Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взрослые люди





|г - Растут наши дети, заканчивают

рколы. А что дальше? Почти все наши воспитанники стремятся продолжить свое образование, чтобы стать квалифицированными специалистами. Разные пути выбирают ребята: некоторые работа­ет и учатся в вечерних школах для слышащих; некоторые посту­пают в технические училища, где есть специальные группы для ВУгухих (туда поступают в основном выпускники специальных Школ); некоторые — в технические и профессионально-технические |рчилиш,а для слышащих; некоторые поступают в вузы. В «массо-рые» техникумы и вузы ребята поступают на общих основаниях, расто выдерживая острую конкуренцию. Один из воспитанников Шашей экспериментальной группы, Дмитрий 3., после успешного р&кончания восьми классов массовой школы и параллельно худо­жественной школы выдержал труднейший конкурс сначала при Поступлении в Художественно-промышленное училище им. М. И. Ка­линина, а затем, после его успешного окончания,— еще более Црудный конкурс при поступлении в Художественное училище им. Строганова.

' Так же как обучение в массовой школе перестало быть для Глухих недосягаемым, так и поступление в высшие учебные заве* цения, как показывает практика, становится все более обыденным елом для глухих и слабослышащих юношей и девушек, получив­ших дошкольную подготовку по методике формирования и разви-|ия речевого слуха и речевого общения и имевших возможность продолжать школьное образование в том же направлении (неза­висимо от типа школы).

В5


Помимо вузов, упомянутых в этой главе, наши бывшие воспи­танники учатся в Институте стали и сплавов (Электросталь), станко-инструментальном (Москва), автодорожном (Москва), в Братском индустриальном институте.

Мы имеем несколько характеристик мастеров производства и обучения. Вадим О., учащийся II курса СПТУ № 95 (для слыша­щих) г. Белозерское, учится на электросварщика. «За время уче­бы зарекомендовал себя как учащийся с хорошими умственными способностями, преобладающая оценка — 4. Дисциплину не на­рушает. К занятиям производственного обучения относится доб­росовестно, старается повышать свой профессиональный уро­вень...»

Этот слабослышащий юноша из Таганрога начал заниматься по методике достаточно поздно — с пяти лет и поздно — с семи лет начал носить слуховой аппарат, который из-за его невысокого качества не носил постоянно.

А вот характеристики уже работающих молодых людей. Геннадий 3. после получения неполного среднего образования в массовой школе поступил учиться в вечернюю школу для слы­шащих и работать на механический завод им. Дмитрова в г. Та­ганроге. Работая в течение трех лет слесарем-сборщиком 3-го раз­ряда, выполнял производственные нормы на 105—110%. Затем был переведен на должность контролера ОТК- «К работе относит­ся добросовестно. С товарищами по работе поддерживает друже­ские отношения. Принимает активное участие в обществен­ной жизни цеха. Пользуется авторитетом среди товарищей по ра­боте».

Эта характеристика подписана начальником БТК цеха, началь­ником цеха, парторгом, предцехкома, комсоргом. Геннадий — сла­бослышащий, но начал заниматься поздно — в 6 лет, и аппарат носил только на уроках. С мальчиком занималась мать — кладов­щица; в семье есть слышащие братья.

Дмитрий Б., слабослышащий, страдал ДЦП (детским цере­бральным параличей), что чрезвычайно осложняло его обучение. С четырех лет с мальчиком занималась мать — инженер; слуховым аппаратом Дима сначала пользовался только во время занятий, а с восьми лет стал носить его постоянно. После окончания восьми­летней средней школы закончил техническое училище и поступил на работу электромехаником 4-го разряда в Ростовский област­ной центр «АвтоВАЗтехобслуживание». «За короткий срок рабо­ты... проявил себя с хорошей стороны. Порученную работу выпол­няет добросовестно и в срок. Общителен с окружающими». Подпи­си директора Центра, секретаря партбюро и председателя проф­кома.

Таковы факты. Они убеждают нас в том, что глухие и слабо­слышащие дети, подростки, юноши и девушки; молодые люди мо­гут адаптироваться в среде слышащих и жить полноценной жизнью. Недостаток слуха перестает быть препятствием при об­щении со слышащими. Но это одна сторона проблемы, которую 106


1мы решили. А другая сторона заключается в том, что присутствие 1глухого ребенка в коллективе слышащих имеет большое воспита-|тельное значение. При правильном поведении взрослых (учителей, sвоспитателей, родителей) недостаток слуха у товарища вызывает [у слышащих детей чувство сострадания, желание помочь. Часто ^■слышащие дети становятся надежными и верными. товарищами [■глухих и слабослышащих.

Взрослеют дети, ведь методике уже 20 лет... Начали образовы­ваться первые семьи. Какие они? Семьи создаются разные, и обо f всех мы пока сведений не имеем. Но вот что нам известно точно. |.Есть семья, где муж слабослышащий (к тому же имевший в дет-|стве ДЦП), а жена слышащая; есть семья, где жена глухая, а I муж слышащий и ребенок тоже слышащий. Есть две семьи, в ко-,тррых оба супруга страдают нарушениями слуха. Самым примеча­тельным в этих новых семьях, где оба супруга плохо слышат, ^является то, что рождается принципиально новый с психологиче­ской я социальной точек зрения тип семьи, где общение супругов; между собой происходит только в устной форме, в виде звучащей v речи; при общении неслышащих или плохослыщащих мужа и жены 1 не используется мимико-жестикуляторная речь. А это значит, что Щ. приписывание глухим и слабослышащим потребности в мими-I" ко-жестикуляторной речи, мнение о ее фатальности для данного контингента людей глубоко ошибочны. Это позиция подчинения | дефекту.

В борьбе с глухотой мы объединяем силы родителей, объеди­няем глухих и слабослышащих детей, которые помогают друг дру-I: гу. Мы должны сделать все для обеспечения полноценного разви-"".тия каждого ребенка, чтобы он мог вырасти свободным человеком, 4 не чувствующим себя в зависимости от другого человека (перевод­чика). Мы должны предоставлять каждому право выбора. Когда; ребенок вырастает, он сам выбирает ту среду, в которой ему уют-,'нее жить, сам выбирает средства общения. Но если с самого на­чала давать малышу искусственные средства общения — дактило­логию, мимику (что предполагается методом тотальной коммуни­кации, распространенным сейчас в некоторых зарубежных странах), у человека не будет выбора, т. к. в условиях такого воспи­тания в дошкольном возрасте ребенок будет изолирован от нор­мально говорящих людей, не научится естественному общению с ними, не сможет развиваться полноценно, так как не сможет по­лучать информации из жизни общения с разными людьми. Такой метод обучения сужает и примитивизирует окружающий мир глу­хого и слабослышащего человека и не дает ему реализовать свои потенциальные способности.

«...Чем же мы хуже слышащих людей? Ничем! Мы такие же люди, как и они. И вполне легко с ними можем общаться... Не замыкаться в себе — общая школа этому поможет. Благодаря этой школе легче в других учебных заведениях. Моя мечта — чтобы меньше было спецшкол для слабослышащих и глухих. Мы можем учиться с нормальными детьми. Это не- одна я доказа-



 


 


ла, а большинство таких, как я» (Оля А., 1966 г. р., слабослыша­щая).

«...Я общаюсь, разговариваю в кругу друзей, товарищей. Рань­ше, до седьмого класса, не имела понятия о музыке, теперь не мо­гу представить себя без нее... Сейчас я окунулась в другую, не­обычную жцзнь — рабочую. Чувствую себя полезной делу. Этого не могло бы быть, если бы не ваша помощью (Оксана Н., 1968 г. рч слабослышащая).

«Мама, я буду большая — тетя Лена. У меня будет дочка. Она будет руками говорить или нет? Я не хочу руками говорить» (Ле­на П., ученица IV класса школы для слабослышащих, г. Уральск).

«Устами младенца глаголет истина». Комментарии излишни...


Оглавление

От авторов............................................... 3

Глава I. С чего начинается разговор.... 4

Выбор пути................................................. 5

Нужно носить слуховой аппарат... 6

Начинаем заниматься................................. 9

Надо ли заставлять ребенка зани­
маться?...................................................... —■

Горький опыт воспитания....................... 11

Дайте ребенку возможность ошибаться 13

Не лишайте ребенка самостоятельности! 14

Глава II. Разговор продолжается............................ 16

Глава Ш. Давайте договоримся!................................ 32

Как разговаривать с,ребенком.... 33
Общение начинается тогда, когда надо

посмотреть на товарища......................... 34

«Передача вещи»—увеличение вариан­
тов общения.......................................... 38

Продолжаем эту работу в школе.. 42

Учим общаться по делу............................ 46

Глава IV. Говорю!.................................................... 51

Ребенок заговорил.................................. —

Говорить — значит понимать................. —

Как оценить результат............................ 54

Что такое образ слова (от образа слова

к пониманию смысла)............................ 55

Как научить понимать увиденное (от

ситуации — к слову)................................. 57

Покажи, как ты понял (от слова—к

ситуации)................................................... 59


1В»


Ш 1


 
 


67 71 . 77. 83, 87 , 90 91 98 101 105

Глава V. Слушаю..................................................

Глухие навсегда?..................................

Начинаем слушать.................................

Слышим!...................................................

Выбираем..................................................

Каков же механизм слухового восприя­
тия?.........................................................

Узнаём.......................................................

Творим......................................................

Глава VI. Слышу!.....................................................

Слышу?.....................................................

Кто и где нас учит. Где мы живем..

Что могут родители?.............................

Какие мы?......................................

Взрослые люди..............................


 


Учебное издание

ЛЕОНГАРД ЭМИЛИЯ ИВАНОВНА

САМСОНОВА ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА

ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА АРКАДЬЕВНА

Date: 2015-07-24; view: 275; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию