Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность банковского менеджмента. В современной экономической науке понятие банковского менеджмента раскрывается как двойная категория





 

В современной экономической науке понятие банковского менеджмента раскрывается как двойная категория, состоящая из финансового менеджмента и управления персоналом.

Финансовый менеджмент предусматривает определение проблем,связанных с реализацией банковских операций,с рассмотрением оптимальных источников капитализационной прибыли,определения собственных лимитов и другая постоянная деятельность коммерческого банка.

Управление персоналом рассматривает вопросы,связанные со стороной приема и размещения кадров,построение организационной системы управления,с формированием кадровой политики,с систематической оплатой труда и определением перечня специальностей по которым служащие должны пройти курсы повышения квалификации.

В научном смысле менеджмент-система управления организацией, основанная на выявлении взаимосвязей между человеческим фактором и принципами функционирования организации. В итоге банковский менеджмент рассматривается как самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной в условиях рыночной экономики на достижение определенных, конкретных целей посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов, основанный на своих собственных принципах, функциях, методах.

Банковский менеджмент как система управления КБ строится на использовании следующих принципов

1) Ориентация любого КБ на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести КБ планируемую прибыль. Основа данного принципа - построение оптимальной модели управления, ориентированной на использование свойств рыночной экономики с целью повышения собственной ликвидности. В оставшейся части этот принцип реализуется посредством маркетинга.

2) Постоянное следствие к повышению эффективности КБ деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных резервов. Постоянное ориентирование на построение системы управления, характеризующей оптимальное сочетание А-П операций КБ.

3) Корректировка целей, задач и проблем КБ в зависимости от состояния рынка. Предполагает наличие гибкой системы управления, предопределяет возможность изменения целевых ориентиров в зависимости от складывающихся ситуаций. Особое внимание уделяется рассмотрению краткого депозитного, процентного и рынка ценных бумаг.

4) Учёт окончательного результата работы КБ и его отделений в характеристике процесса деятельности на рынке. Предполагает рассмотрение резервов предпринимательской деятельности в постановке будущих целевых ориентиров.

5) Обязательное использование современной информационной базы (коммуникационные сети, высокие технологии). Разрабатываются с целью снижения затрат времени на выполнение обязательных операций, сокращение времени на принятие оптимальных решений, на быстрое всесторонние использование информации.

6) Рациональный подбор персонала и его эффективное использование. Выполнение данного принципа основано на формировании оптимальной кадровой политики с учётом специфики деятельности КБ.

Ключевой термин в рассмотрении банковского менеджмента с точки зрения управления процессом функционирования организации становится понятие банковской деятельности. Она подразумевает организацию технологической цепочки банковского цикла (наличие А-П операций, финансовых условий) при обеспечении процесса работы КБ всеми необходимыми ресурсами.

Банковская деятельность включает разработку и совершенствование банковской технологии, обеспечение требования уровня качества банковских процессов и услуг. Выполнение банковских операций и всех видов просчётов, технического обслуживания операций, материальное снабжение снабжение, обеспечение персоналом, поддержание стабильной ликвидности.

В условиях современного управления банковской организации от КБ требуется такой стиль работы, который должен предусматривать постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать средства для решения постоянных задач из различных источников, добиваться повышения эффективности и максимальных результатов при минимальных затратах.

Для функционирования банковской организации определяются конкретные цели деятельности, которые могут быть ближними,текущими, на дальнюю перспективу.

Ближние цели характеризуют результативность выполняемых КБ операций и услуг.

Текущие - конкретные ориентиры, расставленные ежедневно.

Цели на дальнюю перспективу олицетворяют формирующуюся банковскую политику.


Управление КБ путём определения целей производится с учётом оценки его потенциальных возможностей и его обеспеченности соответствующими ресурсами. Для рассмотрения целевых функций КБ определяют цели общие и специфические. Общие цели - концепция развития КБ в целом, постоянных целей путём минимизации затрат и максимальной эффективности деятельности персонала КБ на основе мотивации труда.

Чтобы обеспечить оптимальность функционирования КБ с учетом его постоянной ликвидности, используются институты, характеризующие взаимосвязь между средствами, наличием рыночной инфраструктуры и их оптимальным сочетанием. Для достижения такой взаимосвязи используется банковский механизм-это три взаимосвязанных звена:

1) Внутрибанковское управление

2) Управление операциями

3) Управление персоналом

Использование банковского механизма предусматривает решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Банковский механизм обусловлен деятельностью КБ, когда его управление и специфическое функционирование получают оценку в процессе проведения различных банковских операций.

Рассматривая основные звенья банковского механизма, возможно выделить основные принципы характеризующую каждую из них.

1. Звено внутрибанковского управления строится на принципах:

1) Централизация (децентрализация) в управлении

2) Сочетание централизации и децентрализации

3) Ориентация на долгосрочные цели развития

4) Партисипативный метод-участие персонала в управлении

2. Функции, свойственные звену:

1) Маркетинг

2) Планирование и прогнозирование

3) Организация

4) Контроль и учёт (внутренний аудит)

3. Банковские методы, свойственные звену:

1) Проведение активных и пассивных банковских операций

2) Внутрибанковский расчёт

3) Процентная политика

4) Выработка банковской стратегии, политики и их основных элементов

Содержание каждого из трёх разделов, составляющих первое звено, предопределяет успешное функционирование КБ. Характеризуя принципы, можно отметить, что:

1) Принцип централизации означает формирование основных стратегических целей в банковской политике на уровне высшего звена

2) Принцип децентрализации характеризует разработку конкретных целей и элементов политики на уровне отделов или департаментов КБ

3) Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.

4) Принцип на долгосрочные цели означает, что внутрибанковское управление ориентируется на длительную перспективу и его цели носят долгосрочный характер.

5) Демократизация управления обосновывает смысл участия персонала в управлении КБ, перспективность процесса, перечень проблем, решаемых с их участием.

Определяя функции внутрибанковского управления, регламентируют следующие их составляющие:

1) Функция маркетинга - рассмотрение рынка, спроса на нем в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах

2) Функция планирования и прогнозирования - включает в себя разработку банковской политики и деятельности на ближайший и перспективный периоды

3) Функция организации- разработка такой структуры КБ и его механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии КБ


4) Функция контроля и учёта - постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит с целью поддержания оптимальной ликвидности.

Банковский метод определяет:

1) Характеристика активных и пассивных операций предполагает рассмотрение основных операций КБ

2) Внутрибанковский расчёт-организация расчётов операций внутри КБ между его различными отделами и подразделениями.

3) Процентная политика рассматривается как важный элемент банковских методов, зависящих от активности проводимых операций и установивших размер процентов по активности и пассивности деятельности.

4) Банковская стратегия и политика-система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы её реализации

Составляющие элементы политики и стратегии:

1) Маркетинг

2) Процентная политика

3) Расширение зарубежной деятельности

4) Информационное обеспечение

Разработка научно-технической политики КБ означает организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и услуг.

Разработка новых банковских продуктов - конкретная разработка наиболее актуальных услуг и продуктов среди различных категорий физических и юридических лиц на конкретном рынке.

Организация их деятельности - организация специальных подразделений, обеспечение персоналом информацией и технической базой для проведения НИС работ.

 

Разработка и выбор основных целей и задач банковского менеджмента.

 

1) Разработка банковской политики.

2) Формирование стратегических приоритетов.

3) Анализ сильных и слабых сторон работы КБ действенных и приоритетных направлений банковской деятельности

4) Анализ внешнего окружения и выявления его влияния на функционирование КБ

5) Разработка и определение альтернативных видов банковской деятельности.

6) Выбор методов достижения поставленной цели.

7) Составление ежегодного банковского баланса КБ в целом и по его подразделениям

8) Внешняя и внутренняя аудиторская проверка КБ.

Основа для разработки политики - информационное обеспечение в результате деятельности КБ за текущий период и в перспективе. При разработке стратегических приоритетов КБ пользуется качественными и количественными показателями.

Количественные показатели или ориентиры, качественные показатели называются заданиями.

Определение цели - конкретный уровень принятия решения, который требует выработки соответствующих стратегических задач.

Между ориентирами, целями, стратегией есть тесная взаимосвязь.

Стратегия разрабатывается правлением, может являться целью и ориентиром для определённых подразделений. Для этого различают общие цели, разрабатываемые для КБ в целом и специфические - для подразделений.

Общие цели отражают концепцию развития КБ и становящиеся на длительную перспективу. Приоритетность общих целей выражается в количественном отношении, определяется следующими этапами.


1) Обеспечение оптимальной рентабельности, характеризующей объёмом депозитных операций, уровень и норму прибыли, долю на рынке и структуру капитала, цену акций, уровень дивидендов, сумму зарплаты, уровень качества банковских продуктов.

2) Обеспечение устойчивости КБ.

Составляющие элементы этапа:

а) техническая политика

б) потенциал конкурентоспособности

в) прогнозирование новых рынков

г) организация зарубежной деятельности

д) инвестиционная и кредитная политика

е) кадровая политика

3) Разработка новых направлений развития и новых видов деятельности КБ.

Состоит из

а) диверсификации деятельности

б) разработке новых продуктов

в) развитии информационных систем

г) определение конкретных партнёров

д) разработке новых секторов банковской деятельности

В целом общие цели КБ определяют основные направления развития КБ.

Специфические цели - разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом подразделении и могут выражаться качественными и количественными показателями.

Основные направления разработки специфических целей:

1) Определение рентабельности по каждому подразделению КБ.

2) Определение достижений в области новых исследований и разработок, в установлении нормативных показателей в области финансовых отношений и в процессе повышенного качества банковских услуг.

3) Разработка целей филиалов, структурных подразделений, отделений КБ (увеличение числа операций, повышение доли на рынке, рост прибыли и ее нормы, расширение зарубежной деятельности филиалов).

Достижение построенных общих и специфических целей достигается путём формирования стратегий:

1) Продуктово - рыночная - характеризует определение конкретных видов услуг, соответствующих деятельности.

2) Стратегия маркетинга - характеризует гибкое приспособление КБ к рыночным условиям.

3) Конкурентная направлена на снижение издержек за счёт повышения качества продуктов.

4) Стратегия инноваций - определяется внедрением новых технологий и видов продукции.

5) Стратегия инвестиций - расширение вложений на РЦБ с целью увеличения доходов КБ.

6) Стратегия развития - обеспечение устойчивой формы функционирования КБ.

7) Стратегия поглощения - характеризует приобретение акций других КБ или крупно-финансовых институтов.

8) Стратегия зарубежного инвестирования - предусматривает как поглощение зарубежных КБ, так и увеличение вложений в

9) Стратегия внешнеэкономической экспансии - характеризует деятельность за границей посредством открытия филиалов, отделений, агентств.

В ходе достижения выбранных стратегических приоритетов рассматриваются и выбираются оптимальные методы управления:

1) Управление на основе контроля осуществляется при стабильном развитии КБ и используется в рамках определения финансовых тенденций

2) Управление на основе экстраполяции - характеризуется определением тенденций на основе прежних периодов.

3) Управление на основе разработки принципиально новых стратегий (в связи с новыми тенденциями на рынке.)

4) Управление на основе принятия оперативных решений - при чрезвычайных и непредвиденных ситуаций.

Банковский менеджмент характеризуется следующими принципами управления:

1) Контроль.

2) Планирование.

3) Организация.

4) Регулирование.

5) Анализ.

Каждый из принципов характеризует форму взаимодействия в рамках деятельности КБ. Первичный элемент системы управления - принцип организации. Он рассматривается как форма определения взаимоотношений и связей между стратегическими подразделениями. Учитывается тенденция сокращения дублирующих функций, минимизация затрат времени на получение и передачу информации и на принятие решений.

Планирование

- характеризует возможность постановки целей на длительную перспективу и определения возможных видов деятельности будущим.

Критерий реализации принципа - доходность, ликвидность, рентабельность.

Регулирование:

- характеризуется процессом постоянного определения финансово-экономического положения КБ.

Основные элементы регулирования:

а) процентный риск

б) инвестиционно-кредитная политика

в) эффект от А-П операций

Цель регулирования - обеспечение оптимального взаимодействия между отдельными элементами функционирования КБ.

Анализ:

-характеризуется проведением расчётных мероприятий и определением основополагающих тенденций развития

Контроль:

-определение отрицательных тенденций, факторов отклонений от поставленных целей и задач, расчёт элементов, характеризующих наличие негативных процессов.

 







Date: 2015-07-24; view: 304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.047 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию