Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В современном мире





Рабочая программа дисциплины (модуля)

 

КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки

Психология и социальная педагогика

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр психологии и социальной педагогики

 

 

Форма обучения

заочная

 

 

Составитель:

Н.П.Крохина,

доктор филологических наук,

доцент

Рецензент: Л.В.Ершова,

доктор пед.наук, профессор

 

Шуя 2014

1. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов поликультурного сознания, позволяющего толерантно взаимодействовать с представителями различных культур и ориентироваться в современных тенденциях межкультурного взаимодействия.

Задачи:

· рассмотреть феномен культуры и функции культуры, множественность теоретических подходов к анализу культуры;

· рассмотреть важнейшие типы культур, этнокультурные и конфессиональные различия в современном мире;

· выявить важнейшие закономерности современных социокультурных процессов;

· проанализировать принципы и типы взаимодействия культур;

· рассмотреть механизмы межкультурной коммуникации и проблемы национальной идентичности;

· выявить место Россия в диалоге культур.

2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина адресована студентам, обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» (бакалавриат) и входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1). Она связана с такими дисциплинами Основной образовательной программы как «История», «Философия», «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации». Статус дисциплины –б.

 

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

· владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

· владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

· готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

· способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

· готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

· способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9).

 

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

  • различные определения культуры и исторические типы культур;
  • различия между традиционной и современной культурой;
  • содержание понятий и категорий современной культурологической науки (культурогенез, динамика культуры, типология культуры, традиция, парадигма, ценность, информационная и коммуникативная культура, диалог, мультикультурализм, глобализация, идентичность и др.)

 

уметь:

  • критически воспринимать и интерпретировать тексты, представляющие теории и практики изучения современной культуры;

· толерантно взаимодействовать с представителями различных культур;

· ориентироваться в современных тенденциях межкультурного взаимодействия.

владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины;
  • навыками теоретического анализа межкультурного взаимодействия в современном мире.

Вклад дисциплины в формирование компетенций:

Наименование дисциплины, курс Проверяемые компетенции Способствует (вместе с другими дисциплинами) формированию и развитию компетенций
Культура и межкультур- ные взаимодействия в современном мире 2 семестр ОК - 8 ОПК - 9 ОК – 1,2,3,4 ОПК - 7

3. Структура и содержание дисциплины «Культура и межкультурные взаимо-

действия в современном мире»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. ОФО: 40 – аудиторная (20 – лекции, 20 – семинары), 32 – самостоятельная работа. ФПО – зачет.

ЗФО: 10 – аудиторная (8 л + 2 с), 62 – самостоятельная работа. ФПО – к/р, зачет.

Примерный тематический план для ЗФО

 

    № п/п       Раздел дисциплины, тема Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самост. Работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекционные занятия Семинарские, практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа  
  Феномен культуры. Функции культуры              
  Исторические типы культуры. Культура традиционная и современная. Культуры Востока и Запада              
  Принципы и типы взаимодействия культур              
  Межкультурные взаимодействия в современном глобальном мире              
  Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности              
  Русская культура в современном мире. Россия в диалоге культур             ТК 1– сем. ТК 2– к/р ФПО - зачет
  Всего:              

Содержание дисциплины


Тема 1. Феномен культуры. Функции культуры

Многозначность понятия культура. Просвещение, Ж.-Ж.Руссо и И.Гердер о культуре – классическое европейское представление о культуре. Важнейшие подходы к определению и пониманию культуры в XIX-ХХ вв.: аксиологический, этнологический и антропологический, деятельностный и социокультурный, символический, структурно-семиотический и информационно-семиотический.

Культура и цивилизация. Показатели цивилизованности, первичные и современные.

Функции культуры: креативная и адаптивная, гуманистическая, аксиологическая, функция социализации, нормативно-регулятивная, интегративная, реляксационная, ментально-историческая, символическая, семиотическая, информационная (трансляционная), коммуникативная, экзистенциальная, ноосферная.

Культурные ценности. Ценностная структура современного общества.

Культурные нормы: табу, ритуалы, традиции, привычки, обычаи, обряды, церемония, нравы, законы, общественное мнение, манеры. Этикет. Социокультурная регуляция в традиционном и современном обществе (манера, стиль, вкус, мода).

Н.А.Бердяев, Н.К.Рерих, Д.С.Лихачев о культуре, Э.Фромм о 5 экзистенциальных потребностях, которые реализует культура. Г.С.Померанц о 8 победах культуры.

Культура как система. Морфология культуры, её основные сферы: мировая, метакультуры, этническая и национальная, формы национальной культуры (духовная, социальная, технологическая), субкультуры.

 







Date: 2015-07-24; view: 466; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию