Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика изучения межличностных отношений в спортивных коллективах
Цель работы: ознакомление с некоторыми приемами изучения межличностных отношений в спортивном (школьном, физкультурном) коллективе. Для выявления лидера коллектива (команды), сплоченности и взаимоотношений в физкультурном коллективе применяются социометрические методики. Приборы и материалы: шкала приемлемости и таблицы-матрицы оценки межличностных отношений. Шкала приемлемости наиболее эффективна для выявления внутригрупповых отношений в школьном физкультурном коллективе. Методика выполнения Для исследования с помощью шкалы приемлемости готовится шаблон – лист картона, на котором сверху наклеены пять вариантов ответов: 1. Я очень хотел бы быть с ним в одном коллективе (+2). 2. Мог бы включить его в наш коллектив (+1). 3. Мог бы быть с ним в коллективе, а мог и не быть (безразлично) (0). 4. Лучше не включать его в наш коллектив (-1). 5. Ни в коем случае не хочу быть вместе (-2). По числу членов коллектива (группы) готовят листы бумаги, на которых слева помещается алфавитный список группы. Получив такой лист и поместив его на трафарет, студент проставляет против каждой фамилии цифру, соответствующую приемлемости для него этого члена группы. Например, если студент считает, что мог бы включить его в коллектив, хотя и не очень хочет этого, то ставит против его фамилий «+1», а если очень не хотел бы быть с ним в одном коллективе «-2». Собрав у студентов листы, составляют таблицу-матрицу (см. табл. 1) и заполняют ее клетки цифрами: +2 (I вариант), +1(2 вариант), О (3 вариант), -1 (4 вариант), -2 (5 вариант). Результаты в горизонтальных и вертикальных рядах суммируются. Алгебраическая сумма цифр горизонтальной графы показывает отношение каждого его члена к коллективу, вертикальной – отношение коллектива к данному студенту (школьнику). Она может быть положительной или отрицательной. Таблица 1 Первичная матрица по изучению межличностных отношений в коллективе
Социометрию можно использовать с целью выявления лидера коллектива, выбора капитана команды, физорга класса (группы). Студентам раздают листочки бумаги и предлагают написать, кого они хотели бы выбрать капитаном команды (физоргом), запасным капитаном, если первый по какой-либо причине (болезнь, загруженность общественной работой и т.п.) не может быть утвержден, и кого хотели бы выбрать резервным капитаном, на случай, если первые двое не смогут выполнять намеченные обязанности. На основе заполненных студентами листочков составляется таблица-матрица (см. табл. 2). Фамилии студентов вносятся в таблицу, и против каждой фамилии в клетках, соответствующих номеру выбранных студентов, как в таблице шахматных соревнований, проставляются цифры 1, 2 и 3, указывающие выбор соответственно первого капитана, второго запасного и третьего резервного. В последних трех графах таблицы проставляется суммарное или общее количество выборов (ОКВ), количество взаимных выборов (ВВ) и положительный социальный статус (ПСС) каждого студента (школьника), который определяется по формуле: ПСС равно количеству полученных выборов, деленному на максимально возможное число выборов. Таблица 2 Сводная матрица по изучению межличностных отношений в коллективе
Чтобы выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива, предлагается написать на листочках бумаги фамилии трех товарищей, с которыми студент особенно хотел бы быть в одной команде, группе, отделении, причем регистрировать их по степени значимости от единицы до трех. Делается таблица-матрица (можно воспользоваться и предыдущей матрицей по выбору капитанов) и подсчитывается количество взаимных выборов. Если разделить полученную цифру на общее число выборов, в частном получается коэффициент сплоченности. Он характеризует спаянность коллектива. Если не ограничивать число выборов, то по материалам матрицы нетрудно будет выявить потребность каждого в дружеских отношениях, его общительность, эмоциональную экспансивность. Она равна числу выборов, сделанных членом группы: П-1, где П - чисто членов коллектива. Для определения групповой экспансивности, т.е. потребности всей группы в дружеских отношениях, следует общее число выборов, сделанных группой, разделить па число членов группы. Для обозначения статуса члена группы разработана специальная терминология. Получившие в 2 раза больше среднего возможного числа выборов называются звездами, получившие среднее и выше среднего число выборов – приятными, не получившие выборов – изолированными. Завершение работы Обсуждение фактических материалов, характеризующих межличностные отношения в группе, полученных с помощью самих студентов. Необходимые пояснения к работе При проведении социометрических исследований необходимо гарантировать тайну выбора. Социометрический опрос не рекомендуется проводить преподавателю, у которого по каким-либо причинам испорчены отношения с коллективом или отдельными его членами. Но кто бы ни проводил исследование, полученные путем социометрии материалы необходимо перепроверить, предложив ученикам другой критерий выбора, выявив ценностно-ориентационное единство команды (совпадение позиций преподавателя и учащихся, успешность выступления коллектива в соревнованиях и т.п.) в ходе педагогического наблюдения за поведением и взаимными отношениями членов коллектива, экспериментальной беседы. Вопросы для обсуждения 1. В чем заключается сущность понятия о группах? 2. Какова специфика проявления признаков малой группы в физическом воспитании и спорте? 3. Каковы особенности межличностных отношений в группе? 4. В чем сущность лидерства и руководства? 5. Охарактеризуйте стили деятельности тренера, учителя физкультуры Литература 1. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с. 2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 468 с. 3. Межличностное общение/ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2002. 4. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. – М.,1997. 5. Попов А.А. Спортивная психология. – М., 1998. 6. Чирков В.И. Межличностное отношение, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – 1997. №3.
Date: 2015-07-24; view: 2217; Нарушение авторских прав |