Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Северное Возрождение. Северное Возрождение - это художественная культура ХV - ХVI вв





Северное Возрождение - это художественная культура ХV - ХVI вв. европейских стран, севернее Италии, Нидерландов, Германии и Франции.

 

Термин "Возрождение" здесь достаточно условен, так как формирование культуры опиралось не на античное наследие (его не было в этих странах), а на идеалы религиозного обновления.

 

В Северной Европе центром художественного творчества становится человек с новым сознанием окружающего мира и себя. Гуманистическое начало составляет главнейшую особенность искусства Северного Возрождения.

 

В северных странах гуманизм был устремлен к воскрешению демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости. И, если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему.

 

В искусстве северных стран преобладает правдивое, непосредственное изображение того, что есть, даже если оно уродливо, в противовес стремлениям итальянских художников к идеализации, к поискам во всем прекрасного, величавого, возвышенного.

 

Нидерланды

 

Нидерландами в ХV в. называли земли у берегов Северного моря, где сейчас находятся Голландия и Бельгия. Нидерландские города были богатыми и прекрасными, вели обширную торговлю.

 

Становление нового искусства в Нидерландах связано с творчеством Яна ван Эйка (1390 -1441). Главное создание Яна ван Эйка - грандиозный Гентский алтарь - полиптих (т.е. сложенный много раз).

 

Гентский алтарь (1422-1432) - программное произведение нидерландского Возрождения, в котором выражено представление о человеческой Вселенной.

 

Ян ван Эйк был и выдающимся портретистом. Картина "Портрет четы Арнольфини" (1434). Джованни Арнольфини - богатый итальянский купец, жил в Брюгге в качестве представителя дома Медичи. Находящиеся в комнате предметы полны традиционного аллегорического смысла: собачка и пара туфель - символы верности и единства супружеской пары, апельсины на ларе у окна - знак райского блаженства, янтарные четки на стене - символ благочестия, щетка - знак чистоты. В зеркале видны фигуры двух человек, один из которых - Ян ван Эйк, о чем гласит надпись на стене.

 

Художник впервые создает двойной портрет, впервые изображает свои модели в рост, впервые раздвигает рамки самого портретного жанра. Изображение супругов в уютной комнате стоит на грани портретного и бытового жанров, но при этом все в нем проникнуто такой одухотворенностью, таинственной и поэтичной, что сцена получает не бытовой, а возвышенный смысл, символизируя святость супружеского обета и домашнего очага.

 

Яну ван Эйку (или братьям ван Эйкам) традиционно приписывают изобретение техники масляной живописи. Но это не точно, потому что способ применения растительных масел был известен и раньше, но Ян ван Эйк усовершенствовал этот способ и впервые применил масляную живопись при создании алтарных картин.

 

Сложный узор на полу и одеждах играющих, а также блеск позолоченных труб органа создают ощущение объемности. Если внимательно присмотреться к картине, станет ясно, что точки, в которых сходятся линии пола и органа, не совпадают.

 

Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны, вытеснив темперу.

 

Особой прелестью в нидерландском искусстве обладают произведения, проникнутые кротким, созерцательным настроением. В отличие от итальянских художников с их ощущением красоты, силы и всемогущества человеческой личности, нидерландцы приемлют и поэтизируют "среднего человека", не обязательно красивого, но всегда благочестивого и исполненного достоинства в своем смирении. В евангельских сюжетах преломлялась и одухотворялась мирская добропорядочная жизнь. Все это ясно ощущается при взгляде на картину Робера Кампена "Мадонна с младенцем у камина" (около 1433 г., Гос. Эрмитаж).

 

Хуго ван дер Гус - (около 1435-1482). Алтарь Портинари. (1476 -1478). Флоренция. Уффици.

 

Рогир ван дер Вейден - (около 1399 -1464). Распятие с донаторами. Триптих. Вена.

 

Иохим Патинир около 1480 -1524. Крещение Христа. 1515. Вена.

 

Особое место в художественной культуре Нидерландов и Возрождения в целом принадлежит двум мастера - Босху и Брейгелю.

 

В творчестве Иеронимуса Босха (ван Акен) - (около 1450 -1516) мир предстает как царство дьявола и греха.

 

Для нас, современников, творчество Босха бесконечно сложно и во многом загадочно. А современникам Босха, видимо, аллегорический смысл образов был понятен, ибо его произведения пользовались широчайшей популярностью. Босх выступал как моралист, страстный проповедник, бичующий зло и пороки погрязшего в грехах мира.

 

Свои картины на темы ада, рая, Страшного суда, искушения святых художник населял легионами фантастических тварей, у которых самым невероятным образом сочетаются части различных животных, растений, предметов, а иногда и человека. Полные злобной активности, эти существа объединяются с маленькими беспомощными фигурками людей, с птицами, рыбами, зверями, порождая ощущение низменного, суетного, лишенного разумной основы существования.

 

Творчество Босха, подвластное его глубоко пессимистическому мировоззрению, обнажало наиболее страшные, трагические стороны человеческого существования. Но, как бы наперекор стремлениям художника, его произведения обладают и жизнеутверждающей силой, имеющие свои истоки в народной фантазии, устрашая - смешат, а юмор всегда несет элемент здоровья. Изумительный колорит, живописное мастерство придают картинам Босха, несмотря на их содержание, немеркнущую красоту.

 

Питер Брейгель старший (Мужицкий) - (1525/30 - 1569) - последний художник нидерландского Возрождения. Такой широты в изображении жизни народа, такой бесстрашной трезвости в подходе к ней искусство еще не знало.

 

Он находился под влиянием как народной культуры, так и Босха. В центре его внимания - жизнь народа в не показном, а деятельном и повседневном обличии.

 

Брейгель жил в тяжелое для его родины время. Маленькая, но богатая страна находилась под властью Габсбургов, которые ее жестоко грабили. В Нидерландах, как дома, распоряжалась свирепая испанская инквизиция. Когда правил герцог Альба, установился режим кровавого террора.

 

Источник силы и надежды художник видел в природе и трудовой жизни человека.

 

Картина "Слепые" - самая трагическая картина Брейгеля. Ее сюжет восходит к строкам Евангелия: "Может ли слепой водить слепого, не оба ли они упадут в яму?". Шестеро слепых, держась друг за друга, бредут по дороге на фоне прекрасной природы. Первый уже падает навзничь в ручей, увлекая за собой второго; теряют равновесие и остальные. Картина словно задает тревожные вопросы: куда идут люди? Не подобны ли они слепцам, движущимся навстречу своей гибели".

 

Германия

 

Возникновение культуры Возрождения запоздало в Германии, это была раздробленная, типичная средневековая страна.

 

Поворот наметился в 30-е гг. ХV в.

 

Южно-немецкие мастера:

 

Конрад Витц - (около 1400-1446)

 

"Хождение по водам". Женева.

 

Реформация в Германии и Великая крестьянская война вызвали в стране культурный подъем - возникновение гуманизма, развитие наук, обновление литературы и искусства.

 

Скульптор Тильман Рименшнейдер - (около 1460-1531) - "Тайная вечеря" - соединил в себе служение искусству с любовью и служением угнетенному человеку. Многие церкви Германии украшают его резные алтари, статуи и надгробия. Для него характерны обостренная готическая экспрессия, однако стремление к выражению внутренних переживаний человека приобщают Рименшнейдера к искусству Ренессанса.

 

Одно из величайших произведений немецкой религиозной живописи - алтарные картины церкви в Изенгейме, созданные Грюневальдом.

 

Грюневальд (Матис Готхард Нейтхарт) - (около 1470/75 - 1528)

 

Распятие. Алтарь огромен - 8 м в высоту. Грюневальд был, по определению О. Бенеша, выразителем "религиозного экстремизма" в искусстве.

 

Алтарь был создан для церкви монастыря ордена Св.Антония, расположенного в Изенгейме, около города Кольмара в Эльзасе. На створках по сторонам "Распятия" изображены Св.Антоний и Св.Себастьян. Центральную часть занимает "Праславление Богоматери", пронизанное ликующим, восторженным настроением; на боковых створках изображены "Благовещение" и "Воскресение Христа".

 

Первым, истинно ренессансным художником и единственной универсальной личностью, подобной итальянским титанам Возрождения, был в Германии Альбрехт Дюрер (1471 -1528).

 

Альбрехт Дюрер был великим гравером, живописцем и рисовальщиком, он занимался архитектурой, разработал теорию фортификации, интересовался математикой, механикой, астрономией, естествознанием, создавал астрономические и географические карты, писал стихи и трактаты:

 

"Некоторые наставления к укреплению городов, замков и местностей" (1527) и "Четыре книги о пропорциях человеческого тела" (1528).

 

Дюрер жил в Нюрнберге. Здесь был большой кружок гуманистов.

 

Дюрер создал много великолепных живописных произведений - картин на религиозные темы и портретов, но главным его призванием была графика. Эразм Роттердамский писал: "Я восхваляю великое мастерство Альбрехта Дюрера - гравера, позволявшее ему без помощи красок, одними лишь черными штрихами, передать все доступное человеческому зрению и чувству".

 

Среди портретного наследия Дюрера привлекают большое число автопортретов, что необычно для искусства Возрождения - три живописных и пять рисуночных.

 

В мюнхенском "Автопортрете" (1500) Дюрер пишет лицо по закону идеальных пропорций и совмещает облик Христа и свой. В этом можно видеть воплощение характерного для того времени стремления человека к непосредственному единению с Богом и в то же время - высокое понимание Миссии Художника.

 

К числу крупнейших художников Германии первой половины ХVI в. принадлежит Лукас Кранах Старший (1472 - 1553).

 

"Женский портрет". (1526). Эрмитаж.

 

Творчество Кранаха, долгое и плодотворное, отразило другою сторону немецкой культуры - светскую.

 

Лукас Кранах был придворным художником курфюрста Фридриха Саксонского. Он создавал алтарные композиции, картины на религиозные и мифологические сюжеты, портреты.

 

Последним великим мастером немецкого искусства ХVI в. был Ганс Гольбейн Младший - (1465 -1524). Он выделялся классичностью своих работ, почти не писал картины на религиозные темы, главной темой его творчества были - портреты.

 

Гольбейн был также великолепным гравером.

 

Серия маленьких гравюр на дереве "Пляска смерти".

 

Затем Гольбейн уехал в Англию и работал при дворе Генриха VIII. Создал большое число портретов короля, его жен, английских гуманистов, ученых, теологов, аристократов и т.п.

 

Работы Гольбейна отличает отточенное мастерство и высокая степень объективности. В Англии искусство Гольбейна имело огромное влияние.

 

Период же немецкого Возрождения был коротким - его составляет творчество художников одного поколения. Победа феодальной реакции, утверждение протестантизма, неблагоприятного для искусства, надолго остановили культурное развитие Германии.

 

Франция

 

Французский Ренессанс не дал таких гениев, как Мазаччо и Ян ван Эйк, Леонардо да Винчи и Дюрер, Микеланджело и Брейгель, Тициан и Гольбейн.

 

Период Возрождения во Франции выглядит скромно, по сравнению с предшествующей эпохой готики, когда Франция оказывала влияние на страны Северной Европы, и с последующим ХVII в. - веком классицизма, вернувшим Франции главенствующую роль.

 

Движение Реформации во Франции потерпело поражение, она осталась католической страной. Здесь была сильна королевская власть, к началу ХVI века Франция стала абсолютной монархией.

 

Короли, стремясь увеличить блеск и славу двора, окружали себя художниками и выдвигали свои требования. Искусство приобретало придворный характер, чего нельзя сказать о всей ренессансной культуре Франции - о творчестве Вийона, Рабле, Ронсара, Монтеня.

 

Живопись и скульптура отличаются изяществом и спокойствием, драматизм в них не проникает, хотя бурных, жестоких событий было достаточно: Столетняя война, война с Габсбургами, ожесточенные войны католиков с гугенотами, кровавая Варфоломеевская ночь.

 

Ренессансный характер французское искусство начинает приобретать во второй половине ХV в., в миниатюрной живописи.

 

Знаменитый "Роскошный часослов герцога Беррийского", исполненный братьями Лимбург (1411-1416).

 

Жан Фуке - (около 1420 - около 1480) - крупнейший мастер раннего периода французского Возрождения. Придворный живописец Карла VII и Людовика IХ, прославился своими портретами и миниатюрами.

 

"Часослов Этьена Шевалье",

 

"Иудейские древности",

 

"Жизнь знаменитых мужчин и женщин" (Боккаччо).

 

С начала ХVI в. гуманистические идеи получают во Франции все большее распространение, развитие гуманизма во Франции происходило под сильным влиянием культуры и искусства Италии. Этому способствовали и военные походы Франциска I в эту страну и то, что три последние года жизни прожил во Франции Леонардо да Винчи.

 

Архитектура. Замки Луары

 

Долина Луары - это "сердце" Франции. Замки, построенные здесь в конце ХV в. - начале ХVI в. принесли этой долине славу колыбели французского Возрождения. В Амбуазе (город на Луаре), находилась резиденция короля Карла VIII, где возводился, но закончен не был, огромный дворец с парками и садами.

 

В 1515 году на французском престоле Франциск I, который перестраивал другой замок - в Блуа. Впервые французский замок смотрел на город не толстыми стенами и крепостными башнями, а лоджиями, что подчеркивало новый ренессансный характер архитектуры.

 

В замке Шенонсо (1512 -1523) сочетались красота природы и человеческой фантазии. Он был сооружен на искусственном островке, на реке Шер.

 

В Шамборе (1519 -1559) - в самом грандиозном по замыслу замке, были воплощены некоторые идеи Леонардо да Винчи, который приехал во Францию в 1516 г. и прожил здесь до 1519 г. Великолепный Шамбор стал вершиной и образцом оригинального стиля, воплощенного в замках Луары.

 

В 30-х гг. ХVI в. король-меценат Франциск I решил расстаться с долиной Луары и перенести место пребывания двора в Париж - историческую столицу Франции и занялся перестройкой Лувра.

 

Фрагменты строительства. 1546. Париж.

 

В середине фасад решен в виде триумфальной арки и оформлен рельефами скульптора Гужона, который, очевидно, принимал участие в разработке и осуществлении всего архитектурного замысла.

 

Жан Гужон - (около 1510 - 1568) - наиболее значительный скульптор французского Возрождения.

 

"Фонтан нимф" или "Фонтан невинных" - самое известное и совершенное создание скульптора.

 

Станковая живопись во французском искусстве занимает не столь значительное место, только портрет. Среди живописцев самым выдающимся был Франсуа Клуэ, придворный художник при 4-х королях.

 

"Портрет Карла IХ".

 

Заключение

Возрождение было замечательной эпохой в развитии мировой культуры. В течение около трех столетий созданы величайшие художественные ценности, поражающие широтой содержания и глубиной мысли, полнотой чувства и совершенством исполнения.

 

Они пережили свое время, и пройдя через века, сохранили силу своего воздействия на зрителя.

 

Мышление человека освободилось от оков старой условности и обогатилось новыми гуманистическими идеями. Эти общечеловеческие в своей сущности идеи дали толчок к развитию своеобразных национальных культур, а разработанные ренессансными мастерами различные стили и методы определили дальнейшее развитие всей художественной культуры Нового времени.

 

Эпохе Возрождения мы отдаем всю меру восторга и удивления.

Date: 2015-07-24; view: 627; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию