Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логический анализ текстов⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 57
Упражнение^ 3 приведенных текстах выделите тезис, аргументы, вид обоснова- я ния, укажите виды суждений, разберите их по составу. судебного шума, успокоить мой слух, утомленный злословием споров на форуме. Неужели ты думаешь, что может хватить у меня материма, когда ежедневно мне приходится здесь говорить по делам столь различным, если бы свой дух не воспитывал я на поэзии? Может ли выдержать ум столь напряженный труд, если бы он не нашел облегченья в занятиях этой наукой? Я, по крайней мере, открыто скажу про себя, что этим занятиям я искренно предан... За всю свою жизнь моя помощь в тяжелый момент или в трудном положении кому-либо из вас ни в деле гражданском, ни в уголовном не заставила ждать; не удержала меня ни жажда досуга, не отвлекли удовольствия, не заставил промедлить, наконец, даже сон. Поэтому кто же мне бросит слово упрека, кто справедливо решится меня уколоть, если все то время, какое иной изведет для собственных дел, для праздничных зрелищ, для других удовольствий, наконец просто для отдыха душою и телом, сколько иные истратят его на пиры без конца, на игру в кости иль мяч, - если это время я сам для себя употребляю для того, чтобы вернуться к занятиям дней моей юности? И это тем более мне должны вы позволить, что мой талант как оратора, каков бы он ни был, вырос из этих занятий, и в минуты опасности при судебных процессах он всегда приходил на помощь друзьям»1. 16.2. «По личному мнению подсудимого, все его действия носили отпечаток энергии человека, вступившего в новую деятельность одушевленным лучшими и самыми горячими желаниями искоренить беспорядки, накопившиеся в последние десятилетия. Иначе смотрит на эти действия Харьковская палата, усматривающая в них насилие и злоупотребление властью. Среднего пути между этими двумя взглядами нет, и, по изучению существа дела, я присоединяюсь не ко взгляду Протопопова, а ко взгляду палаты. Власть имеет сама в себе много привлекательного. Она дает облеченному ею сознание своей силы, она выделяет его из среды безвластных людей, она создает ему положение, с которым надо считаться. Для самолюбия заманчива возможность приказывать, решать, приводить в исполнение свою волю и, хотя бы в очень узкой сфере, карать и миловать; для суетного самомнения отраден вид сдержанной тревоги, плохо скрытого опасения, искательных и недоумевающих взоров... Поэтому люди, относящиеся серьезно к идее о власти, получая эту власть в свои руки, 16.1. «Ты спросишь, Граттий, меня, почему же так сильно я восхищаюсь этим поэтом? Потому, что дает он моей душе отдохнуть от 1 Марк Тулий Цицерон. Речь за поэта Архия // Римская литература в избранных переводах. М., 1939. С. 127—128.182 Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы 7.5. Ответы к чайнворду -33 логических термина. обращаются с ней осторожно, а вызванные на проявление ее в благородном смущении призывают себе на память не только свои права, но также свои обязанности и нравственные задачи. Но бывают и другие люди. Обольщенные прежде всего созерцанием себя во всеоружии отмежеванной им власти, они только о ней думают и заботятся - и возбуждаются от сознания своей относительной силы. Для них власть обращается в сладкий напиток, который быстро причиняет вредное для службы опьянение. Вино власти бросилось в голову и Протопопову»1. 16.3. «Палата не приняла во внимание объяснений Протопопова о своей молодости... И правильно сделала! По закону земским начальником можно быть с 25 лет, как и мировым судьею, судебным следователем и присяжным заседателем. Этот вопрос обеспечивает известный житейский опыт, вдумчивость и выдержку, необходимые для того, чтобы пользоваться властью, проявление которой отражается на судьбе других людей. Протопопов на пять лет - ему было в 1890 году 30 лет - ушел вперед от этого срока Когда же признает он себя зрелым человеком, считая 30-летний возраст еще таким, к которому применимо мерило, созданное жизнию для молодости, смотрящей на все неопытными, отуманенными легкомысленною радостью существования глазами? Не менее неосновательна и ссылка его на новизну дела и незнание, чем руководиться в своих действиях. Приступая к новому делу по собственному желанию, он должен был изучить закон, который считал себя призванным исполнять. Закон этот очень не велик. На подробнейшее изучение по нему своих прав и обязанностей достаточно одной недели. Да и содержание его в большей части ничего нового не представляет для того, кто выдержал экзамен из уголовного и гражданского судопроизводства и должен был знать, что такое Мировой Устав и Уложение о наказаниях. Характерные стороны народного быта тоже должны быть известны подсудимому. Он местный помещик, а следовательно, знаком с народом не из книжек. Не помешала же.новизна дела мировым посредникам первого призыва с честью исполнить свои обязанности2. 16.4. «...Буду говорить Только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. 1 Речь А. Ф. Кони,по делу В. Протопопова // Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. С. 171. 2 Там же. С. 185-186. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура»... Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука-Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего Съезда. Я думаю, это не надо пояснять. К сожалению, в отношении культуры действует еще «остаточный» принцип. Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Союза, где гуманитарной культуре отведено последнее место. Посмотрите справочник Академии наук. Места русской культуре в нем почти нет. О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов. О последних, кстати сказать, было хорошо написано в предпоследнем номере «Советской культуры». И так дело обстоит как в самых крупных библиотеках, так и в мелких, сельских. В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь - среднего и начального, где закладывается культура человека»'. 7.5. Ответы к чайнворду «33 логических термина» Аксиома. Алогизм. Альтернатива. Анализ. Аналогия. Антитезис. Аргумент. Гипотеза. Дефиниенс. Довод. Доказательство. Закон. Знак. Класс. Круг. Логика. Метод. Множество. Модус. Негатор. Оператор. Ответ. Полисиллогизм. Род. Связка. Синтез. Символ. Софизм. Субъект. Тезис. Теорема. Трилемма. Язык. 1 Лихачев Д. С. Выступление на Съезде народных депутатов СССР // Известия, 1989. 1 июня.
Содержание Предисловие................................... 3 Глава 1. ПОНЯТИЕ 1.1. Виды понятий................................ 4 1.2. Отношения между понятиями....................... 7 1.3. Обобщение и ограничение понятий.................... 13 1.4. Определение понятий............................ 15 1.5. Деление понятий.............................. 19 1.6. Операции с классами............................ 23 Глава 2. СУЖДЕНИЕ 2.1. Суждение и предложение......................... 27 2.2. Простые суждения............................. 28 2.3. Сложные суждения............................. 36 2.4. Модальность суждений........................... 43 Глава 3. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ (выводы из простых суждений) 3.1. Непосредственные умозаключения.................... 48 3.2. Простой категорический силлогизм.................... 58 3.3. Умозаключения из суждений с отношениями............... 64 Глава 4. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ (выводы из сложных суждений) 4.1. Чисто условное умозаключение...................... 68 4.2. Условно-категорическое умозаключение................. 72 4.3.' Разделительно-категорическое умозаключение............. 77 4.4. Условно-разделительное умозаключение................. 86 4.5. Сокращенный силлогизм (энтимема)................... 92 Глава 5. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 5.1. Виды индуктивных умозаключений.................... 94 5.2. Методы научной индукции......................... 103 Глава 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ 6.1. Структура аргументации. Формы обоснования тезиса.......... 108 6.2. Виды обоснования тезиса.......................... 122 6.3. Виды критики "................................ 136 6.4. Правилам ошибки в аргументации.................... 150 Глава 7. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 7.1. Основные принципы (законы) логики................... 162 7.2. Логика вопросов и ответов......................... 170 7.3. 33 логических термина (чайнворд)..................... 179 7.4. Логический анализ текстов......................... 180 7.5. Ответы к чайнворду «33 логических термина-.............. 183
Date: 2015-07-24; view: 495; Нарушение авторских прав |