Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
- ОК-1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- ОК-2. Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- ОК-6. Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- ОК-9. Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
3.2. В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные теории культуры, существующие в современной культурологии; особенности отдельных типов культуры в историко-географическом, философском социальном, религиозном, этико-эстетическом, психологическом аспектах.
Уметь: анализировать тексты культурологического содержания, определять принадлежность художественного произведения стилю, эпохе, стране.
Владеть: понятийным аппаратом культурологии как науки, навыками составления библиографии по темам курса, устных выступлений и презентаций, навыками анализа художественных произведений, представления собственных презентаций.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ учеб.недели
| Наименование лекционных тем (разделов) дисциплины и их содержание
| Часов
| 1.
| Тема 1. Культурология как наука
Становление культурологического знания в XVIIIв. (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель). XIXв. – время исторического подхода к культуре (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, К.Ясперс, Э.Тайлор). Психоанализ о «культуре» (З.Фрейд, К.Г.Юнг). Символическая школа культурологии (Э.Кассирер). Развитие культурологии в ХХв. (К.Леви-Стросс, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, М.Вебер, П.Сорокин). Л.Уайт «Наука о культуре».
Предмет культурологии. Структура культурологии: философия культуры, теория культуры, морфология культуры, история культуры, социология культуры, практическая культурология. Категории культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.
|
| 2.
| Тема 2. Понятие и сущность культуры. Проблемы понимания культуры
Понятие «культура». Многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представление о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы). Происхождение термина культура (Цицерон). Основные значения понятия культура. Культура как знаковая система и как текст (Ю.М.Лотман). Культура и цивилизация. Культурность и цивилизованность. Уровни культуры и культурности. Ценности культуры. Нормы и идеалы в культуре.
|
| 3.
| Тема 3. Основные школы и концепции культурологии
Философия Г.Гегеля как теория культуры. Философия культуры О.Шпенглера. Человек, творчество, культура в концепции Н.Бердяева. Символические формы культуры (Э.Кассирер). Концепция З.Фрейда о соотношении культуры и бессознательного в человеке. К.Г.Юнг: культура и коллективное бессознательное начало. «Вызов и Ответ» - движущие силы в развитии культуры в концепции А.Тойнби. Ценность как основополагающий принцип культуры (П.А.Сорокин). Трудовые концепции культуры. Культура как совокупность знаковых систем (К.Леви-Стросс, М.Фуко). Игровая концепция культуры (Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Е.Финк)
|
| 4.
| Тема 4. Типология культуры
Типологические характеристики культуры. Культура и культуры. Проблема типологии. Традиционная и инновационная культура. Семиотические типы культур (Ю.М.Лотман). Субкультура и культура. Массовая и немассовая культура. этническая, национальная и региональная типологизация культур. Историческая типологизация культур. Культурные эпохи: европоцентристсткий подход. Локальные социокультурные миры. Н.Я.Данилевский о многообразии культурно-исторических типов. О.Шпенглер об исторической типологии мировой культуры. А.Тойнби о локальных цивилизациях. П.А.Сорокин о типологии и динамике культуры. Исторические особенности русской культуры. «Восток-Запад». Христианско-православное начало культуры. Византийско-имперские амбиции и мессианское сознания.
| | 5.
| Тема 5. Сущность художественной культуры и её становление в первобытную эпоху
История открытия первобытной художественной культуры Хронология и периодизация первобытной культуры. Происхождение и ранние формы культуры. Материальная культура палеотита и мезолита. Неолитическая революция, и ее значение для развития мировой цивилизации. Синкретизм первобытной культуры: нерасчлененность материальной, духовной и художественной сфер. Первобытное мышление. Биологические и социальные предпосылки возникновения нравственности. Ранние формы нравственности в первобытном обществе. Предпосылки возникновения религии. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, магия.
|
| 6.
| Тема 6. Культура Древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия
Неолитическая революция. Появление ранних цивилизаций. Возникновение городов, письменности и раннегосударственных институтов. Проблема восточной деспотии и "азиатского способа производства". Ирригационные системы и их социально-политическое значение. Формирование административного аппарата. Образование и роль писца в трансляции культуры. Сакрализация политической власти. Жречество. Культура древней Месопотамии. Древний Египет: формы культуры и социально-политическая структура.
|
| 7.
| Тема 7. Индо-буддийский тип культуры
Древняя Индия: периодизация культурных эпох. Мохенджо-Даро. Веды – древнейший письменный памятник человечества. Особенности ведийского мировоззрения. Варновая структура древнеиндийского общества. Буддизм: «Четыре благородные истины Будды». Великая срединная дорога – «восьмеричный путь». Представления о взаимоотношении человека и мира природы в рамках индийской культуры, отличие данных представлений от европейского видения места человека в мире и его отношения к природному царству. Традиции индийской культуры и судьбы индийского народа в современном мире.
|
| 8.
| Тема 8. Китайско-конфуцианский тип культуры
Особый тип культуры Китая. Роль этики и принципов государственного управления. Жизненные ценности китайской культуры, общепризнанные образцы для подражания. Роль ритуала в традиционной китайской культуре. Взаимоотношение ритуала и небесного мироустройства. Культ предков и прагматизм китайской культуры. Гармоничность мира природы. Единство противоположностей, Ян и Инь. Идея круговорота и циклического развития. Философско-религиозные системы Китая (даосизм, конфуцианство). Традиции китайской культуры.
|
| 9.
| Тема 9. Античная культура как основа мировой художественной культуры
Основные этапы: Греция, эллинизм, Рим. Уникальные черты античной культуры: агональность, эйдетичность, неопровержимая логика, массовость Миф как основа развития художественной культуры и искусства Древней Греции Антропоморфизм и космоцентризм. Представления о макрокосме и микрокосме. Учение о гармонии человека и мира. Идеалы гармонии в античной культуре. Понятие калокагатии. Человек античной культуры: гражданская свобода и идея судьбы (рока, фатума, фортуны). Индивидуализм и «космополитизм» эллинистического периода.
|
| 10.
| Тема 10. Европейская культура Средневековья
Культура средних веков как наследница и как антитеза античной культуры. Между античностью и средневековьем: возникновение христианства. Библия как памятник истории культуры. Причины и обстоятельства распространения христианства. Религиозная вера как наиболее фундаментальная характеристика культурной парадигмы средневековья. Идеи грехопадения, искупления и спасения – мировоззренческий горизонт средневекового человека. Место человека в средневековой картине мира.
Художественная культура средневековой Европы: романский и готический стили в архитектуре, музыка и театр, литература и мир воображаемого. Искусство в системе средневековой культуры.
|
| 11.
| Тема 11. Истоки Возрождения и его развитие в раннюю эпоху (XIII-XVвв.)
Возрождение» - проблема культурного и исторического определения. Культура Ренессанса и поздние средние века. Сохранение базовых черт культурной парадигмы средневековья в фундаменте культуры Возрождения. Итальянский гуманизм: проблемы и люди (Studia humanitatis contra studia Divina). Человек в культуре Ренессанса – «рожденные под знаком Сатурна» («Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандоллы, «О героическом энтузиазме» Дж.Бруно). Творческий индивидуализм (титаны Возрождения).
|
| 12.
| Тема 12. Западноевропейская картина как особый тип живописного изображения: истоки и этапы развития
Истоки западноевропейской картины как особого типа живописного изображения. Икона и картина: специфика изображений. Характеристики материалов для живописных изображений (основы, краски). Техники живописных изображений (пастель, акварель, темпера, масло, энкаустика, фреска). Освобождение масляной техники от традиций темперы и фрески (Джорджоне, Тициан). ХIХв. – «старые» и «новые» мастера: отличия живописной техники. Развитие чувства краски. ХIХв. – время борьбы за краску и против неё. Формат и формы картины. Закономерности перспективного изображения пространства. Эффекты перспективы. Функциональность левой и правой половины живописного изображения.
|
| 13.
| Тема 13. Северный Ренессанс и его мастера
Северное Возрождение: гуманизм Эразма и протестантская этика М.Лютера. Изменение представлений об отношениях человека и Бога. Рационализация человеческой жизнедеятельности во всех ее аспектах. Влияние рационализации на развитие науки и капиталистических общественных отношений в странах Западной Европы. Становление новоевропейского научного сознания (экспериментального естествознания). Природа как объект познания и объект хозяйственного использования.
| | 14.
| Тема 14. Нововременная культура (европейское барокко и итальянская художественная культура XVIIв.)
Основные направления развития художественной культуры ХVII века. Маньеризм, барокко, классицизм. Рационализм и эстетика классицизма. Художественная программа Н.Буало, разработка центральных категорий классицистического метода: разум, образец, вкус. Специфика барочного мировосприятия, особенности стиля. Эстетические принципы барокко Б.Грасиана: теория остроумия и творческой интуиции, антиномия натуры и культуры, понятие синдересиса. Ведущие жанры века: театр, опера, архитектура, живопись, инструментальная музыка. Садово-парковое искусство.
|
| 15.
| Тема 15. Основные направления европейской художественной культуры XIXв.
Социально-исторические особенности эпохи. Романтизм. Романтическое сознание. Стилистика романтизма и его творческий метод. Критический реализм и принцип типического. Творческий метод реализма. Эстетика импрессионизма. Творческий метод импрессионистов (К.Моне, К.Писсаро, О.Ренуар). Неоимпрессионизм (Ж.Сёра, П.Синьяк) и постимпрессионизм (П.Сезан, В.Ван Гог, П.Гоген).
|
| 16.
| Тема 16. Европейская художественная культура конца XIX – XX вв.: от классики к эпохе нового мышления, поиск новых художественных форм.
Современный модернизм, его основные характеристики. Критика модернизма. Функционализм в архитектуре. Модернистская литература. Театр: поиски нового. Модернизм в изобразительном искусстве (фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм). Постмодернизм и его особенности.
|
| 17.
| Тема 17. Массовая культура: подходы, проблемы.
Х.Ортега-и-Гассет о судьбе искусства и культуры в эпоху массового общества. М. Маклюэн и его работа «Галактика Гуттенберга». В. Беньямин о повторяемости и воспроизводимости культуры модерна. Критика современной культуры в книге Д. Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика Просвещения». Идея «одномерности» современного человека и культуры Г. Маркузе. Различия массовой и немассовой культуры.
|
| 18.
| Тема 18. Современная мировая культура
Роль европейской культурной традиции в мировой культуре. Рационализм европейской культуры и его истоки. Субъективизм европейской истории и его истоки. Отношение к миру представленному и миру исчисляемому. Бесконечность пространства, времени и познания. Экспансионизм европейской традиции. Основные черты современной мировой культуры. Вестернизация, европоцентризм мировой культурной традиции. Трансформация знания в информацию. Прагматическая направленность. Примат экономики и производства и техники. Жесткая специализация. Императив прогресса. Демократизация. Современная культурная ситуация как переходная эпоха. Основные тенденции культуры в эпоху глобализации. Тенденции культурной универсализации. Универсализация и партикуляризм. Формирование универсалистских тенденций в культуре Нового времени. Противостояние европоцентристской позиции универсализации. Модели культурной универсализации. Плюрализм постмодернистского искусства как форма универсализации. Универсальный человек. Глобализм как феномен современности. Единое глобальное коммуникативное пространство.
|
| всего
| | 36ч.
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
№ учеб.
недели
| Наименование лабораторных работ, практических занятий
| № раздела
| Часов
|
| Культурология как наука
|
|
|
| Адаптивные и деструктивные модели культуры
|
|
|
| Знаковый механизм культуры
|
|
|
| Типология культур
|
|
|
| Мифология как система представлений о мире
|
|
|
| Культура Китая
|
|
|
| Античность как тип культуры
|
|
|
| «Библия греков» - поэмы Гомера
|
|
|
| Библия как памятник культуры
|
|
|
| Древнерусская иконопись
|
|
|
| Культура эпохи Возрождения
| 11-13
|
|
| Нововременная культура
|
|
|
| Русская культура ХIХ в.
|
|
|
| Тема и образ Санкт-Петербурга в русской культуре
|
|
|
| Новые художественные формы 2/2 XIX-XXвв.
|
|
|
| Массовая культура
|
|
|
| Современная западная культура
|
|
|
| Итоговое занятие
| 1-18
|
| всего
|
|
| 36ч.
|
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Виды и содержание самостоятельной работы
| Кол-во
ЗЕ /часов
| Формы и контроль
| Литература и дидактические материалы
| Подготовка к семинарским занятиям
| 0,5/18
| Доклады, ответы на вопросы к семинарам, участие в обсуждении, конспекты лекций тесты,
проверочные работы
| Лекционный материал, рекомендуемые печатные и электронные публикации
| Выполнение домашней письменной работы (ДПР)
| 0,5/18
| доклад и обсуждение ДПР
| Рекомендуемые печатные издания, интернет-ресурсы
| Подготовка к зачету
| 1/36
| зачет
| Лекционный материал, рекомендуемая литература
|
Date: 2015-07-24; view: 386; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|