Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обработка результатов. Обработка ведется на качественном и количественном уровне
Обработка ведется на качественном и количественном уровне. Качественный уровень. 1. Анализ суждений не проводится, если нет выхода за пределы фрагмента, и идет перечисление его элементов. В этом случае не происходит трансформации ситуации эксперимента в проблемную ситуацию и, следовательно, невозможно говорить о процессе мышления. Например. "В заметке говорится о нападении на таксистов, приводится статистика". 2. Если суждения детерминированы несколькими элементами заметки, то анализ проводится по каждому из них. Например. "О работе таксопарков вообще. Наверное, написано о необходимости машин, нет порядка, нет дисциплины. Т.е. надо навести порядок, провести организацию таксопарков. Может быть о работе милиции, МВД. Увеличилось количество нападений. Пишут о необходимости наведения порядка в МВД". В данном примере смысловыми элементами являются "таксисты" и нападение на таксистов". 3. Предметом мышления может быть заметка, сам факт ее появления в газете или информация, содержащаяся во фрагменте заметки. Причем, во втором случае, испытуемый ориентируется либо на содержательную, либо на структурную сторону, рефлексируя направления мыслительной деятельности автора заметки. 4. При анализе результатов выделяются следующие направления мыслительной деятельности или функции мышления: ориентация в ситуации, оценка, постановка проблемы, решение проблемы, поиск противоречия. Эти функции мышления общие для субъектов теоретического и практического мышления. 5. Выделенные функции мышления содержательно по-разному представлены у субъектов практического и теоретического мышления. Ориентация в ситуации. Практическое мышление: испытуемый стремится представить предложенную ситуацию как единичную. В соответствии с этим и мыслительная деятельность протекает, во-первых, как детализация, уточнение (кто, где, при каких обстоятельствах). Например. "Нападают те, кто вышел из тюрьмы". "О событиях в Казани, о вечерних беспорядках там". Во-вторых, как конкретизация (что именно при этом происходит). Например. "Это создает опасность частых аварий, недовольство пассажиров". "Очень убыточен блоковый ремонт". В-третьих, приводятся примеры из собственной жизни, подтверждающие предложенную ситуацию. Например. "Сразу вспомнилась наша железная дорога: битые стекла, холод". Для теоретического мышления характерно собственно категоризация, обобщение. Ситуация, представленная в заметке, рассматривается как проявление общей ситуации, общей закономерности. Например. "Это о проблеме преступности в стране". "О хищническом истреблении животных". В рассуждениях испытуемых встречаются аналогии, которые можно рассматривать как уровень обобщения и относятся они к специфике теоретического мышления. Например. "Недавно была статья о нападении на инкассаторов". Оценка. Теоретическое мышление: характерна оценка обобщенной ситуации. Например. "Всё у нас делают не так и не то". "Что касается моей оценки, то это – доигрались! Без кондиционирования – это частность". Практическое мышление: характерна оценка данной единичной ситуации. Например. "Бесхозяйственность! Эти бы вагоны надо на свалку!". Постановка проблемы. На основании схваченного противоречия субъект практического мышления ставит проблему: "Что нужно сделать, чтобы этого не было?". Например. "Как бороться с нападением на таксистов?". "Как отучить молодежь сквернословить?". Для субъектов с теоретическим мышлением характерна проблема: "Почему это происходит?" Например. "Почему происходят нападения?" "Вроде бы образованней стали, а бескультурней. Почему?" "Почему в русском языке самое большое количество матерных слов?" Решение проблемы. В соответствии с поставленной проблемой субъект практического мышления решает, что нужно делать, какие меры предпринять. Например. "Тут проблема связистов, которые не могут вовремя доставить корреспонденцию. (Что нужно делать?) Школьников привлекать, студентов надо. Механизацию какую-нибудь, может быть централизованная раздача поможет". Теоретическое мышление решает соответственно проблему: "Почему это происходит?" Например. "Это социальная проблема, болезнь общества (Почему это происходит?) Незащищенность индивидуального предпринимателя у нас. Легкость наживы, когда один человек противостоит группе". Следует отметить, что вопрос при решении проблемы может быть как эксплицирован, так и подразумеваем. Поиск противоречия. Собственно поиск противоречия и постановка проблемы, средством решения которой является информация, представленная в заметке, как направление мыслительной деятельности, характерно для субъекта практического мышления. Например. "Нам бы не из лягушек, а хотя бы из свиней! Что у нас своего сырья нет?!" Для испытуемого теоретического мышления характерно рассмотрение информации, содержащейся в заметке, как новой, познавательной, самостоятельной. Например. "Об изготовлении кожгалантереи. Обувь, как пример технологии изготовления из пресмыкающихся". "Принял к сведению, что работа таксистов небезопасна". Таблица 1
6. При рефлексии, когда предметом мышления становится мышление, выявляются как его функции, направление (Например. "Что касается моей оценки..." "В заметке решается проблема..." "Здесь ставится проблема..."), так и их специфика для практического и теоретического мышления. Например. "...в заметке обсуждаются причины нехватки почтальонов, нападения на таксистов, положение дел на железной дороге и т.д." "...в заметке предлагаются меры, которые могут предпринять, чтобы решить проблему нехватки почтальонов...". 7. Предмет мышления – заметка, сам факт её появления. Субъектом практического мышления она рассматривается как элемент данной, конкретной ситуации, как бы вводится вовнутрь предложенной ситуации. В частности, заметка рассматривается как средство решения проблемы, поставленной на основе выявленного в данном фрагменте противоречия. Например. "Заметка сделана для того, чтобы предупредить водителей". "Через это приобщают детей к культуре. Субъектом теоретического мышления заметка рассматривается как проявление общей ситуации. Например. "Демократия, гласность начались, а проку нет. Вопрос непрошибаемый. Так было и так будет". Оценка заметки. Субъект практического мышления оценивает заметку как средство решения поставленной им проблемы. Например. "Это выстрел холостой". "Что толку писать, делать надо что-то!". Субъект теоретического мышления оценивает точку зрения автора заметки. Например. "О проблеме пьянства не только у нас, но и за рубежом. Зачем искать проблемы в чужой стране? Я не согласен с такой постановкой вопроса!" Для проведения качественного анализа психолог подсчитывает общее количество суждений, высказанных испытуемым, а также, сколько из них говорят о практическом, и сколько о теоретическом мышлении. Затем, высчитывается процентное соотношение. Например. Испытуемый И.Г.: всего суждений 14; 9 из них относятся к проявлению практического мышления (64,3%); 4 суждения – о теоретическом мышлении (28,6%). На основе полученного соотношения делается вывод преимущественности для испытуемого того или иного типа мышления. Для интерпретации рекомендуется брать протоколы, где не менее 9-10 суждений подвергались анализу. Для удобства использования при интерпретации применяется расширенная таблица. Таблица 2.
Стимульный материал к методике диагностики склонности к практическому и теоретическому мышлению Е.В. Драпак
Мехтиханова Н.Н. Date: 2015-07-24; view: 292; Нарушение авторских прав |