Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к результатам освоения дисциплины





3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

- ОК-1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- ОК-2. Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

- ОК-6. Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- ОК-9. Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

 

3.2. В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные теории культуры, существующие в современной культурологии; особенности отдельных типов культуры в историко-географическом, философском социальном, религиозном, этико-эстетическом, психологическом аспектах.

Уметь: анализировать тексты культурологического содержания, определять принадлежность художественного произведения стилю, эпохе, стране.

Владеть: понятийным аппаратом культурологии как науки, навыками составления библиографии по темам курса, устных выступлений и презентаций, навыками анализа художественных произведений, представления собственных презентаций.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ учеб.недели Наименование лекционных тем (разделов) дисциплины и их содержание Часов
1. Тема 1. Культурология как наука Становление культурологического знания в XVIIIв. (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель). XIXв. – время исторического подхода к культуре (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, К.Ясперс, Э.Тайлор). Психоанализ о «культуре» (З.Фрейд, К.Г.Юнг). Символическая школа культурологии (Э.Кассирер). Развитие культурологии в ХХв. (К.Леви-Стросс, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, М.Вебер, П.Сорокин). Л.Уайт «Наука о культуре». Предмет культурологии. Структура культурологии: философия культуры, теория культуры, морфология культуры, история культуры, социология культуры, практическая культурология. Категории культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.    
2. Тема 2. Понятие и сущность культуры. Проблемы понимания культуры Понятие «культура». Многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представление о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы). Происхождение термина культура (Цицерон). Основные значения понятия культура. Культура как знаковая система и как текст (Ю.М.Лотман). Культура и цивилизация. Культурность и цивилизованность. Уровни культуры и культурности. Ценности культуры. Нормы и идеалы в культуре.  
3. Тема 3. Основные школы и концепции культурологии Философия Г.Гегеля как теория культуры. Философия культуры О.Шпенглера. Человек, творчество, культура в концепции Н.Бердяева. Символические формы культуры (Э.Кассирер). Концепция З.Фрейда о соотношении культуры и бессознательного в человеке. К.Г.Юнг: культура и коллективное бессознательное начало. «Вызов и Ответ» - движущие силы в развитии культуры в концепции А.Тойнби. Ценность как основополагающий принцип культуры (П.А.Сорокин). Трудовые концепции культуры. Культура как совокупность знаковых систем (К.Леви-Стросс, М.Фуко). Игровая концепция культуры (Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Е.Финк)    
4. Тема 4. Типология культуры Типологические характеристики культуры. Культура и культуры. Проблема типологии. Традиционная и инновационная культура. Семиотические типы культур (Ю.М.Лотман). Субкультура и культура. Массовая и немассовая культура. этническая, национальная и региональная типологизация культур. Историческая типологизация культур. Культурные эпохи: европоцентристсткий подход. Локальные социокультурные миры. Н.Я.Данилевский о многообразии культурно-исторических типов. О.Шпенглер об исторической типологии мировой культуры. А.Тойнби о локальных цивилизациях. П.А.Сорокин о типологии и динамике культуры. Исторические особенности русской культуры. «Восток-Запад». Христианско-православное начало культуры. Византийско-имперские амбиции и мессианское сознания.  
5. Тема 5. Сущность художественной культуры и её становление в первобытную эпоху История открытия первобытной художественной культуры Хронология и периодизация первобытной культуры. Происхождение и ранние формы культуры. Материальная культура палеотита и мезолита. Неолитическая революция, и ее значение для развития мировой цивилизации. Синкретизм первобытной культуры: нерасчлененность материальной, духовной и художественной сфер. Первобытное мышление. Биологические и социальные предпосылки возникновения нравственности. Ранние формы нравственности в первобытном обществе. Предпосылки возникновения религии. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, магия.    
6. Тема 6. Культура Древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия Неолитическая революция. Появление ранних цивилизаций. Возникновение городов, письменности и раннегосударственных институтов. Проблема восточной деспотии и "азиатского способа производства". Ирригационные системы и их социально-политическое значение. Формирование административного аппарата. Образование и роль писца в трансляции культуры. Сакрализация политической власти. Жречество. Культура древней Месопотамии. Древний Египет: формы культуры и социально-политическая структура.    
7. Тема 7. Индо-буддийский тип культуры Древняя Индия: периодизация культурных эпох. Мохенджо-Даро. Веды – древнейший письменный памятник человечества. Особенности ведийского мировоззрения. Варновая структура древнеиндийского общества. Буддизм: «Четыре благородные истины Будды». Великая срединная дорога – «восьмеричный путь». Представления о взаимоотношении человека и мира природы в рамках индийской культуры, отличие данных представлений от европейского видения места человека в мире и его отношения к природному царству. Традиции индийской культуры и судьбы индийского народа в современном мире.  
8. Тема 8. Китайско-конфуцианский тип культуры Особый тип культуры Китая. Роль этики и принципов государственного управления. Жизненные ценности китайской культуры, общепризнанные образцы для подражания. Роль ритуала в традиционной китайской культуре. Взаимоотношение ритуала и небесного мироустройства. Культ предков и прагматизм китайской культуры. Гармоничность мира природы. Единство противоположностей, Ян и Инь. Идея круговорота и циклического развития. Философско-религиозные системы Китая (даосизм, конфуцианство). Традиции китайской культуры.    
9. Тема 9. Античная культура как основа мировой художественной культуры Основные этапы: Греция, эллинизм, Рим. Уникальные черты античной культуры: агональность, эйдетичность, неопровержимая логика, массовость Миф как основа развития художественной культуры и искусства Древней Греции Антропоморфизм и космоцентризм. Представления о макрокосме и микрокосме. Учение о гармонии человека и мира. Идеалы гармонии в античной культуре. Понятие калокагатии. Человек античной культуры: гражданская свобода и идея судьбы (рока, фатума, фортуны). Индивидуализм и «космополитизм» эллинистического периода.    
10. Тема 10. Европейская культура Средневековья Культура средних веков как наследница и как антитеза античной культуры. Между античностью и средневековьем: возникновение христианства. Библия как памятник истории культуры. Причины и обстоятельства распространения христианства. Религиозная вера как наиболее фундаментальная характеристика культурной парадигмы средневековья. Идеи грехопадения, искупления и спасения – мировоззренческий горизонт средневекового человека. Место человека в средневековой картине мира. Художественная культура средневековой Европы: романский и готический стили в архитектуре, музыка и театр, литература и мир воображаемого. Искусство в системе средневековой культуры.      
11. Тема 11. Истоки Возрождения и его развитие в раннюю эпоху (XIII-XVвв.) Возрождение» - проблема культурного и исторического определения. Культура Ренессанса и поздние средние века. Сохранение базовых черт культурной парадигмы средневековья в фундаменте культуры Возрождения. Итальянский гуманизм: проблемы и люди (Studia humanitatis contra studia Divina). Человек в культуре Ренессанса – «рожденные под знаком Сатурна» («Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандоллы, «О героическом энтузиазме» Дж.Бруно). Творческий индивидуализм (титаны Возрождения).    
12. Тема 12. Западноевропейская картина как особый тип живописного изображения: истоки и этапы развития Истоки западноевропейской картины как особого типа живописного изображения. Икона и картина: специфика изображений. Характеристики материалов для живописных изображений (основы, краски). Техники живописных изображений (пастель, акварель, темпера, масло, энкаустика, фреска). Освобождение масляной техники от традиций темперы и фрески (Джорджоне, Тициан). ХIХв. – «старые» и «новые» мастера: отличия живописной техники. Развитие чувства краски. ХIХв. – время борьбы за краску и против неё. Формат и формы картины. Закономерности перспективного изображения пространства. Эффекты перспективы. Функциональность левой и правой половины живописного изображения.    
13. Тема 13. Северный Ренессанс и его мастера Северное Возрождение: гуманизм Эразма и протестантская этика М.Лютера. Изменение представлений об отношениях человека и Бога. Рационализация человеческой жизнедеятельности во всех ее аспектах. Влияние рационализации на развитие науки и капиталистических общественных отношений в странах Западной Европы. Становление новоевропейского научного сознания (экспериментального естествознания). Природа как объект познания и объект хозяйственного использования.  
14. Тема 14. Нововременная культура (европейское барокко и итальянская художественная культура XVIIв.) Основные направления развития художественной культуры ХVII века. Маньеризм, барокко, классицизм. Рационализм и эстетика классицизма. Художественная программа Н.Буало, разработка центральных категорий классицистического метода: разум, образец, вкус. Специфика барочного мировосприятия, особенности стиля. Эстетические принципы барокко Б.Грасиана: теория остроумия и творческой интуиции, антиномия натуры и культуры, понятие синдересиса. Ведущие жанры века: театр, опера, архитектура, живопись, инструментальная музыка. Садово-парковое искусство.    
15. Тема 15. Основные направления европейской художественной культуры XIXв. Социально-исторические особенности эпохи. Романтизм. Романтическое сознание. Стилистика романтизма и его творческий метод. Критический реализм и принцип типического. Творческий метод реализма. Эстетика импрессионизма. Творческий метод импрессионистов (К.Моне, К.Писсаро, О.Ренуар). Неоимпрессионизм (Ж.Сёра, П.Синьяк) и постимпрессионизм (П.Сезан, В.Ван Гог, П.Гоген).    
16. Тема 16. Европейская художественная культура конца XIX – XX вв.: от классики к эпохе нового мышления, поиск новых художественных форм. Современный модернизм, его основные характеристики. Критика модернизма. Функционализм в архитектуре. Модернистская литература. Театр: поиски нового. Модернизм в изобразительном искусстве (фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм). Постмодернизм и его особенности.    
17. Тема 17. Массовая культура: подходы, проблемы. Х.Ортега-и-Гассет о судьбе искусства и культуры в эпоху массового общества. М. Маклюэн и его работа «Галактика Гуттенберга». В. Беньямин о повторяемости и воспроизводимости культуры модерна. Критика современной культуры в книге Д. Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика Просвещения». Идея «одномерности» современного человека и культуры Г. Маркузе. Различия массовой и немассовой культуры.    
18. Тема 18. Современная мировая культура Роль европейской культурной традиции в мировой культуре. Рационализм европейской культуры и его истоки. Субъективизм европейской истории и его истоки. Отношение к миру представленному и миру исчисляемому. Бесконечность пространства, времени и познания. Экспансионизм европейской традиции. Основные черты современной мировой культуры. Вестернизация, европоцентризм мировой культурной традиции. Трансформация знания в информацию. Прагматическая направленность. Примат экономики и производства и техники. Жесткая специализация. Императив прогресса. Демократизация. Современная культурная ситуация как переходная эпоха. Основные тенденции культуры в эпоху глобализации. Тенденции культурной универсализации. Универсализация и партикуляризм. Формирование универсалистских тенденций в культуре Нового времени. Противостояние европоцентристской позиции универсализации. Модели культурной универсализации. Плюрализм постмодернистского искусства как форма универсализации. Универсальный человек. Глобализм как феномен современности. Единое глобальное коммуникативное пространство.    
всего   36ч.

 




5. СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

№ учеб. недели Наименование лабораторных работ, практических занятий № раздела Часов
  Культурология как наука    
  Адаптивные и деструктивные модели культуры    
  Знаковый механизм культуры    
  Типология культур    
  Мифология как система представлений о мире    
  Культура Китая    
  Античность как тип культуры    
  «Библия греков» - поэмы Гомера    
  Библия как памятник культуры    
  Древнерусская иконопись    
  Культура эпохи Возрождения 11-13  
  Нововременная культура    
  Русская культура ХIХ в.    
  Тема и образ Санкт-Петербурга в русской культуре    
  Новые художественные формы 2/2 XIX-XXвв.    
  Массовая культура    
  Современная западная культура    
  Итоговое занятие 1-18  
всего     36ч.

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Виды и содержание самостоятельной работы Кол-во ЗЕ /часов Формы и контроль Литература и дидактические материалы
Подготовка к семинарским занятиям 0,5/18 Доклады, ответы на вопросы к семинарам, участие в обсуждении, конспекты лекций тесты, проверочные работы Лекционный материал, рекомендуемые печатные и электронные публикации
Выполнение домашней письменной работы (ДПР) 0,5/18 доклад и обсуждение ДПР Рекомендуемые печатные издания, интернет-ресурсы
Подготовка к зачету 1/36 зачет Лекционный материал, рекомендуемая литература

 







Date: 2015-07-24; view: 386; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию