Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экспресс-методы изучения у спортсменов свойств нервной системы
Цель работы: Определение силы нервной системы через ее выносливость у спортсменов с помощью «теппинг-теста» (Е.П.Ильин,1972). Тест основан на изменении по времени максимального темпа движений кистью. Испытуемые в течение 30 с стараются удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 с, и по шести получаемым точкам строится работоспособность испытуемого. Приборы и материалы: прибор теппинг-тест, секундомеры, листы бумаги с шестью расположенными в два ряда квадратами 3x3 см, протоколы исследования. Методика выполнения При использовании прибора теппинг-теста задание выполняется по общепринятой методике. При отсутствии регистрирующей аппаратуры можно пользоваться графическим способом регистрации максимального темпа движений. Для этого лист бумаги делится на шесть расположенных в два ряда квадратов. После определения максимального за 5 с темпа движений испытуемого приступают к эксперименту. Испытуемый должен карандашом или ручкой поставить в каждом квадрате за отведенное ему время (по 5 с) как можно больше точек. Переход с одного квадрата в другой следует производить в направлении по часовой стрелке, не прерывая работы. Перед началом работы карандаш (ручку) надо ставить не в первом квадрате, а перед ним. Тогда доли секунды будут теряться при переносе карандаша в каждый квадрат, и неравенство времени нахождения карандаша в первом и последующих квадратах исчезнет. Испытуемому дается задание работать с максимальной частотой в течение 30 с. Он предупреждается, что чем большее число движений он сумеет сделать за отведенное время, тем сильнее у него нервная система (в действительности для диагноза используется другой критерий). Сигналы о переходе с одного квадрата на другой подаются для испытуемого экспериментатором, который следит за секундомером. Задание выполняется три раза, результаты записываются в протокол. Таблица 3 Протокол исследования
А Б
В Г Рис.1. Типы кривых изменения максимального темпа движений по 5-ти секундным отрезкам. По вертикали – число движений за 5 с, по горизонтали – 5-секундные отрезки. А - кривые, характеризующие сильную нервную систему. Б - кривые, характеризующие среднюю силу нервной системы. В - кривые, характеризующие средне-слабую нервную систему, Г - кривые, характеризующие слабую нервную систему. Завершение работы На основе полученных данных строятся кривые работоспособности, в которых за исходную (нулевую) точку берется темп движений за первые 5 секунд. Студенты самостоятельно объясняют полученный результат. В результате получаются типы кривых, представленные на рис.1. Выпуклый тип: максимальный темп нарастает в первые 10-15 с, о чем, кстати, испытуемые и не подозревают, в последующем к 25-30 с он может снизиться ниже исходного уровня за первые 5 с работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы. Необходимые пояснения к работе Необходимо следить, чтобы обследуемый с первых секунд старался показать максимальную частоту движений, иначе получится выпуклый тип кривой, искажающий диагноз в сторону увеличения силы нервной системы. При графической регистрации частоты движений карандаш или авторучка должны иметь валик из изоляционной ленты (лейкопластыря), чтобы при ударах по бумаге пальцы испытуемого не соскальзывали с карандаша или ручки (иначе темп движений постоянно будет прерываться и истинной картины выявить не удастся). Вопросы для обсуждения 1. В чем значение учения И.П. Павлова о законах высшей нервной деятельности для психологии? 2. Каковы свойства нервной системы? 3. Раскройте понятие о силе - слабости нервной системы. 4. Как можно определить силу нервной системы у спортсменов? 5. Каково влияние типологических особенностей на эффективность спортивной деятельности. Литература 1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. – М., 1974. 2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001. 3. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
Date: 2015-07-24; view: 1092; Нарушение авторских прав |