Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфофункциональная характеристика детей с нарушением слуха





 

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится говорить. Слушая объяснение взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значение многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих – так он усваивает не только правильное произношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом [2].

Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, акустические или конфузные травмы и т.д.

Глубокие нарушения слуха и речи способствуют изоляции ано­мальных детей, так как ограничено их участие в различных видах деятельности совместно с нормально слышащими детьми. Нару­шения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Врож­денные нарушения слуха встречаются значительно реже (в 25% слу­чаев), чем приобретенные. Нарушение внутриутробного развития слухового органа может быть обусловлено влиянием наследствен­ности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная апла­зия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития средне­го и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии) [14].

Врожденное нарушение слуха возникает вследствие воздейст­вия на развивающийся плод различных экзогенных факторов, имевших место во время беременности, особен­но в первые 3 месяца (в период формирования органа слуха). Инфекционные заболевания матери во время беременно­сти, особенно вирусные (грипп, коревая краснуха и др.), рассматриваются в качестве этиологичес­ких факторов врожденной глухоты. Большое значение придается контакту на производстве с такими химическими веществами, как свинец, ртуть, мышьяк, а также использованию во время беременности лекарствен­ных препаратов с ототоксическим действием (хинин, стреп­томицин, неомицин, мономицин, канамлцин). В качестве этиологического фактора врожденной глухоты рассматривается также отягощенный асфиксией плода, родовой травмой или недоношенностью перина­тальный период. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, например, расщелина­ми губы и неба. В происхождении врожденной, глухоты играет роль гемолитическая болезнь новорожденных, свидетельствую­щая о резус-конфликте вследствие резус-несовместимости крови матери и ребенка, а также групповой несовмести­мости. Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери, перенесение желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся дети с различными хромосомными и на­следственными заболеваниями и дети, имеющие родителей или родственников с врожденными нарушениями слуха [2, 6, 19].

Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще, чем врож­денные. Наступает в возрасте до 2 лет, т. е. до того, как ребенок успел овладеть речью. 85% глухих теряют слух до овладения речью. Среди причин, вызывающих приобретенные недостатки слуха, основное место занимают инфекционные заболевания пе­ренесенные в грудном и раннем детском возрасте — корь, скарлатина, паротит (свинка), пневмония, эпидемичес­кий цереброспинальный менингит, дифтерия, грипп и др. При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата, при других инфекциях слуховая функция может пострадать как в результате поражения среднего уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего аппарата [14].

Воспалительные процессы являются причиной нарушения слу­ха. Воспаление в области среднего уха (отит) вызывает менее тяж­кие последствия для слуха, чем поражение внутреннего уха или слу­хового нерва. Поражения центрального отдела слухового анали­затора, то есть слуховой области коры головного мозга, и прово­дящих путей могут возникнуть при кровоизлияниях, опухолях, эн­цефалитах. При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда ут­рачивается способность анализа, синтеза [19].

Нарушения слуха могут возникнуть в связи с последствиями заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.), которые могут вызвать непроходимость орга­нов среднего уха и евстахиевой трубы. Иногда нарушения слуха происходит по причи­не заболеваний, получивших название невритов слухового нерва [26].


Среди приобретенных нарушений слуха занимают неадекватное приме­нение ототоксических медикаментов, в частности, антибиотиков. Длительное воздействие звуковых раздражителей предельной ин­тенсивности (например, аудиоплейеров) так же относится к числу приобретенных нарушений слуха [19].

Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно остатки слуха, позволяют воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки и т.д.), однако раз­борчивое восприятие речи обычной громкости невозможно.

Психическое развитие детей с врожденным нарушением слуха отличается рядом характерных особенностей. В первые месяцы жизни у них отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий малыш. В дальнейшем у детей с нарушениями слуха не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.

При отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями слуха обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, что в дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной сурдологической работы. Поэтому очень важно ранее начало сурдологической работы с этими детьми.

Многие дети с нарушениями слуха отличаются характерными особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, склонности к негативизму, двигательной расторможенности. Эти дети должны обязательно консультироваться у детского психоневролога, многие из них нуждаются и в специальном лечении.

Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, мало контактные дети, они также нуждаются в консультации психоневролога [27].

В настоящее время определить состояние слуховой функции можно уже на ранних этапах развития. Место и степень поражения слуха определяется при помощи аудиометрии – тональной (с применением аппаратуры), речевой – для первичной проверки слуха.

В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушения слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом. Диагноз «глухота» ставится при потере слуха до 75-80 Децибел. Устанавливается три степени тугоухости в зависимости от среднего арифметического потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000).

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой – это рано оглохшие дети (ранняя глухота), безречевые дети, а также позднооглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени [2, 6].

Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.

Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.

Р.М. Боскис разработала научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом:


а) степени поражения слуховой функции;

б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха;

в) времени возникновения поражения слуха.

Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:

- Глухие без речи (ранооглохшие);

- Глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

- Слабослышащие с развитой речью;

- Слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием [6].

Причиной существующих особенностей является отсут­ствие слуха, недостаточное развитие словесной речи как факторов, сформировавшихся ранее в процессе развития в не­которую специфику динамики двигательных процессов, и как элементов, непосредственно участвующих в протекании кон­кретного двигательного акта. Нарушение же функции вестибу­лярного аппарата оказывает влияние на сохранение статиче­ского и динамического равновесия и, как следствие, сказывает­ся в какой-то мере на координации движений. К причинам вторичного порядка относится снижение объема второй сиг­нальной информации, которая участвует в формировании всех видов деятельности человека, в том числе и каждого двига­тельного навыка. Все это сказалось на функциональном со­стоянии двигательного анализатора у глухих детей. Относительная функциональная недостаточность двига­тельного анализатора должна отразиться в некоторой мере и на физическом развитии, функциональном состоянии сердечно­сосудистой, дыхательной и других систем, т.к. непременным условием нормального функционирования и совершенствова­ния всех важнейших систем организма, в том числе центральной нервной системы и внутренних органов, является моторная активность [14, 30].

Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен после 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения звонких согласных и при произношении слов сложной слоговой структуры. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы: чем раньше предприняты коррекционные мероприятия, тем успешнее развивается речь.

Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. Слабослышащий ребенок, потерявший речь в раннем возрасте, имеет недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики).

Письменная речь отражает все дефекты устной речи слабослышащего.

Помимо специфического нарушения речи у детей с нарушениями слуха, встречаются и другие речевые нарушения, например ринолалия [26].

При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии – это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.


По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп:

- Дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

- Дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы [29].

Итак, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся степенью и характером нарушения слуха; временем, в котором произошло нарушение слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.

Успешность коррекционной работы с детьми, страдающими тугоухостью и глухотой, зависит от ряда благоприятных факторов:

- интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;

- активного участия семьи в его воспитании и обучении;

- потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.);

- использование сурдотехнических средств [6].

 

 








Date: 2015-07-24; view: 554; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию