Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Советы по работе с первоисточниками
История психологии внимания очень драматична. В ней были периоды, когда внимание (как и сознание) было основным предметом в психологии, были и периоды, когда внимание было исключено из числа научных понятий. Существуют сотни определений и теорий внимания (моделей). Некоторые теории в определенном смысле дополняют друг друга. Некоторые взгляды являются альтернативными. Это свидетельствует о чрезвычайной сложности проблемы внимания и ее нерешенности на данный момент. Внимание еще ждет своих исследователей. Среди многочисленных теорий и взглядов на проблему внимания можно выделить две группы теорий – признающих существование внимания и отрицающих его как самостоятельный психический процесс. Это основная проблема внимания. Она меняла свою форму, но так или иначе прошла через всю историю психологии внимания и является «сквозной» проблемой. Читая первоисточники, старайтесь понять логику автора, сопоставить его точку зрения с позициями других ученых и как он решает основную проблему внимания. При конспектировании первоисточников, старайтесь выделить главные мысли, логику автора. В хрестоматии представлены наиболее яркие и известные работы по психологии внимания, но это не только образцы и памятники научной мысли, при глубоком и внимательном чтении они будут (могут быть) источниками ваших мыслей, вашего вдохновения. Помните, что прочитанная книга - ваш капитал, а ваши мысли по поводу прочитанного – проценты с капитала.
Тематика и краткое содержание лекций Тема 1: Общее представление о внимании. Субъективные характеристики внимания. Ясность, отчетливость, яркость фокальных содержаний сознания. Фокус как «фигура» восприятия. Острота, действенность внимаемых содержаний. Состояние внимания как «монархический» строй сознания. Эмоционально-теплое отношение к объектам добровольного, «охотного» внимания. Различные состояния максимального внимания: концентрация, абсорбция, «опыт потока». Вклад внимания в деятельность. Явления невнимания. Состояние рассеянности внимания. Явления мнимой рассеянности. «Поэтическая» и «профессорская» рассеянность. «Ученическая» рассеянность. Старческая рассеянность. Феномены избирательного невнимания. Внешние признаки состояния внимания. Характеристики личности, связанные с вниманием. Специфика феноменологии внимания. Тема 2: Виды и свойства внимания. Различные основания для классификаций внимания: по объекту, на который направлено внимание, по модальности деятельности, которую сопровождает внимание, по степени интереса к самому объекту внимания, по переживанию усилия, по соответствию целям и намерениям субъекта, по активности личности. Чувственное (сенсорное), умственное, исполнительное, аффективное внимание. Непосредственное, опосредствованное (апперцептивное, производное) внимание. Непроизвольное (пассивное, рефлекторное), произвольное (активное) внимание. Побудительные причины непроизвольного внимания. Источник произвольного внимания. Разновидности непроизвольного внимания: вынужденное, невольное, привычное внимание. Разновидности произвольного внимания: собственно произвольное, волевое, выжидательное, спонтанное (послепроизвольное по Н.Ф. Добрынину, производное первичное по Титчинеру). Континуум активности. Свойства внимания. Характеристики внимания как состояния. Направленность внимания. Интенсивность. Объем внимания. Степень концентрации и сосредоточенности внимания. Процессуальные (временные) характеристики внимания. Колебания внимания. Отвлечения. Устойчивость внимания. Условия устойчивого внимания. Распределение внимания. Переключаемость внимания. Инерционность. Аккомодация. Критерии внимания. Феноменальный критерий. Продуктивный критерий. Мнемический критерий. Внешний критерий. Критерий избирательности. Необходимость использования нескольких критериев. Тема 3: Изучение внимания в психологии сознания. Взгляды на внимание В.Вундта. Метафора зрительного поля. Внимание как психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной области содержаний сознания, находящихся в фиксационной точке сознания (фокусе). Функции апперцепции. Перцепция и апперцепция. Внимание - субъективная деятельность. Внимание и апперцепция – две стороны одного психического процесса. Структурный подход к вниманию. «Элементы» внимания: ощущения и чувства. Активное и пассивное внимание. Различие чувств при различных видах внимания. Сходство апперцепции с волевым действием. Пассивное или импульсивное действие (пассивное внимание) и активное или действие по выбору (активное внимание). Взгляды Титченера. Титченер – крайний сенсуалист в трактовке сознания. Метафора волны. Внимание как атрибут процесса сознания. Внимание как сенсорная ясность. Две формы внимания: 1.пассиное и непроизвольное и 2.активное и произвольное. Факторы первичного, непроизвольного внимания. Стадии развития внимания. Метод одновременных раздражений. Метод последовательных раздражений. Взгляды У.Джемса. Поток сознания как непрерывная динамическая целостность. Внимание как сосредоточение, концентрация сознания. Селективность внимания. Значение селективности. Механизм идеационной преднастройки. Воспитание внимания. Классификация внимания. Условие сосредоточения внимания. Гений и внимание. Внимание и воля. Усилие внимания как черта волевого акта. Главный подвиг воли. Этическое значение волевого усилия. Тема 4: Моторные теории внимания (Т.Рибо, Н.Н. Ланге). Гештальтпсихологи о внимании. Взгляды на внимание Т.Рибо. Внимание как умственный моноидеизм, сопровождаемый и обеспечиваемый движениями. Естественное и искусственное внимание. Внимание – фактор приспособления к физической (естественное внимание) и социальной среде (искусственное внимание). Функция внимания. Механизм внимания. Генезис произвольного внимания в онто – и филогенезе. «Формула» произвольного внимания. Связь внимания с аффективным состоянием. Периоды в образовании произвольного внимания. Воспитание и самовоспитание внимания. Индивидуальные различия в способности к вниманию. Взгляд Н.Н. Ланге на внимание как на приспособительную реакцию организма, мгновенно улучшающую условия восприятия. Двигательная теория активного внимания. «Жесты» внимания и сопровождающие их ощущения усилия. Факторы, обуславливающие внимание. Эффекты внимания. Отрицание внимания гештальтпсихологами на первом этапе. Эксперимент Гельба. Экспериментальные исследования Келера. Понимание внимания как силы.
Тема 5: Культурно-исторический подход к вниманию. Внимание как высшая психическая функция. Идея культурно-исторического происхождения и социальной природы произвольного внимания в работах Т.Рибо. Искусственное внимание как продукт развития человечества, цивилизации. Генезис произвольного внимания в онто – и филогенезе. Социальная природа произвольного внимания. Труд как наиболее резкая конкретная форма внимания. Идея опосредствованности в работах Рево Д Аллона и Бергсона. Понятие о схемах как инструментах внимания. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С.Выготского. Две линии развития внимания. Линия натурального развития внимания. Культурное развитие внимания: изменение приемов направления и способа осуществления самого внимания. Роль средств. Внимание как высшая психическая функция. Экспериментально-генетический метод. Методика двойной стимуляции. Экспериментальные исследования опосредованных процессов внимания. Механизм интериоризации.
Тема 6: Когнитивная психология внимания. Внимание как фильтр. Эксперименты К.Черри. Основные исследовательские задачи и результаты. Методика избирательного слушания. Объяснение полученных результатов. Внимание как фильтр. Теории ранней селекции и поздней селекции. Модель фильтра Д.Бродбента, модель аттенюатора А.Трейсман. Экспериментальные исследования Морея, Грея и Уэддерберн, А.Трейсман. Модель уместности Дойч/Норман. Связь внимания с другими когнитивными процессами. Теории гибкой и множественной селекции.
Тема 7: Когнитивная психология внимания. Внимание как ресурс. Внимание как перцептивное действие. Внимание как умственное усилие. Модель распределения ресурсов Д.Канемана. Закон Йеркса-Додсона. Ресурсы и селекция. Модели Джонстона_/Хейнза и Норман/Боброу. Внимание как перцептивное действие. Концепция перцептивного цикла У.Найссера и экспериментальная проверка ее основных положений. Обусловленность отбора спецификой схемы, сложившейся по ходу научения. Подход умений и навыков У. Найссера, критика автором тезиса о пределе способности к переработке информации. Тема 8: Развитие внимания. Классики о развитии внимания (Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Внимание как функция умственного контроля. Формирование внимания (П.Я.Гальперин). Внимание как функция активности личности. Воспитание внимания по Добрынину. Психотехнические приемы развития внимания. Тренировка внимания.
Тематика и содержание семинарских занятий Date: 2015-07-24; view: 497; Нарушение авторских прав |