Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика диагностики направленности на поиск/припоминание информации
Горюшина Е.А., Владимиров И.Ю. С точки зрения диагностики особенностей регуляции процессов переработки информации в ходе практического мышления важным является вопрос о нахождении устойчивой психической характеристики (свойства), связанного со спецификой изучаемого явления. Одной из таких структур психики может являться познавательная направленность субъекта. Так Ю.К. Корнилов и Л.П. Урванцев описывали особую личностную структуру психики: практическая/теоретическая направленность мышления (Корнилов 2004, Урванцев 2004). Выраженность того или иного типа направленности связана со склонностью субъекта определенным образом формулировать и решать задачу. Практики ориентированы на решение вопроса о достижении результата деятельности, преобразование ситуации, а теоретики на выявление особенностей организации явления, понимание закономерностей, объяснение. Нами было предположено существование и других индивидуальных различий в сфере направленности личности, связанных с особенностями организации когнитивных процессов. Для описания особенностей построения модели ситуации в практическом мышлении важным является вопрос об особенностях организации обратной связи и о том, на что в первую очередь ориентируется субъект: на арсенал наработанных средств интерпретации и решения, или на исследование актуальной ситуации. Данная проблема актуальна не только для психологии практического мышления, но носит глобальный общепсихологический характер. В частности, для психологии восприятия, внимания и памяти остается актуальным вопрос о роли структур памяти (эталонов, схем, категорий, моделей) с одной стороны и процессов организации получения актуальной информации с другой, для построения образа актуальной ситуации. В качестве крайних точек зрения можно привести мнения Дж. Гибсона, подчеркивавшего приоритет актуального взаимодействия (Gibson 1959) и Дж. Брунера, говорившего о ведущей роли структур опыта (Bruner 1957). Очевидно, для быстрого экономичного и адекватного образа важны оба фактора: использование эталонов обеспечивает скорость и экономичность, а эффективно организованная обратная связь – адекватность, что и нашло отражение в дальнейшем развитии теорий организации познавательной активности. Например М. Эрдели предлагая модель гибкой и множественной селекции указывает структуры осуществляющие отбор информации и на этапе сенсорной переработки, и на стадии актуализации информации из долговременной памяти (Erdelyi 1974). Р. Шифрин и У. Шнайдер выделяют в составе процессов внимания автоматические и контролируемые процессы. Первые в отличие от вторых функционируют по алгоритмы, слабо осознаются, эффективны для типичных задач (Schneider 1984, Shiffrin 1984). Мы предположили что индивидуальные различия в особенностях построения образа актуальной ситуации связаны с одной из составляющих познавательной направленности личности – направленностью на поиск/припоминание информации, то есть склонностью субъекта при отражении и интерпретации актуальной ситуации рассматривать ее детально, как новую или соотносить с эталонными случаями из собственной практики. Для диагностики выраженности данных типов направленности нами была разработана методика, построенная в форме опросника предпочтений. Конструкт. Направленность на поиск/припоминание информации – мотивационно-регуляционная характеристика личности, определяющая стратегию построения актуальной модели ситуации. Лица с выраженной направленностью на поиск имеют склонность к детальному выявлению характеристик ситуации, тенденцию к рассмотрению ситуации как новой, тенденцию к исследовательскому поведению, имеют лучшие параметры организации обратной связи. Лица с выраженной направленностью на припоминание имеют тенденцию пользоваться заготовками решений (ориентироваться на эталоны), обладают более структурированной системой опыта. Предполагается большая эффективность лиц направленных на поиск в исследовательских задачах и ориентировке в новых ситуациях и большая эффективность лиц направленных на припоминание при решении типичных задач. Операциональное определение: Человек, направленный на поиск информации в отличие от направленного на припоминание характеризуется следующим: задает много вопросов на уточнение, быстро, спонтанно реагирует на ситуацию, внимателен к деталям, не боится делать ошибки, не склонен к долгим размышлениям, сразу действует, старается понять ситуацию.
Date: 2015-07-24; view: 287; Нарушение авторских прав |