Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взрослые люди⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 |г - Растут наши дети, заканчивают рколы. А что дальше? Почти все наши воспитанники стремятся продолжить свое образование, чтобы стать квалифицированными специалистами. Разные пути выбирают ребята: некоторые работает и учатся в вечерних школах для слышащих; некоторые поступают в технические училища, где есть специальные группы для ВУгухих (туда поступают в основном выпускники специальных Школ); некоторые — в технические и профессионально-технические |рчилиш,а для слышащих; некоторые поступают в вузы. В «массо-рые» техникумы и вузы ребята поступают на общих основаниях, расто выдерживая острую конкуренцию. Один из воспитанников Шашей экспериментальной группы, Дмитрий 3., после успешного р&кончания восьми классов массовой школы и параллельно художественной школы выдержал труднейший конкурс сначала при Поступлении в Художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, а затем, после его успешного окончания,— еще более Црудный конкурс при поступлении в Художественное училище им. Строганова. ' Так же как обучение в массовой школе перестало быть для Глухих недосягаемым, так и поступление в высшие учебные заве* цения, как показывает практика, становится все более обыденным елом для глухих и слабослышащих юношей и девушек, получивших дошкольную подготовку по методике формирования и разви-|ия речевого слуха и речевого общения и имевших возможность продолжать школьное образование в том же направлении (независимо от типа школы). В5 Помимо вузов, упомянутых в этой главе, наши бывшие воспитанники учатся в Институте стали и сплавов (Электросталь), станко-инструментальном (Москва), автодорожном (Москва), в Братском индустриальном институте. Мы имеем несколько характеристик мастеров производства и обучения. Вадим О., учащийся II курса СПТУ № 95 (для слышащих) г. Белозерское, учится на электросварщика. «За время учебы зарекомендовал себя как учащийся с хорошими умственными способностями, преобладающая оценка — 4. Дисциплину не нарушает. К занятиям производственного обучения относится добросовестно, старается повышать свой профессиональный уровень...» Этот слабослышащий юноша из Таганрога начал заниматься по методике достаточно поздно — с пяти лет и поздно — с семи лет начал носить слуховой аппарат, который из-за его невысокого качества не носил постоянно. А вот характеристики уже работающих молодых людей. Геннадий 3. после получения неполного среднего образования в массовой школе поступил учиться в вечернюю школу для слышащих и работать на механический завод им. Дмитрова в г. Таганроге. Работая в течение трех лет слесарем-сборщиком 3-го разряда, выполнял производственные нормы на 105—110%. Затем был переведен на должность контролера ОТК- «К работе относится добросовестно. С товарищами по работе поддерживает дружеские отношения. Принимает активное участие в общественной жизни цеха. Пользуется авторитетом среди товарищей по работе». Эта характеристика подписана начальником БТК цеха, начальником цеха, парторгом, предцехкома, комсоргом. Геннадий — слабослышащий, но начал заниматься поздно — в 6 лет, и аппарат носил только на уроках. С мальчиком занималась мать — кладовщица; в семье есть слышащие братья. Дмитрий Б., слабослышащий, страдал ДЦП (детским церебральным параличей), что чрезвычайно осложняло его обучение. С четырех лет с мальчиком занималась мать — инженер; слуховым аппаратом Дима сначала пользовался только во время занятий, а с восьми лет стал носить его постоянно. После окончания восьмилетней средней школы закончил техническое училище и поступил на работу электромехаником 4-го разряда в Ростовский областной центр «АвтоВАЗтехобслуживание». «За короткий срок работы... проявил себя с хорошей стороны. Порученную работу выполняет добросовестно и в срок. Общителен с окружающими». Подписи директора Центра, секретаря партбюро и председателя профкома. Таковы факты. Они убеждают нас в том, что глухие и слабослышащие дети, подростки, юноши и девушки; молодые люди могут адаптироваться в среде слышащих и жить полноценной жизнью. Недостаток слуха перестает быть препятствием при общении со слышащими. Но это одна сторона проблемы, которую 106 1мы решили. А другая сторона заключается в том, что присутствие 1глухого ребенка в коллективе слышащих имеет большое воспита-|тельное значение. При правильном поведении взрослых (учителей, sвоспитателей, родителей) недостаток слуха у товарища вызывает [у слышащих детей чувство сострадания, желание помочь. Часто ^■слышащие дети становятся надежными и верными. товарищами [■глухих и слабослышащих. Взрослеют дети, ведь методике уже 20 лет... Начали образовываться первые семьи. Какие они? Семьи создаются разные, и обо f всех мы пока сведений не имеем. Но вот что нам известно точно. |.Есть семья, где муж слабослышащий (к тому же имевший в дет-|стве ДЦП), а жена слышащая; есть семья, где жена глухая, а I муж слышащий и ребенок тоже слышащий. Есть две семьи, в ко-,тррых оба супруга страдают нарушениями слуха. Самым примечательным в этих новых семьях, где оба супруга плохо слышат, ^является то, что рождается принципиально новый с психологической я социальной точек зрения тип семьи, где общение супругов; между собой происходит только в устной форме, в виде звучащей v речи; при общении неслышащих или плохослыщащих мужа и жены 1 не используется мимико-жестикуляторная речь. А это значит, что Щ. приписывание глухим и слабослышащим потребности в мими-I" ко-жестикуляторной речи, мнение о ее фатальности для данного контингента людей глубоко ошибочны. Это позиция подчинения | дефекту. В борьбе с глухотой мы объединяем силы родителей, объединяем глухих и слабослышащих детей, которые помогают друг дру-I: гу. Мы должны сделать все для обеспечения полноценного разви-"".тия каждого ребенка, чтобы он мог вырасти свободным человеком, 4 не чувствующим себя в зависимости от другого человека (переводчика). Мы должны предоставлять каждому право выбора. Когда; ребенок вырастает, он сам выбирает ту среду, в которой ему уют-,'нее жить, сам выбирает средства общения. Но если с самого начала давать малышу искусственные средства общения — дактилологию, мимику (что предполагается методом тотальной коммуникации, распространенным сейчас в некоторых зарубежных странах), у человека не будет выбора, т. к. в условиях такого воспитания в дошкольном возрасте ребенок будет изолирован от нормально говорящих людей, не научится естественному общению с ними, не сможет развиваться полноценно, так как не сможет получать информации из жизни общения с разными людьми. Такой метод обучения сужает и примитивизирует окружающий мир глухого и слабослышащего человека и не дает ему реализовать свои потенциальные способности. «...Чем же мы хуже слышащих людей? Ничем! Мы такие же люди, как и они. И вполне легко с ними можем общаться... Не замыкаться в себе — общая школа этому поможет. Благодаря этой школе легче в других учебных заведениях. Моя мечта — чтобы меньше было спецшкол для слабослышащих и глухих. Мы можем учиться с нормальными детьми. Это не- одна я доказа-
ла, а большинство таких, как я» (Оля А., 1966 г. р., слабослышащая). «...Я общаюсь, разговариваю в кругу друзей, товарищей. Раньше, до седьмого класса, не имела понятия о музыке, теперь не могу представить себя без нее... Сейчас я окунулась в другую, необычную жцзнь — рабочую. Чувствую себя полезной делу. Этого не могло бы быть, если бы не ваша помощью (Оксана Н., 1968 г. рч слабослышащая). «Мама, я буду большая — тетя Лена. У меня будет дочка. Она будет руками говорить или нет? Я не хочу руками говорить» (Лена П., ученица IV класса школы для слабослышащих, г. Уральск). «Устами младенца глаголет истина». Комментарии излишни... Оглавление От авторов............................................... 3 Глава I. С чего начинается разговор.... 4 Выбор пути................................................. 5 Нужно носить слуховой аппарат... 6 Начинаем заниматься................................. 9 Надо ли заставлять ребенка зани Горький опыт воспитания....................... 11 Дайте ребенку возможность ошибаться 13 Не лишайте ребенка самостоятельности! 14 Глава II. Разговор продолжается............................ 16 Глава Ш. Давайте договоримся!................................ 32 Как разговаривать с,ребенком.... 33 посмотреть на товарища......................... 34 «Передача вещи»—увеличение вариан Продолжаем эту работу в школе.. 42 Учим общаться по делу............................ 46 Глава IV. Говорю!.................................................... 51 Ребенок заговорил.................................. — Говорить — значит понимать................. — Как оценить результат............................ 54 Что такое образ слова (от образа слова к пониманию смысла)............................ 55 Как научить понимать увиденное (от ситуации — к слову)................................. 57 Покажи, как ты понял (от слова—к ситуации)................................................... 59 1В» Ш 1
Глава V. Слушаю.................................................. Глухие навсегда?.................................. Начинаем слушать................................. Слышим!................................................... Выбираем.................................................. Каков же механизм слухового восприя Узнаём....................................................... Творим...................................................... Глава VI. Слышу!..................................................... Слышу?..................................................... Кто и где нас учит. Где мы живем.. Что могут родители?............................. Какие мы?...................................... Взрослые люди..............................
Учебное издание ЛЕОНГАРД ЭМИЛИЯ ИВАНОВНА САМСОНОВА ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА АРКАДЬЕВНА
|