Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Последовательность выполнения расчетов
В зависимости от выбранного типа дипломного проекта, состава и структуры экономического раздела студенту следует придерживаться общей методики выполнения раздела, которая представлена в форме логической схемы (рис. 2). Выполнение экономического раздела начинается с выбора объекта исследования с краткой характеристикой фирмы-представителя: рассматривается динамика ее деятельности за несколько лет, условия деятельности фирмы (объем и номенклатура выполняемых работ, финансовое обеспечение деятельности, налоговые льготы, краткая характеристика основного и оборотного капитала и др.).
Из всей разноплановой информации проводится выборка основных технико-экономических показателей по интересующей проблеме исследования. При выборе различных факторов, оказывающих наибольшее влияние на деятельность фирмы (объекта исследования), необходимо учитывать следующие требования: • факторы должны быть экономически обоснованными и характеризовать различные стороны изучаемого явления, обеспечить полную и достоверную характеристику; • выбранные факторы должны быть количественно оценены и рассчитываться на основе имеющихся статистических данных. Все факторы, определяющие степень влияния на уровень и динамику показателей деятельности фирмы, должны быть разделены на две основные группы: а) внешние (не зависящие от деятельности фирмы); б) внутренние (зависящие от ее деятельности). Группа внешних факторов включает факторы, характеризующие структурную и налоговую политику, сферу рыночных механизмов в рамках проводимого исследования. Внутренние факторы отражают внутреннюю среду функционирования фирмы (организацию производства и управления, состояние и структуру основного капитала и его технический уровень, маркетинг, персональный менеджмент, экономические рычаги и стимулы работы фирмы и т.д.). Далее вводятся необходимые ограничения по объекту исследования. На основе установленного критерия эффективности, позволяющего оценить относительное преимущество того или иного фактора, проводится отбор (группировка) показателей для конкретной ситуации. Группировка и обработка содержательной информации производятся на основе выбранного метода (экономико-статистического, экономико-математического, экспертного и др.), сбора исходных данных. Затем проводится: • выявление внутренних и внешних резервов в деятельности фирмы; • выбор основных вариантов для последующей оценки и сравнения; • краткая характеристика сравниваемых вариантов. Основным положением при выборе сравниваемых вариантов следует считать возможность расчета соответствующих экономических результатов и затрат по реализации того или иного варианта и дальнейшего их сравнения. Оцениваемые варианты должны быть сопоставимы по виду (равенству эффектов, по исчислению затрат и результатов, по учету фактора времени, по воздействию окружающей среды). Анализируя доходность инвестиционного проекта, целесообразно сравнивать две будущие альтернативные ситуации: а) фирма осуществила свой проект; б) фирма не осуществила свой проект. Подобный прием часто называют «с проектом—без проекта». Далее из всего многообразия предлагаемых методов оценки экономической эффективности (оценка по максимальному экономическому эффекту, оценка по минимальным затратам и т.д.) выбирается метод расчета экономической эффективности и сопутствующего результата (научного, организационно-управленческого, социального, экономического, внешнеэкономического).
Особенности формирования вариантов для сравнения Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы задач по оценке эффективности организации. Во-первых, предприятие могут интересовать некоторые отдельные компоненты эффективности, при которых остальные стороны деятельности организации опускаются. К таким задачам относятся следующие: • оценка экономической деятельности организации на основе соотношения затрат и результатов ее деятельности; • оценка эффективности организации в зависимости от достижения ее целей, т.е. оценка степени близости полученных результатов по отношению к официальным целям организации; • оценка эффективности использования организацией возможностей внешней среды (при такой постановке задачи наибольшее внимание уделяется прежде всего анализу внешних факторов-условий); • оценка эффективности организации в удовлетворении запросов различных групп потребителей и др. Руководитель организации может быть заинтересован также в решении иного типа задач, которые предполагают рассмотрение большинства компонентов, составляющих категорию эффективности в рамках системной концепции. К числу подобных задач можно отнести следующие: • оценка «абсолютной» эффективности деятельности организации. Решение такой задачи требует целостного анализа функционирования организации и использования большого количества параметров и показателей эффективности; • сравнительный анализ эффективности деятельности нескольких организаций, при котором возникает необходимость оценки отдельных сторон деятельности организаций, имеющих существенные различия; • прогнозная оценка эффективности деятельности организации, что требует применения прогнозных методов и процедур. Выделяются параметры и показатели эффективности, которые со временем претерпевают существенные изменения; • ретроспективная оценка изменения эффективности в организации по отношению к определенному моменту времени и т.д. Кроме того, существуют задачи, которые требуют оценки эффективности отдельных изменений в рамках организации, в частности: • выработка эффективных управленческих воздействий (решений). Для решения этой задачи требуется выявление и оценка управляющих факторов, использование которых окажет необходимое воздействие на определенные параметры и показатели эффективности. Таким образом, в данном случае требуется определить управляющие и управляемые параметры эффективности, степень их значимости и т.п.; • обоснование необходимости (целесообразности) или порядка решения тех или иных проблем в организации. Такая задача возникает, например, в процессе нововведения или при ранжировании проблем по степени их актуальности. При этом, как правило, требуется определить узкий круг параметров эффективности, на которые может оказывать существенное влияние решение данной проблемы; • определение наиболее эффективной организационной структуры осуществления исследований и разработок в рамках данной организации. При этом степень операционализации показателей может быть существенно повышена, а их число ограничено в соответствии с характером решаемой задачи. В развитие ранее сконструированных показателей эффективности назовем в качестве примеров более детальные показатели: 1. Способность организации «осознавать» внешние и внутренние потребности в ее функционировании и при формировании целей оценивать важность предъявляемых к ней требований путем их соотнесения с нормативной системой общественных ценностей; степень близости оперативных целей организации ее декларированным целям и т.п. 2. Степень достижения оперативных целей организации; уровень ценности полученных результатов (в том числе отклонившихся от целей) с точки зрения нормативной системы общественных ценностей и т.д. 3. Величина экономического эффекта от внедрения результатов в народное хозяйство страны, темпы снижения себестоимости продукции. 4. Степень сбалансированности состава функций и целей организации; степень соответствия численности и состава персонала объему и сложности работ (целям и задачам организации); степень внутренней сбалансированности распределения прав и ответственности среди персонала; степень сбалансированности функций — стратегических, координационных и оперативного управления; качество процессов коммуникаций, истоков информации и документооборота между участниками. 5. Способность организации заинтересовать в сотрудничестве внешние организации-соисполнители, обладающие возможностями финансирования, а также оказания организационной, политической и моральной поддержки; получать и использовать своевременную информацию об опыте аналогичных исследований и проводимых работ; учитывать неопределенность и риск. Подобный перечень показателей при проведении эмпирических исследований должен быть адаптирован к особенностям конкретной организации. При этом степень операционализации показателей может быть существенно повышена, а их число ограничено в соответствии с характером решаемой задачи. Для сравнения было бы неверным считать показателем эффективности проектируемых управленческих решений лишь сокращение затрат. Результат проектирования управляющей системы, не производящей материальных ценностей, но в значительной степени способствующей этому процессу, может расцениваться через конечные результаты работы фирм. Для общей оценки качества управленческого решения могут использоваться различные критерии. Однако результирующая оценка эффекта должна содержать как экономический результат, так и другие виды результатов. С учетом направления дипломного проектирования студенту следует выбрать несколько вариантов для их последующего сравнения по основным критериям оценки эффективности. В табл. 1—3 отражены особенности формирования основных вариантов, критерии их оценки и виды эффектов. На основании данных таблиц определяется метод количественной оценки эффективности выбранного варианта.
Таблица 1 - Основные варианты сравнения и критерии их оценки
Таблица 2 - Формирование вариантов для сравнения с учетом тематики дипломных проектов
Таблица 3 -Основные критерии оценки вариантов с учетом виды эффекта
Для сравнения потенциально возможных вариантов необходимо соблюдать три основных принципа, которые представлены на, рис.3.
В дипломном проекте невозможно осуществлять многовариантное проектирование, поэтому можно сравнить два или три варианта, один из которых является базовым. Первый принцип, отражающий определенные требования к потенциально возможным вариантам проектных решений, устанавливает жесткие рамки на соответствие социальным, экономическим стандартам, лучшим ТЭП и времени реализации, которые являются ограничениями. Оценка эффективности проекта методами соизмерения разновременных затрат, результатов и эффекта осуществляется путем приведения их (дисконтирования) к ценности в начальном периоде. Для приведения показателей используется норма дисконта Е (или коэффициент приведения αt), равная приемлемой для инвестора норме доходов на капитал. Это является вторым принципом. Независимо от предлагаемой тематики дипломных проектов по основным направлениям методический аппарат выполнения раздела вписывается в единую универсальную схему, подчиненную внутренней логике расчетов (рис. 4).
Исключение сопутствующих результатов из расчетов может существенно исказить показатели эффективности анализируемых альтернативных (существующих) вариантов проектных решений и в итоге привести к отбору неэффективных решений. Набор сопутствующих результатов, связанных с проектным решением, разнообразен (см. табл. 4). Однако следует иметь в виду, что механизм их прямого денежного измерения и сопоставления с экономическими результатами при оценке эффективности и в общем виде отсутствует. Поэтому для их оценки рекомендуется привлечение различных методов, использование каждого из которых определяется конкретным характером задачи. Их классификация представлена в табл. 4 и 5. Таблица 4 - Виды основных и сопутствующих результатов от использования задачи
Таблица 5-Характеристика методов определения результатов
Date: 2015-07-24; view: 499; Нарушение авторских прав |