Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имена собственные и лица





 

В течение последних 20 лет в нашем обществе произошла переоценка ценностей, повлекшая за собой значительное изменение мировоззрения у большинства населения. Мы уже не боремся за счастливое будущее советского народа и тем более всего человечества, нас, прежде всего, занимает сегодняшний день каждого отдельного человека. На смену общности пришла индивидуальность со всеми вытекающими последствиями. Вот почему для того, чтобы нормально жить и ощущать свою профессиональную и социальную значимость, нам необходимо, чтобы к нам обращались по имени или хотя бы по фамилии, а не использовали для этого унизительные «мужчина» и «женщина» или еще более неприглядное «Эй, как вас там?».

Обращение по имени особенно важно в тех странах, где культурные традиции, лежащие в основе правил вежливости, требуют, чтобы во время приветствия к человеку обращались по имени: «Как поживаете, мсье Дюпон?». Так, например, в США никому не придет в голову в качестве приветствия сказать просто: «Здравствуйте, миссис». Это будет расценено как вопиющая невежливость. Воспитанный американец обязательно добавит имя или фамилию: «Здравствуйте, миссис Рич». Само собой разумеется, что выпавшее из памяти имя можно заменить словами «дружище», «дорогой», «приятель» и т. д. Но не в любом контексте они будут уместны, и вместо учтивой фразы у вас может получиться ее неловкое подобие. С возрастом становится все труднее удерживать в памяти имена людей, особенно тех, встречи с которыми становятся редкими и не доставляют нам удовольствия.

Дольше и лучше всего в памяти хранятся имена тех, с кем мы общаемся постоянно. При регулярных контактах они то и дело возникают в нашем сознании: мы произносим их сами, слышим, как их произносят другие, читаем на дверной табличке, полученном по почте конверте и т. п. Все эти подсказки вызывают знакомые имена в памяти, а вслед за ними в сознании всплывают и образы тех, кто их носит.

Гораздо труднее дело обстоит с именами людей, с которыми мы только что познакомились или видимся крайне редко. Они запоминаются надолго только в том случае, когда для этого есть серьезная причина. Например, вам только что представили человека, которого зовут точно так же, как вашего отца. И даже если эта встреча у вас будет последней, вы еще долго будете помнить имя вашего нового знакомого и легко вспомните его, случайно встретив через много лет.

Каждый из вас, вероятно, знает таких людей, которые легко запоминают, а главное быстро вспоминают имена других. Некоторые из них относятся к своей способности как к аттракциону и при любом удобном случае демонстрируют свои феноменальные способности. Ничего особенного в их таланте нет, просто они запоминают имена с помощью непроизвольного формирования ассоциаций.

Когда такие связи возникают легко, мы в состоянии многое запомнить. Так, например, если в компании вам представили мужчину, которого зовут Михаил Потапович, вы обязательно сравните его со сказочным неуклюжим мишкой и свяжите внешность вашего нового знакомого с его именем. Возникшая ассоциация поможет мозгу легко справиться с запоминанием. Аналогичная ситуация сложится и в том случае, когда вам представят тезку какого‑либо литературного персонажа. Ваше сознание обязательно постарается отметить сходства или различия между реальным человеком и вымышленным героем известного произведения.

Легко запоминающиеся имена подобны колокольчику: он звонит и в памяти тотчас же возникает соответствующий образ. Они более конкретны, их звучание без труда ассоциируется с каким‑либо понятием или предметом. Вот только чаще всего этот механизм памяти включается под действием случая или спонтанных логических ассоциаций. И только тогда, когда мы научимся запоминать имена с помощью искусственных (то есть созданных нашим сознанием) связей, границы нашей памяти могут значительно расшириться.

Принцип ассоциирования образов нам хорошо знаком. Мы часто им пользуемся, когда, желая что‑нибудь хорошо запомнить, сами того не осознавая, наклеиваем на имена своеобразные ярлыки: Плятт – актер, Помпиду – французский президент, Коркунов – конфеты и т. д. К сожалению, большинство людей дальше этих довольно простых ярлыков не идут и оставляют за рамками ассоциации множество полезной информации, в частности черты лица человека, чье имя они хотят запомнить. В результате связь между ними и именем остается неполноценной.

Как правило, легче вспомнить лицо человека, услышав его имя, чем вспоминать имя, увидев лицо. Чтобы убедиться в этом, проанализируйте свой жизненный опыт.


Скорее всего, вы попадали в ситуации, когда, встретив на улице человека, вы с трудом припоминали, как его зовут, хотя были твердо уверены, что вы с ним знакомы. Сделать связь «имя – лицо» более прочной поможет формирование нового навыка создания ассоциации: приклеивать ярлыки непосредственно к лицам. Тогда при виде знакомого лица в памяти сразу же всплывет ярлык, а вместе с ним и само имя.

Итак, чтобы в уме сформировалась прочная ассоциация между лицом и именем, нужно отметить примечательные черты и того и другого. Изучая лицо, обратите внимание на самую заметную его часть, которая сразу же бросается в глаза. А, проговаривая в уме имя, найдите в нем сходство с названием какого‑либо конкретного предмета, который легко себе представить. В заключение объедините доминирующую черту

лица с предметом, на который похоже имя, и создайте некий комбинированный образ. Само собой разумеется, что на все эти действия потребуется время, но по мере овладения этим методом его количество будет сокращаться, и тогда формирование образа будет происходить быстрее. Сразу же хотим предупредить – не торопитесь. Особенно это относится к начальному этапу, когда навык непрочный и создание ассоциаций требует определенных усилий. Не забывайте, что к лицу, которое вы хотите запомнить, вам нужно приклеить яркий и броский ярлык, который в дальнейшем максимально облегчит вам процесс вспоминания.

По сравнению с именами лица запоминаются легче, потому что они сами по себе являются конкретными зрительными образами. Вот почему, когда вам необходимо связать вместе лицо и имя, в последнем нужно найти нечто конкретное, то есть создать некий образ, который в дальнейшем можно будет легко воспроизвести, и объединить его с запоминаемыми чертами лица. Если этого не сделать, имя и лицо будут всплывать в памяти по отдельности: увидев знакомого человека, вы не сразу назовете его имя, или, услышав чье‑то знакомое имя, вы не всегда быстро вспомните его лицо.

На первом этапе запоминания внимательно рассмотрите лицо и вслушайтесь в звучание имени человека. Чаще всего мы тратим на это считанные секунды, хотя это очень важный момент в процессе запоминания. Затем приступайте к созданию зрительной ассоциации и постарайтесь сделать это так, чтобы получить от вашего творческого акта максимум удовольствия. Видоизмените имя нового знакомого так, чтобы в сознании у вас сформировался зрительный образ, легко ассоциирующийся с характерной чертой его лица.

При выделении характерной черты следуйте за вашим естественным восприятием: то, что привлекло ваше внимание в самый первый момент знакомства, и будет, как правило, главной особенностью данного лица. В качестве доминирующей черты может выступать, например, молочная белизна кожи, красивая седина (как у вашего любимого актера), пушистые ресницы, скульптурный нос (его очень легко представить высеченным из мрамора), четко очерченные губы (их очень хочется поцеловать) и т. д. Прислушивайтесь к своим эмоциям, они тоже помогут вам выбрать главную достопримечательность. Если какая‑то черта сразу же привлекла ваше внимание, задайте себе вопрос: «Почему именно она бросилась мне в глаза?». Отвечать на него следует как можно более подробно. Если же с первого взгляда лицо вам показалось невыразительным, внимательно рассмотрите его, деталь за деталью: овал лица, волосы, глаза, брови, нос, рот, подбородок, цвет кожи. Не скупитесь на комментарии. В результате такого подробного анализа обязательно найдется черта, которая и будет для вас визитной карточкой лица.


Если доминирующая черта выбрана бессознательно, с первого взгляда, проделайте этот выбор еще раз, но уже осознано, подкрепляя свое решение сравнительными характеристиками, комментариями, эмоциональным впечатлением. Тем самым вы делаете внешний стимул более сильным, а след в памяти – глубже и отчетливее. Чтобы проверить себя, закройте глаза и попробуйте представить себе доминирующую черту мысленно. Затем вставьте ее в контекст всего лица. Вглядитесь в полученный образ, достаточно ли он четок? Если он получается расплывчатым, а некоторые детали попросту не воспроизводятся, откройте глаза и сверьте его с оригиналом. Особое внимание обратите на те детали, мысленное воспроизведение которых вам не удалось.

Для запоминания очень важно выбрать только одну доминирующую черту. Если это сделать трудно и ваше внимание привлекают 2 или более черт, выбор следует сделать произвольно. Прислушайтесь к своим непосредственным впечатлениям, это облегчит и ускорит процесс. После того как вы определились с доминирующей чертой, присмотритесь к ней и постарайтесь воспроизвести ее в уме отдельно от лица. Разумеется, сделать это нелегко. Как можно отвлечься от других черт лица, если вам, например, предстоит нарисовать в своем воображении кустистые брови или румянец щек? Но, тем не менее, следует постараться и сосредоточиться только на одной выдающейся детали. Затем нужно перейти к преобразованию имени. Для этого следует мысленно произнести его несколько раз и постараться уловить возникающие при этом зрительные образы. В результате вы должны будете найти слово с конкретным смыслом, созвучное запоминаемому. Таким образом, абстрактное имя будет преобразовано в конкретное. Естественно, преобразование одних имен будет даваться вам легче, поскольку некоторые из них не потеряли связь с конкретными объектами: Роза – роза, Света – свет, Кира – кирка и т. д. С другими же придется потрудиться. Однако не стоит отчаиваться: пройдет немного времени, и вы сможете легко найти зримый образ для любого имени и любой фамилии.

Для большинства фамилий преобразования напрашиваются сами собой. Приведем несколько примеров: Попов – поп, Петухов – петух, Токарев – токарь, Синицын – синица. Отметим, что это справедливо не только для русского, но практически для всех языков.

В подобных случаях для создания образа‑иллюстрации достаточно обратиться к значению корня и использовать его. В повседневной жизни мы редко обращаем внимание на буквальный смысл фамилий, даже в том случае если он очевиден и лежит на поверхности. Чаще всего мы этого не делаем потому, что это значение со временем было изменено или устарело. В самом начале фамилии, как правило, обозначали род занятий своих владельцев: Плотников был плотником, Ковалев – ковалем, или кузнецом, Воеводин – воеводой. Фамилии же типа Кривой, Жирнов, Толстой обозначали физические особенности того или иного человека. Они легко вызывают конкретные ассоциации, их не составляет труда запомнить и поместить в конкретный контекст.


Другие фамилии (например, Свидригайлов, Шварц и т. п.) сразу не поддаются преобразованию и требуют предварительной обработки и игры воображения.

Произнесите их несколько раз вслух, и вы обязательно найдете те слова, которые они вам напоминают. Фонетического сходства для этого бывает достаточно. Например, та же фамилия Шварц, повторяемая несколько раз, обязательно напомнит вам слово «шварк», или «шваркнуть», которое в свою очередь поможет нарисовать образ грузчика, шваркающего тяжелый мешок с плеч на землю.

В результате предпринятых нами преобразований мы должны получить 2 совершенно четких образа, один из которых отражает доминирующую черту лица, а другой – видоизмененную фамилию. Нам остается перейти к последнему этапу – объединению образов, то есть созданию из них единой воображаемой картины.

Для этого нужно произвольно совместить образ, подсказанный звучанием имени, с доминирующей чертой лица. Получившуюся картину удерживайте в своем воображении до тех пор, пока она не зафиксируется у вас в памяти.

Хотим еще раз обратить ваше внимание на важность словесных комментариев, которыми вы сопровождаете процесс формирования ассоциаций, которые в этом случае лучше запоминаются и дольше хранятся в памяти. Если вы проговорите все за и против той или иной связи образа с именем, тем самым вы сознательно закрепите полученный результат.

Однако не стремитесь к тому, чтобы все ваши ассоциации подчинялись строгому логическому порядку. Если на ум приходит нечто, совсем не укладывающееся в рамки здравого смысла, не пытайтесь отказаться от этой «нелепицы», вволю позабавьтесь над ней, и это обязательно даст желаемый результат.

Для того чтобы ассоциация хорошо закрепилась в памяти, на мысленное объединение 2 образов нужно потратить не менее 15–20 секунд. Давайте разберем этот процесс на конкретном примере.

Фамилия: Богданов

Доминирующая черта: шевелюра густых седеющих волос

Преобразованное имя: бог – да – но

Объединение образов: представьте себе нимб (символ святости) над седеющей шевелюрой.

Итак, вы представили себе сияющий нимб над шевелюрой густых седеющих волос. Образ вполне узнаваемый, его практически нельзя спутать ни с каким другим. Разглядывая получившуюся картину (свет, идущий от нимба, красиво пробивается через густые волосы, отливающие серебром), повторите несколько раз фамилию: Богданов. Убедитесь, что она прочно ассоциируется с воображаемым образом. Не переставайте повторять: «Бог… Да… Но…» («Но» потому, что это не совсем бог, поскольку его, как правило, изображают с черными волосами).

Очень хорошо, когда первое, что пришло в голову, прекрасно описывает данную ситуацию. В случае с фамилией Богданов можно было вообразить крест (крест – вера – бог), и это было бы вполне оправдано. Однако не слишком увлекайтесь логическими ассоциациями. В противном случае вместо того, чтобы связать имя с чертой лица, вы можете сделать ошибку и вместо доминирующей черты использовать другую, не имеющую ничего общего с конкретным человеком. Например, вы познакомились с женщиной по фамилии Круглова. В вашей знакомой вас привлекли красивые миндалевидные глаза, и вы выбрали их в качестве доминирующей черты. Когда вы приступите к преобразованию фамилии, вы, скорее всего, произнесете слова «круг», «круглый». Затем можно предположить, что вы решите изменить доминирующую черту лица, поскольку слово «круглый» подскажет вам, например, что у женщины круглое лицо. «Ведь это так очевидно!» – воскликнете вы и будете неправы, потому что, повстречав эту женщину во второй раз, вы, скорее всего, вновь обратите внимание на необычайную форму ее глаз, а не на овал лица, который, впрочем, не обязательно будет круглым.

Чтобы вспомнить фамилию, вам нужна подсказка, связанная не с ее звучанием (ведь для этого ее следует вспомнить), а с доминирующей чертой лица. Именно она окажется тем стимулом, который извлечет слово из глубины памяти. Вот почему при запоминании нужно строго придерживаться следующего порядка действий:

– доминирующая черта;

– преобразованное имя;

– ассоциация, в которой слиты воедино 2 предыдущих образа.

Вывод, который необходимо сделать из истории с «круглой» фамилией, заключается в следующем: поиск логической связи между доминирующей чертой лица и именем тупиковый, потому что такой связи нет. Слепов редко бывает слепым, Рыжов – рыжим, а Толстой – толстым.

Для того чтобы процесс запоминания проходил легко и эффективно, необходимо освоить некоторые приемы, которые помогают систематизировать отдельные составляющие информации.

Итак, начнем с лица. Чтобы получить четкий образ лица, выбирая доминирующую черту, внимательно рассмотрите каждую деталь в определенной последовательности (например, сверху вниз). В поле зрения должны в обязательно порядке попасть:

– волосы: густые или редкие, русые, светлые или темные, стриженные или длинные, прямые или вьющиеся, жирные или сухие и т. д.;

– нос: большой или маленький, приплюснутый или выдающийся, длинный или короткий, особое внимание уделите ноздрям, они, подобно отпечаткам пальцев, у разных людей никогда не бывают одинаковой формы;

– рот: большой или маленький, четко очерченный или вялый, к характеристике рта обязательно добавьте губы, зубы и улыбку;

– овал лица: четко или нечетко очерченный, удлиненный, прямоугольный или круглый;

– общее впечатление: приятное или неприятное, приветливое или хмурое, волевое или безразличное и т. д.

Когда вы ответите на все эти вопросы, вы составите подробный портрет лица и никогда не ошибетесь в момент узнавания, перепутав черты разных людей.

Для запоминания фамилий составьте картотеку, основанную на категориальном принципе, которая будет храниться у вас в мозгу. В нее вы будете заносить все новые фамилия. При внесении их в тот или иной ее раздел вы сразу же будете получать зрительные образы‑символы. Приведем начало этой картотеки, которую вы сами можете продолжить по мере необходимости:

– фамилии, связанные с профессией: Плотников (символ – пила), Слесарев (символ – гаечный ключ), Кузнецов (символы – молот, наковальня), Пастухов (символ – кнут);

– фамилии, связанные с названием птиц: Синицын, Воробьев, Кукушкин;

– фамилии, связанные с предметами: Мостовой, Салов, Мешков и т. д.

Что касается зрительных ассоциаций, здесь нужно иметь в виду, что движущиеся объекты запоминаются лучше, чем неподвижные, поэтому одним из основных элементов образа должно быть движение. Если мы обратимся к фамилии Богданов, то седые волосы в образе бога могут развеваться на ветру.

На первый взгляд может показаться, что смешные и забавные образы удерживаются в памяти дольше. Однако это вовсе не так. Как ни странно, они не столь долговечны, как хотелось бы. А вот хорошо прорисованный образ с четко проступающими деталями надолго врезается в память и вспоминается без труда.

Если, встретив второй раз нового знакомого, вы легко узнали доминирующую черту его лица, но не сразу вспомнили вспомогательный образ, который помог вам ее запомнить, вглядитесь в эту черту внимательнее.

Вам обязательно придут на ум комментарии, с помощью которых вы эту ее выделяли. Например, вы познакомились с господином Блиновым и, разглядывая его лицо, поразились его почти совершенно круглому овалу. «Лицо, как блин!» – скорее всего, сказали вы себе. Именно такая словесная фиксация и рассказанная самому себе небольшая история служат опорой для создания прочной ассоциации.

Возьмите себе за правило анализировать все встречающиеся фамилии и отыскивать в них какой‑нибудь смысл. Тем более что подобные упражнения подходят и для запоминания названий книг, фильмов, фирменных марок, улиц и т. п. Количество всевозможных ассоциаций огромно и вскоре вы убедитесь, что они легко всплывают в сознании, как только вы пытаетесь их там обнаружить. Проделывайте упражнения со всеми фамилиями, которые вы можете встретить в справочнике и на табличках кабинетов, услышать на улице и т. д.

А теперь несколько упражнений, которые помогут вам применить на практике полученные знания и развить свои мнемонические способности.

 







Date: 2015-07-24; view: 295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию