансовой политики на будущее. Подобная реакция на неопределенные макроэкономические установки властных структур порождает конфликт интересов предприятий и государства, собственников и менеджеров, обуславливает противоречие между ценой внешних заимствований и рентабельностью производства, доходностью собственного производства и фондового рынка.



Для практической части курсовой выбрано предприятие ОАО «Самарский хлебозавод №9». Исследования проводилось с помощью табличного метода и метода сравнения относительных показателей в динамике. Целью дополнительной работы является разработка финансовой политики на базе предприятия. Анализируемый период охватывает три отчетных года работы предприятия (2010 - 2012 года).

В курсовой работе использованы следующие источники данных: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность в РФ, другие нормативные документы, труды ученых, первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета, учетная политика предприятия, план счетов, данные годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Самарский хлебозавод №9» за 2010 – 2012 года.

 

Глава 1. Понятие, механизм, реализация финансовой

политики предприятия.

1.1. Понятие и цели финансовой политики предприятия.

Финансовая политика предприятия это совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений с целью осуществления своих функций и задач, отраженных в стратегии и тактике развития с учетом внешних и внутренних условий функционирования предприятия.

Например: усиления позиций производителя на рынке товаров; достижения приемлемого объема продаж, прибыли и доходности (рентабельности) активов; увеличение собственного капитала; сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

Целью финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности [21].

Все аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.

В настоящий момент предприятию характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между:

интересами предприятия и фискальными интересами государства;

ценой денег и рентабельностью производства;

рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков;

интересами производства и финансовой службы и т.д.

Главной задачей на предприятии является переход к управлению финансами на основе результатов анализа финансово - экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения .

Основными стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

максимизация прибыли предприятия;

оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

создание эффективного механизма управления предприятием;

использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

В рамках этих задач необходимо выполнить следующие мероприятия по ряду направлений в области управления финансами:

проведение рыночной оценки активов;

разработка мер по снижению не денежных форм расчетов;

проведение анализа положения предприятия на рынке и выработка стратегии развития предприятия;

проведение инвентаризации имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия.

Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств, для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия.

 

1.2. Механизм формирования финансовой политики предприятия.

В целях управления финансами предприятий применяется финансовый механизм, который должен способствовать полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействия.

По мнению профессора Колчиной Нины Васильевны, финансовый механизм является частью хозяйственного механизма и представляет собой формы и методы управления финансами предприятия с целью достижения максимизации прибыли . С ней полностью согласна Щербина А.В. о чем пишет в своем учебнике «Финансы организации» .

Другими словами, финансовый механизм – это система управления финансами предприятия посредством использования финансовых рычагов и методов, с целью эффективного воздействия на конечные результаты производства, в соответствии с требованиями экономических законов.

К основным механизмам формирования финансовой политики предприятия относятся:

анализ финансово - экономического состояния предприятия;

выработка кредитной политики предприятия;

управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

выбор дивидендной политики.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности ].

Состав годовой бухгалтерской отчетности рассмотрим на примере ОАО «Самарский хлебозавод №9» за 2011 год. В ее состав могут входить следующие формы :

бухгалтерский баланс,

отчет о прибылях и убытках;

отчет об изменении капитала;

отчет о движении денежных средств;

приложение к бухгалтерскому балансу;

отчет о целевом использовании полученных средств;

пояснительная записка;

специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций по согласованию с Минфином России;

итоговая часть аудиторского заключения.

Основными компонентами финансово - экономического анализа деятельности предприятия являются:

анализ бухгалтерской отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

расчет финансовых коэффициентов.

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных и относительных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности, а также тенденций их изменения.

В качестве примера осуществления выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово - экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая, следует принять решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств с учетом их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации и т.д.

В целях выработки кредитной политики предприятия необходимо провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств.

На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов.

В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.

Финансовой службе предприятия необходимо:

рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии возможную выгоду от их привлечения);

правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);

составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

Управление оборотными средствами (денежными, ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени. На этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).

Финансовой службе предприятия целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:

хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);

финансирование по краткосрочным ссудам;

финансирование по долгосрочным ссудам;

финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).

В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности с учетом их нормативных значений необходимо принять решения о замене не денежных форм расчетов или, по крайней мере, об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга.

В результате такого анализа необходимо провести полную инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашения либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных сумм. В ряде случаев предприятию следует начать претензионную работу или обращаться с исками в арбитражный суд.

Планово-экономическим службам целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение с различного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от них.

Желательно эти мероприятия проводить ежемесячно. Сравнивать отношение переменных и постоянных затрат текущего периода с предыдущим, а также с аналогичным периодом предшествующего года. Рассчитать точку безубыточности, запас рентабельности и операционного рычага.

Расчет точки безубыточности позволяет предприятию определить необходимый объем продаж, цену реализации продукции для получения запланированной прибыли. А расчет запаса рентабельности и операционного рычага – насколько, в случае необходимости, можно снизить цену реализации продукции или объем производства и не допустить убыток в отчетном периоде.

При разработке учетной политики планово-экономической службе, совместно с бухгалтерией следует правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования, либо выбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции.

В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово - экономических решений необходимо четко определить и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:

переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;

постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;

смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.

Следует учесть, что провести определенную границу между переменными и постоянными затратами достаточно сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов производства, так и постоянная связанная, например, с освещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях целесообразно стремиться к такой организации учета, при которой вся совокупность затрат четко разделена по названным группам. В случае решения этой проблемы на предприятии возникнут условия для проведения углубленного операционного анализа (анализ безубыточности, текущий функционально - стоимостный анализ и функционально - стоимостный анализ на будущие периоды).

Информационной базой для расчетов по определению вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной политики являются бухгалтерские ведомости по учету затрат, журналы - ордера, отчеты цехов и структурных подразделений.

 

1.3. Реализация финансовой политики предприятия.

Для успешного и высоко эффективного управления предприятия в целом и финансами в частности, недостаточно только разработать грамотную финансовую политику. Нужно уметь с ее помощью правильно воздействовать на все процессы (производство, реализация, финансовые и трудовые ресурсы). Рассмотрим с помощью чего можно реализовать финансовую политику.

Финансовые рычаги – это экономические показатели, через которые оказывается влияние на хозяйственную деятельность предприятий. К ним относятся:

прибыль;

доход;

налоги;

финансовые санкции;

цена;

дивиденды и проценты;

заработная плата.

Финансовыми методами являются финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование и финансовый контроль.

Под финансовыми инструментами понимают любой контракт, из которого возникает финансовый актив для одного предприятия или финансовое обязательство или инструмент капитального характера (т.е. связанный с участием в капитале) для другого.

Финансовые инструменты включают в себя как первичные инструменты (дебиторскую и кредиторскую задолженность, акции), так и производные (финансовые опционы, фьючерсы и форварды).

Предприятию требуется современная система управления финансами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии – бизнес-плана. В бизнес-плане отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов, на которые предприятие не может воздействовать:

инфляция, уровень безработицы, покупательская способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.;

политические, природные, научно - технические факторы и т.д.).

Бизнес-план должен содержать раздел основных показателей финансово-экономического состояния предприятия; раздел, содержащий информацию о целях деятельности предприятия, определенных количественно, и их достижение по времени. Приводятся данные о продукции, потребности в ней, показатели качества, экономические показатели продукции, характеристики дизайна и результаты его сравнения с другими аналогичными товарами, патентные права, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования как потребительских качеств выпускаемой предприятием продукции, так и его ассортиментного состава.

Необходим раздел, характеризующий производственно - технологическую и инновационную политику предприятия и содержащий информацию:

об объеме выпуска продукции с начала выпуска и на период от года до пяти лет;

о производственных мощностях (баланс мощностей, коэффициенты сменности оборудования и использования мощностей и т.д.);

о долгосрочных активах (земля, основные производственные фонды, их состояние и потребность);

о технологическом уровне производства, его соответствии современным требованиям, развитии НИОКР;

о контроле над производственным процессом, гарантиях качества продукции, анализе причин, потерь и простоев в производстве, методах учета затрат материалов, труда и других элементов себестоимости продукции, таких, например, как брак;

о материальном обеспечении производства;

об охране окружающей среды.

На основе принятого бизнес - плана, сформированного с учетом анализа финансово-экономического состояния предприятия, вырабатываются и принимаются решения в системе управления его финансовыми ресурсами.

Примерная схема принятия решений в системе управления финансами представлена на рисунке 1.

Рис.1.

Из данной схемы видно, что для разработки долгосрочной финансовой политики (стратегии или бизнес-плана) необходимо разработать прогнозы рыночного спроса и конкуренции, определиться с приоритетом выпускаемой продукции и маркетинговой стратегией и многое другое.

Все это нужно увязать с текущем состоянием предприятия учитывая внутренние и внешние факторы среды. Определить системы пороговых значений и возможных отклонений от режима нормального функционирования предприятия.

Далее необходимо просчитать и выбрать вариант годового бюджета, соответствующего краткосрочным задачам и стратегическим целям предприятия. Сформировать квартальные планы продаж, балансы и прогноз денежных потоков предприятия. И теперь уже можно принимать решение по текущему управлению финансами предприятия, такими как:

дебиторская задолженность;

кредиторская задолженность;

управление кредитами;

управление валютными ресурсами;

контроль над использованием прибыли.

Однако по-прежнему нельзя забывать об изменениях во внешней и внутренней среде предприятия, своевременно и грамотно реагировать на их изменения, для чего вносить коррективы в тактические и стратегические планы.

В качестве примера осуществления выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово-экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая, следует принять решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств с учетом их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации и т.д.

Разработка учетной политики, как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета, обязательна для всех предприятий в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/2008). Данное положение утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" .

В связи с этим целесообразно, на основании проведенного анализа финансово-экономического состояния, просчитать варианты тех или иных положений учетной политики. От принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значения ряда ключевых финансово-экономических показателей.

При определении учетной политики у предприятия существует выбор, который касается, главным образом, методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.

Наибольший эффект оптимизация учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований конкретных видов продукции, освоения их производства, а также планирования новых производств и участков, технологических схем и создания новых структур.

А разработку финансового плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты.

Аналогично определяются и другие составные затраты на производство.

Далее разрабатывается прогноз движения наличных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения наличных средств учитывает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит), начальное и конечное сальдо банковского счета.

Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета), который и является хорошей проверкой прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д.

На этой основе в целях обеспечения платежеспособного состояния предприятия просчитывается его финансовое положение, финансовая стабильность, устойчивость. Результаты анализа относительных показателей и коэффициентов могут вызвать необходимость разработки нового варианта финансового плана, который должен начинаться с выбора заданных значений [21].

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, необходимо создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль над поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:

систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;

системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

Эти системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.

Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле над себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).

Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

В целях организации бюджетного планирования деятельности подразделений предприятия, необходимо создать следующую сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из следующих функциональных бюджетов:

бюджет фонда оплаты труда;

бюджет материальных затрат;

бюджет потребления энергии;

бюджет амортизации;

бюджет прочих расходов;

бюджет погашения кредитов;

налоговый бюджет.

Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия.

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды:

пенсионный;

социального страхования;

медицинского страхования;

часть налоговых отчислений.

Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия.

Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия.

Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах.

Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом - графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги, обязательные платежи в федеральный и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования). Этот бюджет планируется только в целом по предприятию.

Руководству предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес - плана и сводного бюджета. Их разработка является способом пробудить, усилить и организовать коллективную волю руководства посредством осознания общих ценностей и целей предприятия.

Необходимо выявить наиболее значимый круг нормативов (стандартных издержек) в краткосрочный период и разработать план действий по их соблюдению. Этим должна заняться планово-экономическая служба и техническая служба. Этот план действий может выявить приоритеты текущего управления финансами, способствуя равномерному обеспечению предприятия оборотными средствами.

При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются "вложенными" в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.

В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат.

В целях разработки прогнозного годового сводного бюджета необходимо использовать в качестве исходных данных:

прогноз денежной выручки от реализации продукции;

обобщенные данные по постоянным издержкам производства с распределениями их по основным видам продукции. Предварительное распределение постоянных издержек производства по видам продукции позволит более объективно оценить ее рентабельность. Предварительное распределение постоянных издержек позволит увеличить эффективность текущего управления финансами;

данные по переменным издержкам по каждой товарной группе;

прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации продукции предприятия;

прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата;

данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.

Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельные веса поставок продукции за предоплату.

Подведем итог данной главы. Уровень принимаемых предприятием несистематичес​ких финансовых рисков в значительной мере определяет​ся типом финансовой политики по отдельным аспектам его финансовой деятельности.

Финансовая политика представляет собой форму реали​зации финансовой стратегии и главной финансовой тактики предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финан​совой деятельности.

Финансовая политика может разрабатываться на весь стратегический период или на конкретный его этап, обеспечи​вающий решение отдельных стратегических задач (например, эмиссионная политика). Более того, на отдельных этапах стра​тегического периода финансовая политика предприятия мо​жет кардинально изменяться под воздействием непредсказу​емых изменений финансовой среды, будучи при этом направ​ленной на реализацию его главной финансовой стратегии.

Формирование финансовой политики предприятия по отдельным аспектам финансовой деятельности предпри​ятия носит обычно многоуровневый характер, число таких уровней определяется, прежде всего, объемом финансовой деятельности предприятия и необходимостью концентрации усилий па решении отдельных стратегических задач. В пер​вую очередь, финансовая политика разрабатывается по отдельным сегментам преобладающих направлений стра​тегического финансового развития предприятия, а внутри них — по отдельным видам финансовой деятельности.

 

Глава 2. Организационно-экономические и основные показатели деятельности предприятия ОАО «Самарский хлебозавод №9»..

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Самарский хлебозавод №9».

ОАО «Самарский хлебозавод №9» - крупнейший производитель хлебобулочных, бараночных и кондитерских изделий (в 2012 году было продано 6 616 тон хлебобулочных изделий, 899 тон бараночных изделий и 187 тон кондитерских изделий). На предприятии имеется свой большой автопарк, состоящий из 40 специализированных хлебных фургонов, а также развитая фирменная торговая сеть (15 торговых точек).

Хлебозавод является юридическим лицом с момента его государственной регистрации и по своей организационно-правовой форме является открытым акционерным обществом. Как любое коммерческое предприятие своей основной целью считает получение прибыли.

Миссия предприятия – обеспечить Самарцев вкусной, свежей продукцией, выпеченной по традиционным технологиям без химических добавок и консервантов, в ассортименте необходимом для полноценного питания детей и взрослых, вовремя и по ценам доступным вне зависимости от дохода.

Как юридическое лицо, предприятие самостоятельно осуществляет оперативный и стратегический управленческие учеты, а также бухгалтерский и статистический учеты и ведет отчетность в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.

В настоящее время предприятие производит следующие продукты:

хлеб «Пшеничный», «Юбилейный», «Дарницкий» и «Радужный»;

батон «Горчичный», булки «Городская», с посыпкой, рогалики, рожки и плюшки «Московские»;

баранки «К чаю», сдобные и ванильные;

сушки «Чайные», «Челночек», «Горчичные», «Самарские» с маком, «Крошка», «Маковка», «Самарики»;

кондитерские изделия - пряники «Шоколадные», «Воронежские», «Комсомольские», «Северные», мармелад «Трехслойный», апельсиновые и лимонные дольки;

диетические продукты - хлеб «Новинка» с расторопшей, «Отрубной» и сушки диабетические;

прочие изделия - соломка сладкая, кукурузные палочки, квас и сухари панировочные.

В 2009 году была разработана новая маркетинговая политика. Проанализировав уровень конкурентоспособности, руководство приняло решение о внедрении торговой марки «Самарики» для четырех товарных групп. Позиция марки – гордость за родной город, развитие уважения и любви к Самаре с малых лет. Вся выпускаемая продукция пользуется большим спросом у покупателей. А годом ранее было проведено частичное обновление производственного оборудования.

Управленческие функции распределены между директором, его заместителями и главным бухгалтером. Перед каждым работником установлены конкретные задачи, за выполнение которых они несут ответственность. Политика оплаты труда работников строится на зависимости размера заработка от объемов реализации.

 

2.2. Основные показатели и анализ хозяйственной деятельности ОАО «Самарский хлебозавод №9»

Основной производственной деятельностью предприятия ОАО «Самарский хлебозавод №9» является производство хлебобулочных изделий с последующей их реализацией населению города Самары. Показатели развития предприятия представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные показатели развития предприятия

Показатели Годы Относит. показ. % 2012/2010
 
1. Реализовано продукции в текущих ценах, тыс. руб. 194 804 230 718 207 357 106,44
2. Среднегодовая (среднесписочная) численность работающих, чел. 97,61
3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов промышленного назначения, тыс. руб. 27 958 23 667 22 491 80,45
4. Реализовано продукции в расчете: а) - на одного работника, тыс. руб. 109,02
б) - на 100 руб. стоимости основных производственных фондов, тыс. руб. 132,28

Как видно из таблицы за период с 2010 по 2012 года был увеличен выпуск и реализация продукции более чем на 6 %. Однако присутствует значительное снижение реализации по сравнению с 2011 годом, что связано с уменьшением покупательской способности населения из-за мирового финансового кризиса и увеличение конкуренции. Среднегодовая численность уменьшилась на 6 человек (2,39%). Стоимость основных производственных фондов уменьшилась на 5 467 тысяч рублей, что составляет 19,55%.

Влияние данных факторов сказалось на увеличении произведенной и реализованной продукции в расчете на одного работника и на 100 рублей стоимости основных производственных фондов.

Изменение стоимости ОС связано с уменьшением остаточной стоимости и ликвидацией морально устаревшего оборудования, а рост производства и реализации продукции связан с более эффективным использованием оборудования, производственного персонала, грамотного подбора товарного ассортимента. Все эти мероприятия были учтены в долгосрочной финансовой политике предприятия (стратегическое планирование).

Рассмотрим показатели финансовой деятельности предприятия на примере таблицы 2.2 «Доходы» и таблицы 2.3 «Расходы».

Таблица 2.2 – Доходы (тыс.руб.)

Показатели
Доходы от основного вида деятельности 194 804 230 718 207 357
Доходы от прочей реализации 1 370
Доходы от сдачи имущества в аренду 1 985 2 180 2 260
Дивиденды
Прочие доходы 3 286
Итого = 198 166 238 226 211 261

Таблица 2.3 – Расходы (тыс.руб.)

Показатели
Себестоимость продукции 135 051 161 343 137 065
Коммерческие расходы 35 575 39 894 42 836
Управленческие расходы 21 092 22 339 23 664
Прочие расходы 4 659 6 418 6 140
Проценты к уплате
Итого = 197 023 230 534 210 888

Из данных таблиц следует, что на фоне общего роста доходов предприятия, за исследуемый период, имеет место значительное снижение показателей по сравнению с 2011 годом (как уже было замечено выше).

Расходы имеют похожую тенденцию, но нельзя не отметить значительное снижения себестоимости продукции к 2011 году (или ее незначительное увеличение по сравнению с 2010 годом), как положительный показатель, а рост коммерческих, управленческих и прочих расходов как – отрицательный показатель финансовой деятельности.

Оценка экономической эффективности товарной продукции хлебозавода представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Экономическая эффективность товарной продукции

Показатели Годы Относит. показ. % 2012/2010
 
1. Товарная продукция, тыс. руб. 194 804 230 718 207 357 106,44
2. Себестоимость производственная товарной продукции, тыс. руб. 135 051 161 343 137 065 101,49
3. Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. 59 753 69 375 70 292 117,69
4. Уровень рентабельности (убыточности), % 30,67 30,07 33.90 110,53
5. Затраты на рубль товарной продукции, руб. 0,69 0,70 0,66 95,80

Анализ данных в таблице 2.4 показывает, что за период с 2010 по 2012 года на 1,5% увеличилась производственная себестоимость товарной продукции, которая связана с увеличением затрат на приобретаемое сырье, оплату труда сотрудников и затрат на производство продукции, на фоне снижения стоимости основных средств и закупочной цены на муку. За анализируемый период отмечается работа предприятия с прибылью. Показатели прибыли и рентабельности увеличились более чем на 17% и 10% соответственно, что напрямую связано с уменьшением показателя затрат на один рубль товарной продукции (4,2%). Это говорит об эффективном управлении производством предприятия в целом и о правильной финансовой политике предприятия в частности.

Проведем структурный анализ балансов предприятия (таблица 2.5).

Таблица 2.5 – Структурный анализ балансов предприятия (тыс. руб.).

Показатели
на начало на конец отклонение на начало на конец отклонение на начало на конец отклонение  
Денежные средства 1 005 1 667 1 667 3 409 1 742 3 409 -2 812  
Долгосрочные финансовые вложения -7  
Основные средства 22 771 25 378 2 607 25 378 21 955 -3 423 21 955 23 027 1 072  
Незавершенное строительство 8 653 2 282 -6 371 2 282 2 351 2 351 4 080 1 729  
Производственные запасы 7 436 8 240 8 240 8 621 8 621 9 744 1 123  
Прибыль 8 093 1 143 -6 950 1 143 7 692 6 549 7 692 -7 119  
Дебиторская задолженность 6 214 9 029 2 815 9 029 10 892 1 863 10 892 11 360  
Кредиторская задолженность 9 929 12 137 2 208 12 137 14 858 2 721 14 858 16 304  

Согласно данным, представленным в таблице 2.5, можно сделать вывод, что в целом финансовое состояние удовлетворительное, хотя наблюдается некоторое ухудшение в 2012 году. Остаток денежных средств значительно уменьшился. Увеличилась абсолютная величина основных средств, в 2011 реализованы и списаны транспортные средства, а 2012 приобретен земельный участок и печь для производства, ввод в эксплуатацию которой запланирован на 2013 год. По сравнению с 2010 и 2011 годом прибыль снизилась из снижения выручки и повышения стоимости энергоносителей и прочих коммунальных расходов. В 2012 году на возмещении части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам из федерального и областного бюджета было получено 105 тысяч рублей.

Увеличение производственных запасов связано в основном с повышением цен на сырье и материалы.

Рост дебиторской задолженности произошел из-за увеличения отгрузки продукции без предоплаты (увеличение отсрочки платежа), в оплату за сырье и материалы поставщикам, а также несвоевременной оплаты покупателей за поставленную продукцию.

Рассмотрим теперь базовые коэффициенты финансового состояния хлебозавода, которые представлены в таблице 2.6.

Положительно характеризует финансовое состояние то, что доля дебиторской задолженности в стоимости имущества не велика, а также высок удельный вес собственных средств в стоимости имущества.

Коэффициент автономии характеризует степень финансовой независимости от заемных источников финансирования. Расчетное значение показывает, что весь заемный капитал не может быть компенсирован собственностью организации.

Доля заемных средств в стоимости имущества показывает, что хлебозавод стал больше использовать заемные средства, для увеличения свободы финансового маневра, повысить ее инвестиционные возможности.

Таблица 2.6 – Базовые коэффициенты финансового состояния.

Показатели Нормативное значение
Показатели финансовой устойчивости
Доля дебиторской задолженности в стоимости имущества 0,17 0,20 0,21  
Коэффициент автономии (доля собственных средств в общей сумме активов баланса) 0,53 0,55 0,46 > 0,5
Коэффициент финансовой зависимости (отношение суммы всех обязательств к сумме активов) 0,47 0,45 0,54 < 0,5
Коэффициент соотношения заемных средств и собственного капитала 0,25 0,10 0,30 < 1,0
Показатели платежеспособности (ликвидности)
Коэффициент абсолютной ликвидности (отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг к краткосрочным обязательствам) 0,09 0,19 0,03 0,2 – 0,5
Коэффициент промежуточного покрытия (отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам) 0,56 0,80 0,50 > 1,0
Общий коэффициент покрытия (отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений дебиторской задолженности, запасов к краткосрочным обязательствам) 0,99 1,28 0,91 > 2,2
Показатели деловой активности (оборачиваемости)
Общий коэффициент оборачиваемости (отношение выручки от реализации к стоимости имущества) 6,02 7,66 6,37  
Оборачиваемость запасов (отношение стоимости реализуемой продукции к стоимости запасов и затрат), число оборотов 23,64 26.76 21,28  
Коэффициент оборачиваемости в днях (365 дней / число оборотов) 15,44 13,64 17,15  
Коэффициент оборачиваемости собственных средств (отношение выручки от реализации к собственным средствам) 7,17 7,82 8,24  
Показатели рентабельности
Чистая рентабельность продаж 0,0039 0,0284 0,0013  
Общая рентабельность продаж 0,0059 0,0333 0,0028  
Показатель обеспеченности текущей деятельности собственными средствами
Коэффициент маневренности собственных средств -0,19 -0,02 -0,29 > 0,5
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами -0,64 -0,07 -0,76 > 0,6
Коэффициент соотношения текущих активов и основных средств 0,75 1,04 0,94  

Способность предприятия оперативно погасить свои обязательства за счет легко реализуемых активов, свидетельствует о низком уровне платежеспособности. Коэффициент промежуточного покрытия показывает не возможность покрытия краткосрочных обязательств за счет денежных средств и дебиторской задолженности.

Общий коэффициент покрытия показывает, что даже с учетом запасов, у предприятия недостаточно ликвидных средств, для выполнения краткосрочных обязательств.

Снижение коэффициента абсолютной ликвидности свидетельствует об увеличении краткосрочной кредитной задолженности, что является отрицательным фактором.

Анализ показателей деловой активности показывает, насколько эффективно организация использует имеющиеся средства. Показатель оборачиваемости запасов достаточно высокий, что отражает нормальную скорость реализации продукции. Общий коэффициент оборачиваемости показывает, что уровень продаж превышает вложенный капитал. В частности, в 2012 году на 1 рубль активов было реализовано продукции на 6,37 рублей. Обновление запасов происходило за 17 дней, а на 1 рубль собственных средств, приходилось 8,24 рубля выручки от реализации, что выше показателей 2011 и 2010 годов.

Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств находится в мобильной форме, позволяющей достаточно свободно маневрировать этими средствами. Финансовое состояние предприятия тем лучше, чем выше данный коэффициент. Наблюдается ухудшение этого показателя по сравнению с 2011 и 2010 годами.

Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами – это показатель доли (степени) покрытия материальных запасов собственными источниками. Если скопилось не обоснованно много запасов, то значение этого показателя будет меньше. Из данных таблицы следует, что фактические производственные запасы на много превышают нормативное значение, ситуация улучшалась в 2010 году, но в 2012 году ухудшилась даже по сравнению с 2010 годом.

Коэффициент соотношения текущих активов и основных средств больше коэффициента соотношения, заемных и собственных средств значит, предприятие находится на уровне минимальной финансовой стабильности, а его показатель в 2012 году лучше, чем в 2010, но хуже – 2011 года.

Из всего вышеизложенного в этой главе можно сделать следующий вывод: в целом ОАО «Самарский хлебозавод №9» ведет правильную финансовую политику, которая позволяет ему работать с прибылью. Однако имеется ряд недостатков в планировании стратегических и тактических задач и как следствие в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Какие механизмы способны изменить в лучшую сторону показатели финансово-экономические деятельности предприятия? На этот вопрос попытаемся ответить в следующей главе.

 

Глава 3. Рекомендуемые мероприятия по реализации финансовой политики предприятия.

Финансовая политика представляет собой форму реализации финансовой философии и главной финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности.

Финансовую политику надо разрабатывать на весь стратегический период, а также на конкретный этап для решения конкретных стратегических задач.

Выпуская социально значимую продукцию первой необходимости «Самарский хлебозавод №9», не может самостоятельно устанавливать отпускные цены на часть своей продукции. Поэтому единственный путь повышение прибыли – снижение производственных и реализационных затрат, в которые входят: сырье, з/п сотрудников, электроэнергия, содержание основных средств и др. расходы. Бездумно эти расходы сократить нельзя. А есть затраты, такие как сырье, топливо и электроэнергия, на рост которых практически не возможно повлиять. Более того, на отдельных этапах стратегического периода финансовая политика предприятия может кардинально измениться под воздействием непредсказуемых изменений финансовой среды, будучи при этом направленным на реализацию главной финансовой стратегии – максимизации прибыли.

Сложность сегодняшней ситуации состоит в том, что на предприятии работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа, а специалисты, ими владеющие, включая и руководство, как правило, не умеют читать документы аналитического и синтетического бухгалтерского учета.

В связи с этим предприятию следует сформировать службу, занимающуюся анализом финансово-экономического состояния, основными задачами которой будут:

разработка входных (за исключением тех, которые в настоящее время уже используются в бухгалтерском учете) и выходных форм документов с показателями. Бухгалтерской службе следует заполнять эти формы с той периодичностью, которая наиболее целесообразна для поддержки работы финансовой службы предприятия;

периодическое (ежеквартально, ежемесячно, ежегодно) составление пояснительных записок к выходным формам с расчетными показателями с подробным анализом отклонений (от плановых, среднеотраслевых показателей, показателей предыдущего года, предприятий-конкурентов и т.д.) с выдачей рекомендаций по устранению недостатков.

Хотя система управления финансами ориентирована на решение краткосрочных и текущих задач (краткосрочная финансовая политика предприятия), разработка стратегии развития предприятия (долгосрочная финансовая политика предприятия) позволяет не только определить ориентиры этого развития, но и добиться понимания общности задач работниками различных служб предприятия. А также устранить ограничения на взаимодействие между ними, особенно по вопросам решения ключевых проблем, стимулировать информационный обмен между структурными подразделениями предприятия.

При сужении внутреннего рынка, недостатке инвестиций собственных средств и высоком риске долгосрочных банковских кредитов предприятия стоят перед необходимостью:

добиться сокращения издержек производства;

повысить качество выпускаемой продукции;

реализовать агрессивную политику продвижения товаров на внутренний и внешний рынки (в сегментах традиционных и новых потребителей).

Создание надежной и гибкой системы управления финансами, направленной на решение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики, позволит существенно ускорить реорганизацию деятельности предприятия. Функционирование такой системы требует тесного взаимодействия маркетинговых, сбытовых, производственных и других служб предприятия. Новая система финансового планирования должна быть нацелена на:

повышение управляемости и адаптивности предприятия к изменениям на товарных и финансовых рынках;

обеспечение оперативного получения информации о необходимости корректировки стратегии и тактики управления предприятием;

создание условий для повышения взаимопонимания и доверия с представителями зарубежных фирм.

С переходом на качественно иной уровень текущего планирования предприятие расширяет внутренние возможности накоплений для модернизации производства, становится более привлекательным для сторонних инвесторов. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает предприятие информационно прозрачным для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности предприятия в предоставлении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

Рекомендуется создать и внедрить комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования деятельности предприятия (на базе локальной сети), что позволит максимально оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия.

В целях осуществления контроля над исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля.

Нижний уровень – контроль над исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.

Верхний уровень – контроль над исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно финансово экономической службой предприятия и его бухгалтерией. Основными элементами системы контроля являются:

объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль над соблюдением бюджетов;

технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.

Контроль над соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:

оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в т.ч. анализ по отклонениям функциональных бюджетов);

разработку мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

оформление и представление руководству предприятия аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.

Вышеперечисленные мероприятия помогут установить реальное положение финансового состояния на предприятии. Дать возможность проанализировать его, выработать новую стратегию (долгосрочную финансовую политику) для увеличения прибыли. И в дальнейшем оперативно контролировать финансы и эффективно управлять ими.

Для повышения эффективности принятия управленческих решений, необходимо регулярно проводить мониторинг рынка сбыта, товарного ассортимента и спроса, конкурентов и поставщиков. Целью мониторинга является поиск новых рынков сбыта (расширить реализацию продукции за пределы Самары и области в соседние регионы), поиск новых видов продукции, спрос которых у населения не удовлетворен. Оценить финансовое состояние конкурентов, их рынки сбыта, ценовую политику и товарный ассортимент. Поиск новых поставщиков сырья и энергоносителей с более выгодным соотношением цена-качество, стабильность поставки и др. Данные мероприятия позволят поднять выручку от реализации продукции и снизить расходы, что в свою очередь увеличит прибыль.

Оптимизация налогового учета, также позволяет незначительно снизить расходы предприятия. Правильное ведение налогового учета, своевременность и правильность уплаты налогов, позволяют предприятию работать без нарушений, за которые на него налагают штрафы и пени (которые также увеличиваю расходы).

На конец 2012 года на хлебозаводе износ оборудования составляет 0,61%, что говорит о скорой необходимости его замены. Установка современного оборудования позволит увеличить производство продукции и снизить расходы по его содержанию и обслуживанию, а если оборудование будет автоматическим, то и снизит трудовые затраты, как человеческие так и материальные. Что также положительно скажется на финансовом результате.

Рассмотрим теперь долгосрочную финансовую политику.

Основное сырье хлебозавода – это мука. Ее стоимость напрямую влияет на себестоимость продукции. Снижение цены на муку стратегическая задача предприятия. Вопрос


<== предыдущая | следующая ==>
Организация тушения возможного пожара первым РТП | Введение. Актуальность темы исследования





Date: 2015-07-25; view: 127; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.071 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию