Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аналитическая психология
Карл Густав Юнг (1875 – 1961) – ученик и последователь Зигмунда Фрейда. Однако, развивая его учение о бессознательном, он отрекся от некоторых фундаментальных идей учителя и создал собственное оригинальное учение. Оно стало причиной охлаждения их отношений вплоть до окончательного разрыва. С ранних лет Юнг увлекался оккультными науками. Оккультизм [72] – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую тренировку [73]. Юнга посещали символические, пророческие сны. Он чувствовал, как раздваивается человеческое Я, как сознание прячет от человека невообразимые глубины бессознательного. Став ученым, Юнг стремился мистически толковать психические явления. Юнг пришел к выводу: бессознательное не есть только лишь вместилище влечений, изгнанных из сферы сознания. Под индивидуальным бессознательным существует другой, тайный, более глубокий и масштабный пласт психики, выходящий за узкие рамки индивида, – коллективное бессознательное. Его принципиально невозможно объяснить логически, выразить словами. Сознательное и бессознательное находятся не в борьбе, а в единстве. Коллективное бессознательное выражается священными символами, а значит, не является проявлением болезни. Вопреки Фрейду, Юнг отказывается проводить психоанализ по определенному алгоритму, намеченной схеме. При таком диалоге индивидуальность пациента теряется, а место сотрудничества занимает борьба двух волевых начал. Чтобы психоанализ оказался плодотворным, и врач, и больной должны относиться к одному психологическому типу. Юнг выделяет два подобных типа: интроверты и экстраверты. Интроверт предпочитает пребывать в глубине внутреннего мира. Любую попытку приоткрыть завесу своих тайн он расценивает как агрессию. Экстраверт, напротив, любит активно выражать себя в общении, охотно сходится с людьми. Пациент-интроверт нуждается в подобном аналитике-интроверте, и наоборот, только тогда возможно взаимопонимание. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы. Архетип ‒ первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип. Архетипы пребывают вне пространства и времени. Они относятся к иной реальности, отличной от мира человеческих отношений. Архетипы организуют человеческую психику. Они ‒ «дремлющие мыслеформы». Человек соприкасается с архетипами в снах, мифах, художественных произведениях. Юнг описывает несколько исследованных им архетипов. Анима – архетип женственности, анимус – архетип мужественности. Но в каждом мужчине есть определенная доля женского начала, а в каждой женщине – мужского. Если в психике мужчины преобладает Анима, то он женоподобен, не склонен принимать самостоятельные решения. Однако разумная степень развития Анимы привносит гармонию в жизнь мужчины, делает его духовным человеком. Если в психике женщины преобладает Анимус, то она мужеподобна, активна, агрессивна, слишком уверенна в себе, как правило, жаждет власти. Однако в меру развитый Анимус дарит женщине гармонию жизни, помогает поступать разумно и целеустремленно. Согласно Юнгу, архетипы по природе таинственны, не объяснимы посредством разума. Они проявляются в сакральных символах. Их сохраняют религии и эзотерические учения. В архетипах заключена колоссальная энергия, могущая проявляться в чудовищных разрушениях. Наше время – время «символической нищеты». В Европе возобладал рационализм, и сакральные символы оказались разрушены. Множество людей отошло от религии. Хотя архетипы и являются людям во сне, но язык снов для современного человека сокрыт покровом тайны. Архетипы наступают, и ничто не способно уберечь от их чудовищной силы. Европейцы растеряли свои священные символы. Они обратили свои взоры на Восток, напрасно надеясь обрести новых богов. Юнг убежден, что этот путь неверный. Европейцам чужда культура Востока. В поисках его священных символов они способны лишь на подражательство. Необходимо возрождать угасшую собственную культуру. Если же процесс отхода от религии продолжится, то все Божественное и демоническое, заключенное внутри бессознательного, неизбежно станет революционным и будет внешне проявляться в виде войн, бунтов, революций, насилия. Важнейшие положения темы № 12 «Вклад в научную картину мира психологической науки» Психоанализ – учение, которое возникло в начале XX века в исследованиях Зигмунда Фрейда как психотерапевтическое направление. Фрейд пришел к выводу о том, что психические болезни вызываются психическими образованиями, которые люди не осознают. Это те прежние страхи, обиды, потрясения, которых больные стыдятся и потому не желают вспоминать. Но именно они, пусть и забытые, проходящие мимо сознания, бесследно не исчезают и вызывают болезненные симптомы. Фрейд создает катартический метод лечения истерии. Врач заставляет пациента вспомнить о давно забытом событии, и эти воспоминания становятся освобождением от гнетущего изнутри и приносят исцеление. Фрейд делает величайшее философское и научное открытие – создает учение о бессознательном. Бессознательное ‒ совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, неосознаваемых и неподдающихся сознательному волевому контролю. Ключевое понятие учения Фрейда ‒ Эдипов комплекс. Мать любовью и лаской приучает своего ребенка жить по «принципу удовольствия». Отец своим суровым желанием приучать его к самостоятельности встает стеной между матерью и ребенком. Поэтому у несмышленого малыша на бессознательном уровне возникает желание убить отца. Этот Эдипов комплекс спрятан в бессознательном, но побуждает людей на многие поступки. По Фрейду, внутренний мир человека представляет собой триаду: 1. Оно – сфера бессознательного. 2. Я (Эго) – часть внутреннего мира, подвластная разуму и рассудку. 3. Сверх-Я (Супер-Эго) ‒ бессознательная инстанция морального контроля. Агрессивные побуждения человека, которые сумели вырваться из оков бессознательного, Сверх-Я трансформирует в совесть, которая терзает человека за то, что он далек от совершенства. По Фрейду, культура ‒ репрессивный механизм. Людей делает невротиками давление культуры и морали. Однако культура порождает и возможности преображать запретные влечения. Это преображение Фрейд именует сублимацией. Сублимация – возвышение отвергнутых культурой желаний в социально-одобряемую форму. Видами сублимации являются искусство и религия. Фрейд не верил в Бога. Он надеялся на то, что все тайны бессознательного можно исследовать с помощью психоанализа, а всех невротиков излечить. Юнг пришел к выводу: бессознательное не есть только лишь вместилище влечений, изгнанных из сферы сознания. Под индивидуальным бессознательным существует коллективное бессознательное. Сознательное и бессознательное находятся не в борьбе, а в единстве. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы. Архетип ‒ первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип. Архетипы организуют человеческую психику. Архетипы не объяснимы посредством разума. Они проявляются в сакральных символах. В наше время в Европе сакральные символы оказались разрушены. Необходимо возрождать угасшую собственную культуру. Иначе все Божественное и демоническое, заключенное внутри бессознательного, станет революционным и будет проявляться в виде войн, бунтов, революций, насилия. Вопросы для самоконтроля 1. Какие процессы, по мнению Зигмунда Фрейда, вызывают психические заболевания? 2. Опишите катартический метод лечения психических заболеваний, разработанный Фрейдом совместно со своим коллегой? 3. Что такое сознание, с точки зрения психологии? 4. Что такое бессознательное? 5. Как протекает процесс психоанализа по Фрейду? 6. Опишите, как, с точки зрения Фрейда, формируется Эдипов комплекс? 7. Опишите, что представляют собой Эрос и Танатос, с точки зрения Фрейда? 8. Как Зигмунд Фрейд представлял себе структуру бессознательного в последние два десятилетия своей жизни? 9. Опишите противоречивую роль культуры в психике человека, с точки зрения Зигмунда Фрейда. 10. Что такое сублимация? 11. Как Зигмунд Фрейд понимал суть культуры и религии? 12. Что такое коллективное бессознательное, с точки зрения Карла Густава Юнга? 13. Каковы взаимоотношения между сознанием и бессознательным, с точки зрения Юнга? 14. Опишите психологические типы интравертов и экстравертов, как их понимал Юнг. 15. Что такое архетип? 16. Опишите аниму – архетип женственности. 17. Опишите анимуса – архетип мужественности. 18. Как характеризовал Юнг время, в котором он жил, с точки зрения символизма? 19. Какой выход из создавшегося в Европе положения в сфере культуры видит Юнг? Контрольные вопросы 1. В чем заключаются различия в философских взглядах Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга? 2. В чем заключается различие между пониманием бессознательного Фрейдом и Юнгом? 3. Как, с точки зрения Юнга, связаны сознание и бессознательное? Литература к семинару по теме № 12 «Вклад в научную картину мира психологической науки» Основная литература Вундт В. Введение в психологию. СПб., Питер, 2002. Дополнительная литература Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М., Центр, 1998. С. 156 – 167. Джемс У. Психология. М., Педагогика, 1991. Леви В. Л. Искусство быть собой. М., Знание, 1990. Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! М., Знание, 1986. Методические рекомендации для подготовки к семинару по теме № 12 «Вклад в научную картину мира психологической науки» Академик Владимир Михайлович Бехтерев о бессмертии человеческой личности, с точки зрения физики. В феврале 1916 года академик Владимир Михайлович Бехтерев прочел речь на торжественном заседании Психоневрологического института. Речь весьма длинная. Однако можно логически связать одни лишь выводы академика Бехтерева, и тогда могут получиться интересное сообщение или презентация. За прошедшее столетие наука обогатилась законом сохранения энергии. Психику, которая связывается с высшими рефлексами, можно свести к особому виду энергии. Между нервно‑психической и физическими энергиями имеется взаимоотношение, основанное на переходе одной в другие и обратно. Таким образом, духовная сторона человеческой личности, в конце концов, оказывается производной внешних энергий. И физические энергии, и проявления человеческого духа должны рассматриваться как производные одной мировой энергии. Если нервно‑психическая деятельность сводится к энергии, то нужно признать, что закон сохранения энергии необходимо применять и по отношению к нервно‑психической деятельности. Таким образом, согласно закону сохранения энергии, ни одно человеческое действие, ни одна мысль, выраженная словами или взглядом, жестом, или мимикой, не исчезают бесследно. Следует обратить внимание на то, что академик Бехтерев не излагает каких-либо религиозных идей, но основывается исключительно на законе сохранения энергии. Теория перинатальных матриц Станислава Грофа. Станислав Гроф, один из основателей трансперсональной психологии, пришел к выводу о том, что психическая жизнь человека во многом определяется течением его перинатального периода. Этот период он разделил на четыре части, которые назвал матрицами. Первая матрица – «матрица наивности». Она начинается от момента зачатия и продолжается до начала родовых схваток. Ребенку очень хорошо, спокойно, счастливо. Вторая матрица ‒ «матрица страдания». Она начинается от начала схваток до открытия родовых путей. Ребенок в отчаянии. И он не чувствует выхода из создавшегося положения. Третья матрица – «матрица борьбы». Открываются родовые пути. Ребенок ощущает выход из трудного состояния. Важно, чтобы мать дала ему почувствовать, что он не один, что ему помогают. Четвертая матрица – «матрица воли». Это первые минуты и часы после рождения. В это время крайне важно, чтобы мать и дитя были рядом. Гроф считает, что если перинатальный период в жизни человека был удачным, то всю оставшуюся жизнь он будет здоровым и жизнерадостным. Если нет, то в психике человека могут быть серьезные проблемы. Чтобы избавиться от последствий неудачного перинатального периода, Гроф предлагает особые психологические практики. Важно подчеркнуть, что, помимо Грофа, основателем трансперсональной психологии был и Карл Густав Юнг.
Date: 2015-07-24; view: 555; Нарушение авторских прав |