Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование ассоциаций
Если обратиться к словарям, то в них «ассоциация» определяется как психический процесс, в результате которого одни представления или понятия вызывают появление в уме других. Если мы проанализируем нашу мыслительную деятельность, то обратим внимание на то, что сознание реагирует на всевозможные стимулы, поступающие из внешнего мира, с помощью ассоциаций, количество которых может быть чрезвычайно велико. Ни один психический процесс не происходит без формирования ассоциаций, особенно это относится к процессу обучения. Они играют очень важную роль в упорядочивании поступающей информации, выступая в качестве основного организующего элемента. Качество извлечения из памяти необходимой информации тоже зависит от того, как первоначально были сформированы ассоциации. Психологи М. Н. Янг и У. Б. Гибсон, исходя из общей теории биологической и компьютерной памяти, обращали внимание на то, что «в нашей памяти ассоциации логичны, но если система естественных и логичных ассоциаций оказывается неэффективной, средством для искусственной поддержки памяти могут служить ассоциации искусственного или нелогичного типа». Этот вывод, сделанный учеными, лежит в основе многочисленных мнемонических приемов, облегчающих запоминание, увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций и облегчающих тем самым быстрое извлечение информации. Возникающие в нашем сознании спонтанные ассоциации без каких‑либо усилий с нашей стороны, самопроизвольно, вызывают в памяти события прошлых лет. Причем пробудить воспоминания может любой раздражитель: звук, вкус, деталь окружающей обстановки. Общая схема работы памяти – это установление сходства или, наоборот, различия между двумя предметами или явлениями. Сталкиваясь с чем‑то новым в нашей повседневной жизни, мы обязательно обращаем внимание на его точки соприкосновения с уже хорошо известным или отмечаем степень непохожести, оригинальность, которые отличают это новое от знакомого и привычного. Читая художественное произведение, мы независимо от своей воли фиксируем в сознании основные элементы его конструкции – сюжет, композицию, персонажей, чтобы отнести произведение к тому или иному литературному жанру: роману, повести, рассказу и т. д. Герои литературного произведения, а также описываемые в книгах события, даже если они вымышлены и имеют весьма отдаленное отношение к действительности, запоминаются легче, если подобные персонажи или события уже встречались в других произведениях или напоминают нам людей или события из нашей реальной жизни. Скажите, кто из вас хотя бы раз в жизни не ощущал себя Анной Карениной или Владимиром Ленским? И не потому, что первая бросилась под поезд, а второй погиб на дуэли. А потому, что все мы влюбляемся, испытываем муки неразделенной любви, вступаем в конфликт между любовью и долгом. Большинство людей в первую очередь обращают внимание на то, насколько персонажи книги, спектакля или фильма похожи на них самих. А вот литературные, кино– и театральные критики рассматривают те же произведения с точки зрения их отличия от других произведений, оригинальности персонажей, то есть во главу угла ставят их непохожесть и самобытность. Анализируя, например, стиль писателя, литературный критик будет стремиться к тому, чтобы выделить его индивидуальный стиль письма, ту специфическую манеру воспринимать и выражать общие для всех явления окружающего мира, оригинальность его мышления и т. д. Ведь, повествуя об одних и тех же событиях или чувствах, великие писатели делают это по‑особому. Вот почему нельзя спутать, например, Толстого и Тургенева, хотя и тот и другой писали о любви к родине, но делали это настолько непохоже, что в результате их произведения представляются нам уникальными. Бесконечный поиск ассоциаций отличает людей, обладающих творческим складом ума. Эта постоянная работа делает их ум чрезвычайно активным, направленным на открытые все новых и новых связей, каждая из которых, в свою очередь, содержит множество оригинальных ассоциативных рядов. А ведь именно они, эти бесконечные ряды, лежат в основе любого творчества. Об этом очень интересно сказал французский поэт Поль Валерии в своем очерке о природе творчества. Развенчивая в какой‑то степени миф о вдохновении, он определил его как первую ассоциацию, которая приходит сама по себе, когда ей вздумается, не требуя никаких усилий со стороны поэта или писателя. Но она является лишь отправной точкой для написания поэтического произведения. Дальше требуется работа автора по поиску тех самых ассоциаций, а также других оригинальных приемов, с помощью которых из‑под его пера выйдет по‑настоящему гениальное произведение. В противном случае это будет лишь зарифмованный текст, не лишенный красоты, но и не содержащей в себе божественной искры вдохновения. Еще в древности механизм возникновения ассоциаций занимал умы философов. Отцом ассоцианизма считается великий греческий философ Аристотель, живший в IV веке до нашей эры. Он первым обратил внимание на разницу между сознательно подбираемыми ассоциациями и непроизвольными, или случайными. Гораздо позже, в XVIII веке, шотландский философ Дэвид Юм пришел к выводу о том, что непроизвольные ассоциации неподвластны воли человека – они появляются в результате «внешних совпадений». Например, вы идете по мостовой и, конечно же, не думаете о том, чтобы споткнуться. Однако вы спотыкаетесь, и после этого у вас в уме формируется определенная ассоциация. Теперь всякий раз, оказываясь в похожем месте или в похожей ситуации, вы всегда будете связывать их с тем местом, где вы споткнулись. В начале ХХ века немецкий психолог Герман Эббингауз особое внимание уделял ассоциациям по смежности, которые связывают предметы или явления, соседствующие во времени или пространстве. В середине XX века швейцарский психолог Карл Юнг заинтересовался ассоциациями, которые возникают у человека во время сна. На своих сеансах психоанализа он просил пациентов расслабиться и не сопротивляться свободно возникающей в сознании цепи ассоциаций, о которых они должны были говорить открыто, без ложного стыда, что позволяло им вспомнить то, что было скрыто у них в глубинах подсознания в результате внутренней цензуры. Как заметил советский психолог А. Н. Леонтьев в своей книге «Развитие памяти», человек, говоря: «Это мне напоминает...», тем самым признает, что в его уме существует ассоциация, которая поможет ему распутать клубок его мыслей. А если он говорит: «Я припоминаю», то усилием памяти он пробуждает мысль, вслед за которой хлынет поток ассоциаций. В первом случае мысль следует за непроизвольной ассоциацией, а во втором – поиск связи происходит сознательно. Ассоциации, возникающие как бы сами собой, практически непредсказуемы. К ним в первую очередь относятся фонетические. Это значит, что в одном или нескольких языках имеются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу, например: «пижон» в русском языке и «pigeon» («голубь») во французском и т. д. Некоторые связи лежат на поверхности, предсказать их не стоит труда. Например, ассоциации по смежности, в частности основанные на отношении причины и следствия. Они легко приходят на ум и помогают взять след в запутанном на первый взгляд деле. Психологи в этом случае любят приводить пример с Шерлоком Холмсом, который угадывает то, что занимает мысли его друга доктора Ватсона. Используя причинно‑следственные связи, сыщик идет от одной ассоциации к другой, руководствуясь предложенным ему контекстом, и восстанавливает цепь вероятных событий. Когда человек берется за разгадывание какой‑либо загадки или запутанной ситуации, он обращается к логике в поисках определенных связей, которые существуют между отдельными элементами головоломки. При этом он обязательно принимает во внимание мотивы, поводы, возможности, то есть все тот же контекст, о котором мы говорили выше. И если рядом находится еще один человек, который занимается разгадкой той же самой проблемы, у него могут возникнуть сходные ассоциации, и в какой‑то момент они оба могут прийти к одинаковому результату. Что это? Телепатия? Конечно же, нет. Просто такого рода ассоциации предсказуемы и в рамках одного контекста несколько человек могут выстроить один и тот же ассоциативный ряд. Если они являются опорой памяти на подсознательном уровне, то логично будет предположить, что на уровне сознания они тоже могут оказать ей неоценимую услугу. Другими словами, если необходимые нам данные мы будет сопровождать придуманными для такого случая ассоциациями и воспроизводить их во всех сходных ситуациях, тем самым мы установим своеобразный контроль над процессом запоминания и облегчим процесс вспоминания. Оплетая информацию кружевом ассоциаций, мы расширяем контекст каждого воспоминания, нанизывая на связку множество ключей к нужным данным, позволяющих открывать двери, за которыми содержатся многочисленные подробности. Чтобы информация хранилась в памяти долго и выдавалась по первому требованию, ассоциативное «кружево», насколько бы искусным оно ни было, должно подчиняться определенному порядку. Со временем поиск ассоциаций, а на первом этапе – возможных взаимосвязей между предметами или явлениями, превращается в увлекательное занятие, как интересное, так и полезное. Рассмотрим несколько несложных приемов, основанных на формировании таких связей. Эти приемы действительно очень просты и подходят для всех людей, независимо от уровня развития у каждого из них отдельных психических функций и способностей. Описанный ниже прием требует активного участия в процессе запоминания и воспроизведения образного мышления и воображения. Итак, если требуется что‑нибудь быстро и надолго запомнить, необходимо выполнить следующие действия с этими данными: 1. В мыслях связать запоминаемый материал с каким‑либо хорошо известным предметом, зрительный образ которого легко вообразить. Затем этот предмет связать с другим, который обязательно окажется под рукой, когда нужно будет вспомнить запоминаемое. Например, вы постоянно забываете купить соль. Отправляясь в магазин за покупками, вызовите у себя в воображении зрительный образ подушки (геометрически она напоминает пачку соли, хотя может быть и что‑то совершенно непохожее не нее), а рядом – зрительный образ кошелька (вы его обязательно возьмете в руки у кассы, расплачиваясь за покупки). 2. Мысленно из двух предметов сделать один, но такой, чтобы в нем присутствовали черты обоих. Например, та же подушка, но с застежкой, как у кошелька, либо тот же кошелек, но того же цвета и размера, что и подушка. Варианты могут быть самыми разнообразными. 3. На секунду мысленно сосредоточиться на получившемся предмете, стараясь его хорошо запомнить. Как ни странно, но этих трех действий бывает достаточно, чтобы запомнить, а главное вспомнить в нужный момент то важное, что нужно было удержать в памяти. Более того, этот прием позволяет перевести запоминаемый материал из кратковременной памяти в долговременную, где он будет долго храниться. Процесс запоминания происходит быстрее, а материал хранится в памяти дольше, если при первом знакомстве с материалом у человека возникает не одна, а несколько ассоциаций, которые затем мысленно прорабатываются. Вот почему, стараясь запомнить содержание текста, выучить доказательство теоремы или сделать что‑нибудь подобное, не ленитесь задавать себе дополнительные вопросы: «На что это похоже?», «Что мне это напоминает?», а главное – давать на них четкие и ясные ответы. Например, изучая географическое положение европейских стран и отвечая на поставленный самому себе вопрос: на что похожи изображения государств на карте, можно заметить, что Италия похожа на сапог с высоким каблуком, Франция – на шестигранник, а скандинавские страны – на животное, голова которого обращена к Дании, а хвост – к России, и т. д. Очень хорошо тренировать ассоциативное мышление в компании. Для этого есть упражнение, которое называется «Заблудившийся рассказчик». Чем больше участников в этой полезной игре, тем она интереснее и тем больше ассоциаций возникнет в ее процессе. Участники рассаживаются за столом и выбирают ведущего. Он предлагает тему повествования и передает слово одному из игроков. Тот начинает рассказ на предложенную тему, но постепенно уводит его в сторону. Его задача – максимально запутать повествование, поэтому он «перескакивает» с одной темы на другую. В какой‑то момент он останавливается и жестом указывает на следующего игрока. Поскольку очередность заранее не определяется, участники должны очень внимательно следить за повествованием, чтобы в любой момент вступить в игру. Тот, на кого указал рассказчик, сначала «распутывает» услышанную историю, то есть, воспроизводя в обратном порядке все ассоциации, которые использовал предыдущий игрок, приходит к началу – предложенной ведущим теме. Затем, используя ту же тему, предлагает слушателям свой вариант ассоциативной головоломки и т. д. Игра тем увлекательнее и полезнее, чем длиннее используемый рассказчиками ассоциативный ряд, который требует от участников максимальной концентрации внимания и служит хорошей психической тренировкой.
Date: 2015-07-24; view: 841; Нарушение авторских прав |