Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Субъективные и объективные причины стресса





1. Негативные последствия длительного стресса

1). Психосоматические заболевания — это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и психологический стресс. Классический набор психосоматических заболеваний включает в себя бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, тиреотоксикоз, язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный арт­рит и ряд других болезней.

2). Посттравматический синдром

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) проявляется у людей, которые испытали на себе воздействие события, «выходя­щего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремаль­но стрессогенного для любого человека».

 

2. Субъективные причины возникновения психологического стресса

Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс. Первая группа связана с относительно постоянной составля­ющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса но­сит динамический характер. В обоих случаях стресс может вызывать­ся рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными.

1). Несоответствие генетических программ современным условиям

Многие наши стрессы и проблемы будут понятнее, если вспомнить эволюцию человека и его исторический путь из дикой природы в ло­но цивилизации. Ученые к настоящему времени твердо установили, что большинство ответных реакций на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограм­мированы на уровне ДНК. Проблема состоит в том, что природа под­готовила человека на жизнедеятельность в условиях повышенных физических нагрузок, периодического голодания и перепадов темпе­ратур, в то время как современный человек живет в условиях гиподи­намии, переедания и температурного комфорта.

2). Стресс от реализации негативных родительских программ

Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его ро­дителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «ро­дительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существен­ную роль на дальнейшую жизнь индивида.

3). Стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической зашиты

Как мы уже выяснили выше, источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально оце­нить ту или иную ситуацию.

4). Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности

Оптимизм и пессимизм

Одной из достаточно общих установок сознания является оптимизм и пессимизм — т. е. тенденция видеть в явлениях окружающего мира хорошие или плохие моменты. На самом деле резко выраженных оп­тимистов или пессимистов достаточно мало, а большая часть людей находится вблизи некой средней точки, удаляясь от нее согласно за­конам нормального распределения.

Политические и религиозные установки

Достаточно часто источником стресса являются мировоззренческие установки личности – политические или религиозные. Подобные стрессы принимают массовый характер в эпоху социально-эконо­мических перемен (к которым относятся разнообразные революции, реформации и «перестройки»), однако и в относительно стабильные периоды существования общества данные стрессы встречаются до­статочно часто.

5). Невозможность реализации актуальной потребности

В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схе­мой, описывающей организацию человеческих потребностей, являет­ся «пирамида» Абрахама Маслоу. Согласно этой схеме, по мере реа­лизации «низших», биологических потребностей, человек старается удовлетворить социальные, а затем и духовные потребности, причем, согласно воззрению А. Маслоу, высшей потребностью человека явля­ется его стремление к самореализации своей уникальной сущности.

6). Стресс, связанный с неправильной коммуникацией

Существует множество причин, вызывающих стресс во время обще­ния.

Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов яв­ляются конфликты, т. е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми.

7). Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов

Другие программы вырабатываются в процессе жизни — это так на­зываемые условные рефлексы, открытые И. П. Павловым. Осваивая среду обитания, наш мозг учится распознавать сигналы, свидетельст­вующие о наступлении важных для организма событий. Так, звон по­суды перед обедом вызывает выделение желудочного сока, а вид две­ри в приемную сурового босса заставляет сердце биться чаще. Это могут быть полезные реакции, помогающие нам заранее готовиться к будущим событиям (один только вид стадиона готовит его организм к участию в соревновании), но иногда условные рефлексы мешают людям жить.


8). Неумение обращаться со временем (стресс и время)

Неадекватные временные границы как причина стресса

Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психологического состояния. Это бывает в том случае, если человек слишком большое эмоциональное значение при­дает прошлому или будущему.

Стресс от неэффективного использования времени и его преодоление

Известный американский психолог А. Элкин говорит, что следует на­учиться управлять своим временем, в противном случае время будет управлять вами. А. Элкин выделяет следующие признаки того, что че­ловек испытывает стрессы именно от неэффективного использова­ния времени:

+ ощущение постоянной спешки;

+ нехватка времени на любимые дела и общение с семьей;

+ постоянные опоздания;

+ отсутствие четкого плана времени;

+ неумение делегировать полномочия другим людям;

+ неумение отказать людям, отнимающим ваше время;

+ периодически возникающее ощущение напрасной траты времени.

 







Date: 2015-07-24; view: 34217; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию