Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка результатов. Обработка ведется на качественном и количественном уровне





Обработка ведется на качественном и количественном уровне.

Качественный уровень.

1. Анализ суждений не проводится, если нет выхода за пределы фрагмента, и идет перечисление его элементов. В этом случае не происходит трансформации ситуации эксперимента в проблемную ситуацию и, следовательно, невозможно говорить о процессе мышления. Например. "В заметке говорится о нападении на таксистов, приводится статистика".

2. Если суждения детерминированы несколькими элементами заметки, то анализ проводится по каждому из них. Например. "О работе таксопарков вообще. Наверное, написано о необходимости машин, нет порядка, нет дисциплины. Т.е. надо навести порядок, провести организацию таксопарков. Может быть о работе милиции, МВД. Увеличилось количество нападений. Пишут о необходимости наведения порядка в МВД". В данном примере смысловыми элементами являются "таксисты" и нападение на таксистов".

3. Предметом мышления может быть заметка, сам факт ее появления в газете или информация, содержащаяся во фрагменте заметки. Причем, во втором случае, испытуемый ориентируется либо на содержательную, либо на структурную сторону, рефлексируя направления мыслительной деятельности автора заметки.

4. При анализе результатов выделяются следующие направления мыслительной деятельности или функции мышления: ориентация в ситуации, оценка, постановка проблемы, решение проблемы, поиск противоречия. Эти функции мышления общие для субъектов теоретического и практического мышления.

5. Выделенные функции мышления содержательно по-разному представлены у субъектов практического и теоретического мышления.

Ориентация в ситуации.

Практическое мышление: испытуемый стремится представить предложенную ситуацию как единичную. В соответствии с этим и мыслительная деятельность протекает, во-первых, как детализация, уточнение (кто, где, при каких обстоятельствах). Например. "Нападают те, кто вышел из тюрьмы". "О событиях в Казани, о вечерних беспорядках там". Во-вторых, как конкретизация (что именно при этом происходит). Например. "Это создает опасность частых аварий, недовольство пассажиров". "Очень убыточен блоковый ремонт". В-третьих, приводятся примеры из собственной жизни, подтверждающие предложенную ситуацию. Например. "Сразу вспомнилась наша железная дорога: битые стекла, холод".

Для теоретического мышления характерно собственно категоризация, обобщение. Ситуация, представленная в заметке, рассматривается как проявление общей ситуации, общей закономерности. Например. "Это о проблеме преступности в стране". "О хищническом истреблении животных". В рассуждениях испытуемых встречаются аналогии, которые можно рассматривать как уровень обобщения и относятся они к специфике теоретического мышления. Например. "Недавно была статья о нападении на инкассаторов".

Оценка.

Теоретическое мышление: характерна оценка обобщенной ситуации. Например. "Всё у нас делают не так и не то". "Что касается моей оценки, то это – доигрались! Без кондиционирования – это частность".

Практическое мышление: характерна оценка данной единичной ситуации. Например. "Бесхозяйственность! Эти бы вагоны надо на свалку!".

Постановка проблемы.

На основании схваченного противоречия субъект практического мышления ставит проблему: "Что нужно сделать, чтобы этого не было?". Например. "Как бороться с нападением на таксистов?". "Как отучить молодежь сквернословить?".

Для субъектов с теоретическим мышлением характерна проблема: "Почему это происходит?" Например. "Почему происходят нападения?" "Вроде бы образованней стали, а бескультурней. Почему?" "Почему в русском языке самое большое количество матерных слов?"

Решение проблемы.

В соответствии с поставленной проблемой субъект практического мышления решает, что нужно делать, какие меры предпри­нять. Например. "Тут проблема связистов, которые не могут вов­ремя доставить корреспонденцию. (Что нужно делать?) Школьни­ков привлекать, студентов надо. Механизацию какую-нибудь, может быть централизованная раздача поможет".

Теоретическое мышление решает соответственно проблему: "Почему это происходит?" Например. "Это социальная проблема, болезнь общества (Почему это происходит?) Незащищенность индивидуального предпринимателя у нас. Легкость наживы, когда один человек противостоит группе".


Следует отметить, что вопрос при решении проблемы может быть как эксплицирован, так и подразумеваем.

Поиск противоречия.

Собственно поиск противоречия и постановка проблемы, средством решения которой является информация, представленная в заметке, как направление мыслительной деятельности, характерно для субъекта практического мышления. Например. "Нам бы не из лягушек, а хотя бы из свиней! Что у нас своего сырья нет?!"

Для испытуемого теоретического мышления характерно рас­смотрение информации, содержащейся в заметке, как новой, позна­вательной, самостоятельной. Например. "Об изготовлении кожгалан­тереи. Обувь, как пример технологии изготовления из пресмыкающихся". "Принял к сведению, что работа таксистов небезопасна".

Таблица 1

Функция мышления Тип мышления
Практическое Теоретическое
I. Категоризация, ориентация в ситуации Уточнение, детализация, конкретизация, примеры. Собственно категоризация, обобщение. Аналогии.
2. Оценка Единичной, конкретной ситуации Обобщенной ситуации
3. Постановка проблемы Что делать? Какие меры принять? Почему это происходит
4. Решение проблемы Предлагается, что можно сделать, какие меры принять. Предлагаются причины происходящего
5.Поиск противоречия Поиск противоречия и постановка проблемы, средством решения которой, может быть информация, содержащаяся в заметке. Информация, содержащаяся в заметке, рассматривается как познавательная, принимается к сведению

6. При рефлексии, когда предметом мышления становится мыш­ление, выявляются как его функции, направление (Например. "Что касается моей оценки..." "В заметке решается проблема..." "Здесь ставится проблема..."), так и их специфика для практи­ческого и теоретического мышления. Например. "...в заметке обсуждаются причины нехватки почтальонов, нападения на таксистов, положение дел на железной дороге и т.д." "...в заметке предлагаются меры, которые могут предпринять, чтобы решить проблему нехватки почтальонов...".

7. Предмет мышления – заметка, сам факт её появления.

Субъектом практического мышления она рассматривается как элемент данной, конкретной ситуации, как бы вводится вовнутрь предложенной ситуации. В частности, заметка рассматривается как средство решения проблемы, поставленной на основе выявленного в данном фрагменте противоречия. Например. "Заметка сделана для того, чтобы предупредить водителей". "Через это приобщают детей к культуре.

Субъектом теоретического мышления заметка рассматривается как проявление общей ситуации. Например. "Демократия, гласность начались, а проку нет. Вопрос непрошибаемый. Так было и так будет".

Оценка заметки.

Субъект практического мышления оценивает заметку как средство решения поставленной им проблемы. Например. "Это выстрел холостой". "Что толку писать, делать надо что-то!".

Субъект теоретического мышления оценивает точку зрения автора заметки. Например. "О проблеме пьянства не только у нас, но и за рубежом. Зачем искать проблемы в чужой стране? Я не согласен с такой постановкой вопроса!"


Для проведения качественного анализа психолог подсчитывает общее количество суждений, высказанных испытуемым, а также, сколько из них говорят о практическом, и сколько о теоретическом мышлении. Затем, высчитывается процентное соотношение. Например. Испытуемый И.Г.: всего суждений 14; 9 из них относятся к проявлению практического мышления (64,3%); 4 суждения – о теоретическом мышлении (28,6%). На основе полученного соотно­шения делается вывод преимущественности для испытуемого того или иного типа мышления. Для интерпретации рекомендуется брать протоколы, где не менее 9-10 суждений подвергались анализу.

Для удобства использования при интерпретации применяется расширенная таблица.

Таблица 2.

Функция мышления Тип мышления
Практическое Теоретическое
I. Категоризация, ориентация в ситуации Уточнение, детализация (кто, где, при каких обстоятельствах) -"Нападают те, кто вышел из тюрьмы" -"о событиях в Казани, о вечерних беспорядках" -"Этим занимаются молодые и чаще когда пьяные бывают". -"Это про поезд №112. Там такие беспорядки всегда". -"Пьют обычно много мужчины". -"Лягушки – это здорово, Лучше брать спинку шку­ры только". Конкретизация (что при этом происходит). -"Это создает опасность частых аварий, недоволь­стве пассажиров". -"Убивают навсегда, обыч­но просто бьют". -"Ломаются чаще самые дорогие детали в телеви­зорах". -"Шкуру лягушки легко можно выделывать – она тонкая". -"Если пьют, то больше потом дерутся". Примеры из собственной жизни. -"Сразу вспомнилась на­ша железная дорога: грязные стекла, холод". -"Я вспомнил сразу о мо­их мучениях с цветным телевизором". -"У меня всегда ноги болят от кожаной обуви. Вот вам пример". -"У меня много знакомых, которые как здесь – пьют". Собственно категоризация, обобщение. -"Это о проблеме... (некультурности людей, плохой работы промышленности, пьянства всего русского населения, преступности в стране, мире" -"Это о хищническом истреблении животных". -"Эти об "опасностях" на улицах города". Аналогии. -"Недавно была статья... (о нападении на инкассаторов, о размерах пьянства, большой смертности от пьянства, о недостатках сельского хозяйства, там тоже не все хорошо, о трудностях с сырьем)".
2. Оценка Единичной, конкретной ситуации -"Бесхозяйственность! Эти вагоны – на свалку". -"Этих пьяниц – уволить с работы". -"Этот внук все понял и не будет материться. Дед у него образованный, разъяснил все мальчишке на пять". Обобщенной ситуации -"Я оцениваю это – доигрались! Без печки – это частность". -"Пьяниц вообще с работы уволить всех надо. Политику надо такую!" -"Одна эта почта – ладно, но ведь не только там безобразия. Вся страна разваливает­ся".
3. Постановка проблемы Что делать? Какие меры принять? -"Что нужно сделать, чтобы этого не было?" -"Как отучить молодежь материться?" -"Как бороться с напа­дением на таксистов?" -"Как помочь почте". -"Как отучить выпивать с малых лет?" Почему это происходит -"Почему происходят нападе­ниям" -"Вроде бы образованней стали, а бескультурней. Почему?" -"Почему в русском языке так много матерных слов?" -"Почему мы не стараемся работать хорошо?"
4. Решение проблемы Предлагается, что можно сделать, какие меры принять. -"Почте можно помочь так: школьников привлекать, студентов, механи­зацию и т.д." -"Чтобы обезопасить таксистов надо стекло вмонтировать между ка­биной водителя и сало­ном". -"Качество шкуры сохра­няется если кислоты ме­ньше лить". -"Для повышения качест­ва техники контроль на до, строгость. OТK надо восстановить". Предлагаются причины происходящего. -"Безделие – причина антисоциальных явлений". -"Нет законов, защищающих предпринимателя. Вот при­чина бардака в стране". -"Почему? Да потому что ра­ботать люди не хотят". -"Причина – в нежелании ду­мать". -"Почему? Культуру расстре­ляли в 30-ом году".
5.Поиск противоречия Поиск противоречия и постановка проблемы, средством решения которой, может быть информация, содержащаяся в заметке. -"Нам бы не из лягушек, а из свиней. У нас что, своего сырья нет?" -"Что же таксисты только страдают? Ведь и пассажиры тоже. Их тоже защищать прессе надо" Информация, содержащаяся в заметке, рассматривается как познавательная, принимается к сведению -"Об изготовлении кожгалантереи. Обувь как пример технологии изготовления из пресмыкающихся". -"Принял к сведению... (что работа таксистов не безопасна, наше население ударилось в пьянство, лягушки могут быть полезными в промышлен­ности)". -"Понял, что... (материться не хорошо, вагоны на железной дороге в основном гнилые)".

Стимульный материал к методике диагностики склонности к практическому и теоретическому мышлению Е.В. Драпак


 

 

Мехтиханова Н.Н.







Date: 2015-07-24; view: 292; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию