Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основная часть





Исследовательская работа содержит, как правило, две главы, каждая из которых в свою очередь делится на 3-4 параграфа.

Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов, излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.

Важной частью исследования выступает понятийно-терминологический аппарат, ясное определение сущности каждого термина. Для уточнения понятий на теоретическом уровне проводится анализ существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях. Раскрываются связи исследуемых понятий с другими, мера и точность, с которой они выражают сущность педагогических процессов и явлений. На эмпирическом уровне понятия сопоставляются с определёнными фактами действительности, устанавливается соответствие объектов понятиям педагогической теории.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Он сводится к построению изложения в форме рассуждений и доказательств. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Среди таких средств следует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты) на последовательность развития мысли указывают слова (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к.., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

Научный текст отличает прагматическая направленность на конечный результат. Поэтому словоупотребление в исследовании должно быть максимально точным, лишенным специальных стилистических украшений. Такой текст не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении умело и к месту. Нельзя смешивать воедино терминологию различных наук. Помимо единичных слов-терминов, в научном тексте используются устойчивые фразеологические обороты, тоже превратившиеся в своего рода термины. Таковы устойчивые сочетания типа "социальный институт", "экономическое регулирование" и т.д.

Характеризуя синтаксис научного текста, необходимо отметить, что логическая цельность и связанность его частей требует широкого использования сложных предложений. Им присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием связок и союзов. Превалируют сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. Исследователь не должен стремиться упростить синтаксис своей работы, так как невозможно это сделать, не потеряв необходимой логической динамики. Однако синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной, так что читатель, дойдя до конца фразы, забывал бы, с чего она начиналась. Необходимо найти оптимальную синтаксическую модель.

Стиль исследования – это стиль безличного монолога лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа "я", точку зрения автора обычно отражает местоимение "мы". Нужно писать "нами установлено", "мы приходим к выводу" и т.д. Такая стилистика способствует, что мнение автора как бы имплицитно подкрепляется мнением стоящих за ним людей - научного коллектива, школы или направления. Кроме того, такая подача текста выглядит скромнее, позволяя автору не выпячивать себя на первый план. Для того чтобы разнообразить текст, иногда конструкции с местоимением "мы" могут заменяться неопределенно-личными предложениями. Используется также изложение авторской позиции от третьего лица ("автор полагает, что...") и страдательный залог ("разработан феноменологический подход к проблеме").

Принцип точности и ясности научной речи должен быть ведущим принципом написания исследовательской работы. Лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слов, чреваты смысловым искажением и потому значительно ухудшают текст. Текст выглядит значительно лучше, когда он приведен к относительному терминологическому единообразию. Следует избегать близкого соседства терминов-синонимов. Значительно ухудшают стиль слова, произведенные из иностранных по правилам словообразования русского языка, или, наоборот.

Помимо точности словоупотребления научный текст требует ясности изложения. Неясность может проистекать и из неправильного порядка слов в предложении. Создают неясность и слова с неопределенным значением, обороты типа "известным образом'", "некоторым способом", "в надлежащем направлении" и т.д. Достаточно часто такие выражения скрывают под собой элементарное незнание автором тех моментов, которые он обозначает этими выражениями.

Еще одним требованием, предъявляемым к научному тексту, является краткость. В нем не должно быть слов и выражений, которые не имеют смысловой нагрузки, а также повторов, слов-паразитов, излишней конкретизации. Принципы краткости и ясности нарушаются также, когда автор неоправданно употребляет слова иностранного происхождения там, где их функцию вполне могли бы выполнить обычные слова русского языка, а также, когда имеет место бессмысленное параллельное употребление русских и иностранных синонимичных слов. Засоряют научную речь и канцелярские обороты, более уместные в юридических документах, такие, как "касательно решения этой проблемы", "в качестве иллюстративного материала может служить таблица" и т.д.

Итак, особенностями научного стиля речи являются:

· строгая нормированность (т.е. соответствие нормами современного литературного языка);

· формально-логический способ изложения;

· обобщенность, широкое использование абстрактных выражений;

· употребление слов в их предметно-логических, конкретных значениях;

· широкое использование терминов и их тщательный отбор;

· монологический характер высказываний;

· безличностный характер высказываний;

· смысловая точность, законченность, последовательность, полнота высказываний;

· целостность и связность высказываний;

· целенаправленность высказываний;

· доказательность высказываний;

· ясность высказываний;

· завершенность, полнота высказываний;

· краткость высказываний;

· тесная связь отдельных частей высказывания (путем использования развернутых синтаксических построений, причастных и деепричастных оборотов, перечислений и т.д.);

· использование условных знаков и научной символики.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая методы математической статистики. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. Кроме того, в данной главе необходимо определить принципы и методы, используемые для решения исследуемой проблемы на практике, и осуществить выбор методик, наиболее приемлемых для реализации целей выпускной квалификационной работы.

Методы исследования – это те пути, способы и средства, с помощью которых добываются новые знания, факты, которые используются для доказательства положений, из которых в свою очередь складывается научная теория.

Традиционно педагогические методы исследования подразделяются на теоретические и эмпирические.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; праксимические методы (анализ процесса практической деятельности; хронометрия, профессиография, метод независимых характеристик); анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация; аналогия; сравнение; построение гипотез; прогнозирование, проектирование, моделирование и другие.

К эмпирическим методам исследования относятся: педагогический эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, ранжирование, тестирование, педагогический консилиум; шкалирование, экспертные оценки, индексирование, изучение, обобщение и распространение массового и передового педагогического опыта и другие.

Методика исследования – это как бы модель научного поиска, причём развернутого во времени.

Есть основание утверждать, что хорошо продуманная методика целенаправленно организует исследование, обеспечивает качественное получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.

Методики должны отвечать главным критериям качества:

а) валидность – означает пригодность методики для измерения именно того качества, на которое она направлена.

б) надёжность методики означает точность психологических измерений. Надёжность методики определяется посредством дисперсного и факторного анализа.

в) научность методики означает её связь с фундаментальными исследованиями, её научную обоснованность.

Пример. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 132 в феврале-марте 2012 года с использованием следующих методов: беседа, анализ документации, анкетирование учащихся 10-х классов (49 человек) по методикам «Знаю ли я себя», «Оцени себя», «Репка, или Что во мне выросло», анкетирование классных руководителей (3 человека).

Вводная беседа имела целью ознакомление учащихся с предметом исследования, создание мотивации для откровенных и продуманных ответов при анкетировании. Старшеклассники познакомились с понятием «самовоспитание», методами самовоспитания, получили информацию о цели исследования. Большинство ребят активно интересовались данной темой, выразили готовность принять участие в анкетировании и в дальнейшем – в реализации программы стимулирования самовоспитания.

Анализ документации (личных дел учащихся, классного журнала, планов воспитательной работы) проводился для получения первичных сведений об учащихся, классных руководителях и направлениях воспитательной работы в исследуемых группах.

Данный метод показал, что классы имеют приблизительно одинаковый уровень успеваемости, количественный и половозрастной состав и, следовательно, полученные в ходе анкетирования данные могут свидетельствовать именно о наличии/отсутствии систематической работы классного руководителя по стимулированию самовоспитания учащихся.

Вместе с тем, планы воспитательной работы обоих классных руководителей не содержат соответствующего направления деятельности как специфического для данного возраста, а отдельные мероприятия, затрагивающие данную тему, лишь частично планируются, проводятся и анализируются старшеклассниками.

Для выявления уровня готовности учащихся к самовоспитанию и результатов их работы над собой использовались методики «Знаю ли я себя», «Оцени себя», «Репка, или Что во мне выросло».

Данные методики соответствуют предмету исследования, отвечают требованиям педагогической диагностики, понятны для учащихся и, в тоже время, достаточно информативны. Кроме того, вышеперечисленные методики отражают ступени, этапы процесса самовоспитания: познание своих индивидуальных особенностей, их оценка в соответствии с жизненными планами и ценностными ориентациями и самокоррекция происходящих изменений.

Методика «Знаю ли я себя» представляет собой опросник закрытого типа, направленный на определение уровня самопознания старшеклассников. Анкета содержит 11 вопросов, имеющих по 3 варианта ответа каждый, из которых учащиеся выбирают тот, который соответствует их мнению. Обработка осуществляется в соответствии с набранными баллами (см. Приложение 1).

Методика «Оцени себя» основана на принципе шкалирования и позволяет выявить самовосприятие положительных и отрицательных качеств, присущих учащимся. Испытуемым предлагается оценить по пятибалльной шкале степень сформированности у себя 12 положительных и 12 отрицательных качеств из перечисленных в методике (см. Приложение 2).

Методика «Репка, или Что во мне выросло» направлена на осознание и оценку происходящих со старшеклассником изменений, результатов личностного роста. Учащимся предлагается оценить произошедшие с ними за последний год изменения по 15 показателям, а также указать показатели, над которыми они бы хотели поработать в будущем (см. Приложение 3).

Анкета для классных руководителей имела целью выявление используемых методов стимулирования самовоспитания, поскольку, как уже говорилось выше, данная деятельность не была отражена в их документации, а наблюдение не могло дать объективных и достоверных результатов по причине недостаточности времени. Анкета была разработана автором и содержала следующие вопросы:

1. Является ли, на Ваш взгляд, стимулирование самовоспитания необходимым направлением работы в старшем школьном возрасте?

2. Осуществляете ли Вы подобную деятельность в своем классе?

3. Как часто Вы ведете подобную работу?

4. Какие методы стимулирования самовоспитания Вы используете в своей деятельности: включение учащихся в разнообразную деятельность, самокритика, критика, соревнование, пример, поощрение, наказание, убеждение, внушение, другие методы (укажите какие именно)?

5. Как оцениваете результаты стимулирования самовоспитания в классе?

Анкета подлежит количественной и качественной обработке по отдельным вопросам и в сравнении с результатами анкетирования по классам в целом.

 

Известно, что педагогические явления весьма сложны. Обеспечение достоверности, репрезентативности, научной значимости экспериментальных данных достигается благодаря использованию нескольких методов исследования.

Первые два параграфа второй главы должны служить обоснованием последующих разработок. От полноты и качества их выполнения непосредственно зависят обоснованность и эффективность предлагаемых мероприятий. Третий параграф, как правило, содержит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Все решения и предложения должны быть аргументированы, подкреплены расчетами, собственными оценками и оценками авторов научных работ. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой во второй главе проблемы, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.

Обязательным для исследовательской работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Заключение

В заключении последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям решения проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования. Выводы, изложенные в заключении, не должны дублировать выводы по отдельным главам работы.

Заключение исследования должно быть демонстрацией следования основного результата из вспомогательных результатов и перечня наиболее важных результатов проведенного исследования. Иными словами, задача заключения состоит в том, чтобы продемонстрировать, из каких вспомогательных результатов и каких основных предпосылок получается основной результат.

Список литературы

В конце исследовательской работы необходимо привести список используемой литературы, который включает не менее 25 источников для курсовой работы, не менее 30 источников для выпускной квалификационной работы.

Список может содержать не более 25% изданий, относящихся к учебникам и учебным пособиям для студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, не менее 30% изданий, выпущенных не ранее, чем за пять лет до года защиты работы. В библиографический список включаются только те издания, которые находят отражение в содержании работы и на них имеются сноски в тексте. Достоинством работы является преимущественное использование периодических изданий.

Date: 2015-07-24; view: 869; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию