Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История ранних мормонов





Семена, принесшие позже плод в виде религии мормонов, проросли в голове Иосифа Смита-младшего, «пророка», который был больше известен жителям Пальмиры, Нью-Йорк, в 1816 году просто как Джо Смит.

 

Он родился в Шароне, Вермонт, 23 декабря 1805 года и был четвертым ребенком у Люси и Иосифа Смитов. Вхождение будущего пророка мормонов в мир ознаменовалось двумя историческими «ударами» по нему в виде его отца и обстоятельств.

 

Иосиф Смит-старший был мистиком, он провел большую часть жизни в поисках воображаемого сокровища, имея особое пристрастие к легендарным приключениям капитана Кидда. Кроме того, он иногда пускался в денежные махинации, что по меньшей мере однажды ввело его в конфликт с местными властями. Этот факт, разумеется, хорошо известен любому информированному человеку, изучающему мормонов, и всплыл он на свет в свидетельстве почетного судьи Дэниэла Вударда из суда в графстве Виндзор, Вермонт, бывшего соседа семьи Смитов. Судья Вудард позже засвидетельствовал в Historical Magazine за 1870 год, что Смит-старший явно охотился за сокровищами и «также вступил в сговор с неким Джеком Даунингом при подделке денег», но сумел избежать наказания.

 

Мать будущего пророка в той же степени, что и ее муж, стала продуктом своей эпохи и окружения, будучи крайне религиозной и верящей в самые банальные предрассудки. Люси Смит выпустила «авторизованную» книгу под заглавием «Биографические наброски Иосифа Смита и его предков во многих поколениях». Однако опубликованная церковью мормонов в Ливерпуле, Англия, книга подверглась гневному осуждению Брайема Янга, ближайшего соратника Смита, который по существу запретил ее, указав на «многочисленные ошибки разъяснив, что «если кто-то думает публиковать эти наброски, то и надо сначала тщательно проверить».

 

Не могло быть и речи, чтобы миссис Смит занималась подобной работой и вместо нее автором-призраком стала миссис Кори, которая прилежно записала все, что стало позже известно как «история Иосифа Смита, рассказанная его матерью». По ходу повествования мы будем касаться этой работы, а также личных воспоминаний Иосифа Смита-младшего. Сейчас же мы просто упомянем, что церковь мормонов и мать самого Смита имели разногласия в отношении семейной жизни пророка, его происхождения и религиозных привычек.

 

Сейчас я возвращаюсь к центральной фигуре, Иосифу Смиту-младшему. 1820 году суждено было стать годом призвания пророка на служение, поскольку именно тогда явилось чудесное видение, в котором Бог-Отец и Бог-Сын материализовались и обратились к молодому Смиту когда он усердно молился в лесу недалеко от дома. Пророк детально изложил случившееся в своей книге «Драгоценная жемчужина» (Иосиф Смит, История 1:1-25), где сообщил, что две эти «личности», не совсем одобрительно отозвавшись о христианской церкви, а по этой причине и обо всем мире, указали на необходимость возродить истинное христианство и якобы избрали его, Иосифа Смита-младшего в качестве провозвестника новой эпохи.

 

Интересно заметить, что видение не внесло в жизнь Иосифа Смита сколько-нибудь заметных изменений, поскольку он продолжил поиски кладов вместе с отцом и братом, которые поставили своей целью раскопать сокровища капитана Кидда, следуя указанию волшебных камней, магических жезлов или просто собственному желанию. *

 

* Волшебные камни - это, как предполагалось, чудодейственные камни, которые, если их положить в шляпу и прикрыть от света, изображают потерянные предметы или закопанные сокровища. А магические жезлы - это ветви, которые сами поворачиваются в направлении к золоту, воде и т.п.

 

История повествует, что семье Смитов так и не удалось достичь успеха в этой мучительной и кропотливой погоне за сокровищами, но многочисленные рвы в окрестностях Вермонта и Нью-Йорка неопровержимо свидетельствуют о беспорядочных попытках что-то выкопать.

 

В последующие годы «пророк» крайне сожалел об этих нелепых экспедициях своей молодости и даже письменно отрекся, что он когда-либо вообще раскапывал клады. Как-то сам Иосиф Смит сказал: «В октябре 1825 года я нанялся к одному старому джентльмену по имени Иосия Стоул, который жил в Ченанго, Нью-Йорк. Он прослышал что-то о серебряных копях испанцев в Хармони, графство Саскиханна, Пенсильвания. Перед тем как работать со мной, он уже пытался найти эти копи. Когда я переехал к нему, он включил меня в число своих рабочих, занятых поисками серебряных копей. Я работал примерно месяц, не добившись успеха, и в конце концов мы решили отказаться от попыток. Вот отсюда и появилась очень распространенная история о том, будто я занимался кладоискательством».

 

Этого, возможно, будет достаточно, чтобы объяснить полный провал пророка в поисках сокровищ тем людям, которые верны ему и несведущи в истории, но тем, кто знает факты, сразу же становится ясно, что Иосиф Смит безудержно играл с истиной, если не сказать чего хуже, ибо на деле часто оказывалось, что истины в его словах нет. Главный источник скептического отношения к изъяснениям пророка, однако, находится ни много ни мало, как в записях самой Люси Смит, его матери, которая излагает ход тех же событий следующим образом: «Стоул сам пришел к Иосифу, услышав, что тот может видеть скрытые для человеческого глаза вещи» (Linn, The Story of the Mormons, p. 16).

 

Другие свидетельства в дополнение к словам миссис Смит (то есть самым достоверным), несомненно доказывают, что пророк страдал манией «волшебных камней» и лично занимался раскопками, руководя бесчисленными экспедициями по поиску сокровищ, Иосиф провозгласил, будто сверхъестественные силы помогают ему в этих поисках.

 

Чтобы удалить всякое сомнение читателя касательно погони Смита за сокровищами и использования «волшебных камней», мы процитируем три самых достоверных источника, которые, на наш взгляд, рассеют любые сомнения в том, что Смита считали кладокопателем все, кто знал его лично. Следует также вспомнить, что Иосиф Смит-старший в интервью, опубликованном в Historical Magazine в мае 1870 года, ясно сказал, что пророк в молодости был энтузиастом волшебных камней, кладокопателем и, более того, что он предсказывал судьбу и находил потерянные предметы с помощью этих волшебных камней, используя их сверхъестественную силу. Свидетельство отца Иосифа о его довольно странной деятельности подкрепляется свидетельством преподобного доктора Джона Кларка, упомянувшего, что семья Смитов «тщательно изучила» все окрестности.

 

«Задолго до того, как в их сознание проникла идея о «золотой Библии», Джо обычно был зачинщиком в поисках зарытых в земле денег. Он клал в шляпу особый камень, который показывал ему, где надо копать» (Gleanings by the Way, 1842, р. 225).

 

Материалы судебного разбирательства от 20 марта 1826 года «Нью-Йорк против Иосифа Смита» указывают, что у Смита был «определенного вида камень, на который он время от времени смотрел, чтобы определить, где находятся закопанные в недрах земли сокровища... и несколько раз разыскивал мистера Стоула». Поэтому суд постановил, что подсудимый виновен в кладокопательстве.

 

Иосиф Смит-младший в 1820 году объявил о небесном видении, в котором он был назван пророком, помазанным Господом на служение в новой эпохе, но появление ангела Морония, сотрясшего постель Смита и положившего начало эпопее Джо с призрачными «золотыми листами», текст которых стал впоследствии Книгой Мормона, относится только к 1823 году.

 

В соответствии с рассказом самого Смита об этом экстраординарном откровении, которое записано в «Драгоценной жемчужине» (Иосиф Смит, История 1:29-54), ангел Мороний, прославленный сын некоего Мормона, человека, по имени которого названа известная книга, предстал перед кроватью Иосифа и трижды повторил свое откровение потрясенному охотнику за сокровищами. Смит нигде не писал о случившемся в течение нескольких лет, но даже этим не объяснить противоречия, которое он допустил в пересказе слов ангела. Это противоречие встречается главным образом в ранних изданиях «Драгоценной жемчужины», где бывший Мороний называется уже посланником, а еще позже Иосиф с равной степенью пророческой уверенности называет этого посланника Нефием, совершенно другим лицом из Книги Мормона! Это обидное несоответствие в системе «божественного откровения» позже было устранено кропотливыми переписчиками-мормонами, которые проявили великое усердие ради того, чтобы избавиться от всех исторических и фактических неточностей, труднообъяснимых в сочинениях Смита, Янга и других ранних мормонов. В современных же изданиях оба «откровения» сходятся на том, что называют Морония «небесным вестником», а сами мормоны не видят особой разницы в том, Нефий или Мороний дал Смиту откровение.

 

В 1827 году Смит провозгласил, что он нашел золотые листы, на которых, как он заявил, была записана Книга Мормона. Вскоре после этой исторической находки на холме Кумора около Пальмиры, Нью-Йорк, Смит начал переводить иероглифы «измененного египетского языка»,* на котором была написана эта книга, используя «Урим и Туммим», что-то типа чудодейственных очков, которыми предусмотрительный ангел Мороний снабдил новоявленного провидца Смита. Позже мы коснемся работы Смита по «переводу» этих листов и трудностей, с которыми столкнулись Мартин Харрис, его жена и профессор Чарльз Энтон, известный ученый. Сейчас же мы продолжим повествование о событиях, суть которых достаточно очевидна любому, кто сколько-нибудь хорошо знаком с качествами характера Иосифа Смита.

 

* Измененный египетский язык не существует, как утверждают все ведущие египтологи и филологи, к которым обращались с этим вопросом. Однако сами мормоны нисколько не сомневаются в его существовании.

 

Когда Иосиф был занят переводом листов (1827-1829), некий Оливер Каудери, странствующий школьный учитель, встретился со Смитом в доме его тестя (пустившего Иосифа в дом ради дочери) и принял религию пророка, став вскоре одним из «книжников», записывавших со слов Иосифа перевод с листов, хотя сам он никогда этих листов не видел. Со временем Смит и Оливер стали настоящими друзьями, а процесс «перевода» и духовное рвение достигли таких высот, что 15 мая 1829 года небеса уже не могли удержать свою радость и Петр, Иаков и Иоанн направили самого Иоанна Крестителя в неприметный штат Пенсильванию со срочным приказом помазать Джо и Оливера на «Аароново священство».

 

Это чудное событие описано в «Драгоценной жемчужине» (Иосиф Смит, История, 1:68- 73). Нетрудно догадаться, что потом Оливер крестил Джо, а Джо Оливера. Они благословили друг друга и предрекли события, которые «скоро грядут». Предусмотрительный Смит не стал распространяться о пророчествах, поскольку пророчества мормонов обычно не исполнялись в намеченное время, и, видимо, именно этим объясняется скрытность Смита в изложении деталей.

 

Из благословенного с тех пор штата Пенсильвания, который обрел бессмертие помазанием Смита на священство Аарона самим Иоанном Крестителем, Джо вернулся в дом Питера Витмера в Файетт, Нью-Йорк, где и оставался, пока не закончил «перевод» листов и Книга Мормона не была опубликована под охраной авторского права в 1830 году. Шестого апреля того же года пророк в компании своих братьев Хайрума и Самуила, Оливера Каудери, Дэвида и Питера Витмера-младшего официально зарегистрировал «новое религиозное общество» с названием «Церковь Христа» (позже переименованное в Церковь святых последних дней и в конце концов в Церковь Иисуса Христа святых последних дней). Вот так получил начало мормонизм, один из самых заразных культов Америки.

 

После этого «знаменательного» события «пророк» созвал 1 июня 1830 года конференцию, на которой присутствовало 30 человек. Там были намечены планы миссионерской деятельности и рукоположены новые старейшины, отправившиеся на служение к индейцам. В августе 1830 года в мормонизм был обращен активный проповедник Парли Пратт, а в сентябре Сидни Ригдон, очень сильный проповедник кэмпбеллитов из штата Огайо, «получил просветление» и обратил свою конгрегацию в религию Смита, что стало началом выхода мормонов за пределы штатов Нью-Йорк и Пенсильвания.

 

Сидни Ригдон и Парли Пратт, следует заметить, с самого момента их «обращения» были обречены на известность в иерархии мормонов, равно как Орсон Пратт, и именно их сочинения наряду с трудами Янга, Орсона Пратта, Чарльза Пенроуза и Джеймса Тэлмиджа по сей день используются мормонами как основополагающие. Роли Сидни Ригдона в судьбе мормонов мы коснемся позже, сейчас же я лишь замечу, что впоследствии его обвинили в отступничестве и отлучили от Церкви мормонов в основном за проповедь, прочитанную в 1833 году в графстве Джексон, Миссури. Читая проповедь, Ригдон в приступе зажигательного красноречия ополчился против жителей графства, по сути дав повод всему штату начать войну со «святыми», которые впоследствии перенесли жестокие гонения и были изгнаны из штата в ноябре 1833 года.

 

Разумеется, разжигание розни не особо способствовало возвышению Сидни среди его соратников по вере, а саму проповедь стали с горечью называть «соленой проповедью Сидни» за то, что в ее основу было положено то место у Матфея, где говорится о соли, потерявшей силу. Сокрушительная критика «пророка» Смита «изнутри» представляет собой великолепный образчик явных разногласий, о которых следует знать всем, кто склонен обожествлять сомнительные качества первого пророка мормонов.

 

Вскоре после общений в Файетт мормоны сделали своим центром Киртланд, Огайо, где за 6 лет их число достигло 16 тысяч. Именно из Киртланда Смит и Ригдон попытались сделать бросок в графство Джексон, Миссури. Для Иосифа и Сидни гонения были делом не новым, правда, здесь дошло до попытки вывалять их в дегте и перьях, наказания, казалось бы, давно канувшего в лету. В Миссури Смит купил участок в 63 акра, окрестив его «священной землей», и наметил точное место где, по его словам, будет в конце концов воздвигнут храм Сиона, земной престол царства Иисуса Христа. Любопытно заметить, что одно из незначительных ответвлений мормонизма сегодня владеет этой землей и заявляет, что однажды оно отказалось от предложения церкви в Юте выкупить это «святое место» за 5 млн. долларов.

 

В Киртланде появился первый кол Сиона, был выбран первый кворум двенадцати апостолов, руководимый Первым президентством из трех человек, во главе которого стоял президент Иосиф Смит. Основной же причиной переезда в Огайо была крайняя непопулярность Смита и его откровений среди хорошо знавших его людей, считавших его религию подделкой и не подававших надежды на «обращение». Смит, разумеется, заручился «откровением» Бога о том, что следует поменять место, где расположен центр церкви.

 

С 1831 по 1844 год «пророк», как он утверждает, получил более 135 прямых откровений от Бога, которые помогли строить Киртланд, а позже и столицу мормонов в Нову, Иллинойс. Печально известная практика многоженства Смита утвердилась в Киртланде и была подтверждена позже «божественным откровением». Иногда несведущие люди заявляют, что Смит не был многоженцем, но тогда им стоит познакомиться со знаменитой Верийской коллекцией в Публичной библиотеке Нью-Йорка, пухлые тома первоисточников которой утверждают об обратном, и написаны они были мормонами обоих полов, которые сами жили подобной жизнью и откровенно свидетельствовали о распутстве Смита и верхушки мормонской церкви. Постепенно, разумеется, полигамные отношения просочились во всю Церковь мормонов, так что правительству Соединенных Штатов пришлось пригрозить церкви полным лишением ее имущества и роспуском, чтобы пресечь широко укоренившуюся практику.

 

В 1890 году президент Вилфорд Вудрафф официально упразднил полигамию как практику Церкви мормонов, тем самым он как минимум принес в жертву религиозные убеждения мормонов ради их политического и экономического выживания, и этот факт все чаще становится предметом дискуссии среди современных мормонов.

 

Но факт остается фактом. В Киртланде, Нову, графство Джексон, мормоны использовали возможность обращать в религию Смита заблудших людей, до которых еще не докатились слухи о качествах пророка. В Нью-Йорке же Смиту давали самые непривлекательные характеристики, что отчасти было следствием знакомства с качествами его характера. Помрой Такер в своей классической работе «Возникновение, становление и развитие мормонизма» (Нью-Йорк, 1867) собрал ряд должным образом запротоколированных свидетельств соседей семьи Смита и особенно знакомых Иосифа Смита-младшего. По единодушной оценке свидетелей того времени, Иосиф Смит-младший был известен «привычкой к преувеличениям и неискренности... Вследствие экстравагантности его заявлений к его слову относились с тем меньшим Доверием, чем больше его знали. Он мог высказать самую очевидную выдумку или причудливый абсурд с самым серьезным выражением лица (с. 16).

 

Одно из наиболее интересных свидетельств о юности Иосифа-младшего было дано Е. Д. Хоу, его современником, проведшим грандиозные исследования в течение жизни Иосифа, которые не удалось доказательно оспорить ни одному историку мормонов. Сам Смит не осмеливался отвечать на доводы Хоу, хотя они и были ему известны, настолько была велика сила свидетельств современника.

 

Хоу предъявил документ, подписанный шестьюдесятью двумя жителями Пальмиры, Нью-Йорк, от которого не может отмахнуться ни один серьезный исследователь мормонов:

 

Мы, нижеподписавшиеся, были знакомы с семьей Смитов в течение ряда лет, когда они жили неподалеку, и мы без колебаний заявляем, что считаем их лишенными моральных качеств, которые могли бы вызвать к ним доверие общества. Они были особо знамениты своими иллюзорными проектами, много времени проводили за раскопками кладов, которые, по их мнению, были зарыты в земле, и по сей день рядом с их домом сохранились следы их постоянных занятий поисками спрятанных сокровищ. Иосиф Смит-старший и его сын Иосиф особенно отличались отсутствием моральных качеств и приверженностью к порочным привычкам.

 

Возможно, кто-то скажет, прочитав это, что нечестно выслушивать лишь одну сторону. Надо знать, что думают хорошо относящиеся к мормонам люди. Ответом служит любопытный факт, что не существует благорасположенных к мормонизму надежных свидетельств людей того времени, лично знакомых с семьей Смитов и Иосифом, а есть лишь премудрые летописцы мормонов, бросающие свой проницательный взор на события столетней давности и способные всерьез оспаривать свидетельства соседей, тестя Иосифа и многих расставшихся с мормонизмом лиц, знавших происходящее и запечатлевших факты, которые не опровергнуть историкам мормонов. По мере того как мормоны росли и процветали в Нову, Иллинойс, а их практика многоженства становилась известной в стане мормонов и за его пределами, возрастало недоверие к Пророку Смиту, особенно после того, как один из его бывших помощников, Джон Беннет, открыто рассказал о практике многоженства в Нову. Когда пророк (или «генерал», как он любил называться на этой ступени его карьеры) уже был не в состоянии терпеть все возрастающую критику и попытался применить силу против антимормоновского издания под названием «Обозреватель Нову», вмешался штат Иллинойс. «Пророка» и его брата Хайрума посадили в тюрьму в Картаге, Иллинойс, до суда над ними за разбой в редакции «Обозревателя», однако 27 июня 1844 года толпа из двухсот человек штурмом взяла тюрьму в Картаге и жестоко расправилась со Смитом и его братом Хайрумом, принудив явно не желающего того пророка преждевременно принять ореол мученика, тем самым обеспечив ему титул истинного «провидца» в анналах истории мормонов.

 

После убийства Иосифа Смита подавляющая часть мормонов перешла в ведение Брайема Янга, которому исполнилось тогда 43 года и который уже увел к тому времени мормонов в безопасное место подальше от разъяренных жителей Миссури.

 

В 1846 году Янг объявил, что «святые» оставят и Нову. В 1847 году. после мучительного перехода через пустыни Юго-Запада, Янг привел первую группу мормонов в долину Большого Соленого озера и возгласом «Вот здесь!» застолбил судьбу «святых». Они находились в месте, которое позднее стало штатом Юта.

 

Брайем Янг руководил Церковью мормонов более тридцати лет и по традиции, сохранившейся поныне, унаследовал предназначенную Богом мантию первого пророка. А вслед за ним каждый президент мормонов пользовался тем же авторитетом, что Иосиф Смит и Брайем Янг - по неизменной пророческой преемственности.

 

«Знамение с неба», которое заставило мормонов почувствовать себя собственниками долины Большого Соленого озера, было дано им в июне 1848 года, когда первый урожай мормонов был спасен от нашествия саранчи тучей налетевших чаек. Вот так, по учению мормонов, Бог явно засвидетельствовал Свое благоволение к Церкви святых последних дней.

 

Мы не будем рассматривать жизнь мормонов при Брайеме Янге во всех подробностях, чем заметно сократим данную книгу, а лишь заметим, что Смит дал движению начальный толчок, тогда как при Брайеме Янге оно набрало необходимую силу, чтобы считаться «приличной» религией. Сам по себе Янг был многогранной личностью, и понять богословие мормонизма нельзя, нe зная, какое огромное влияние оказали на него личность «пророка» Янга и его учение. Смит и Янг вкупе с последующими президентами сформировали современное богословие мормонов, но его нельзя должным образом усвоить, нe зная ничего о Брайеме Янге.

 

Янг был человеком неукротимой отваги, не лишенный хитрости, подверженный приступам жестокости, о которой историки мормоны умышленно не вспоминают. Одним из проявлений его рвения в желании подчинить себе Юту был приказ уничтожить более ста иммигрантов-немормонов, известный сейчас как позорное «убийство на горных лугах». По причинам, известным лишь ему, Янг поручил епископу Джону Ли в 1857 году уничтожить поезд с явно беспомощными переселенцами, что епископ Ли преданно сделал и за что двадцатью годами позже был взят под стражу, судим и казнен правительством Соединенных Штатов как за грязное проявление тоталитаризма.

 

В своей достойной внимания книге «Признания Джона Ли», остающейся бельмом на глазу в исторических построениях мормонов, Ли признал свою роль в этом злодеянии, но поклялся, что он действовал по приказу Брайема Янга. Свидетельства самого Ли и некоторых его помощников, причастных к массовому убийству, неопровержимо указывают на ведущую роль Янга. По мере изучения богословия мормонов мы увидим, что такое не противоречило характеру Янга. Он был законом в Юте, но, как говорит мудрое изречение, «власть развращает, а полная власть развращает полностью».

 

Сегодняшний мормонизм далек от многих принципов и установок его основателей. Но несомненно, он сохраняет верность их основным догмам, хотя, как в случае с многоженством, когда эти нормы приходили в конфликт с государственными нормами или политическими амбициями, «святые последних дней» мудро игнорировали (или, как они обычно говорят, «переосмысливали») указания двух первых пророков. История мормонов обширна и сложна. Это поистине лабиринт трудов, свидетельств, показаний под присягой, фотографий, слухов, мнений, и подлинная картина вырисовывается лишь после долгого анализа свидетельств современников. К рядовым мормонам нельзя относится без симпатии и внимания. Они по большей части искренни, щедры и усердны как в исповедании, так и в распространении своей веры. Можно только сожалеть, что они приняли за чистую монету тщательно отредактированную «историю» происхождения и развития мормонизма вместо того, чтобы обратить внимание на источники, которые не просто противоречат, а полностью опровергают ложь их исторической реконструкции. Надо надеяться, что знакомясь с тем, как разворачивалась драма вероучения мормонизма и какова его суть, читатель проследит эволюцию мормонизма и ошибочность евангелия от Иосифа Смита и Брайема Янга. История вынесла вердикт, осуждающий «благовествование» от мормонов, особенно то, авторами которого стали Смит и Янг. Существует обширнейшая документация, которую игнорирует большинство мормонов, но факты - вещь еще более упрямая, чем мормоны.

 

Date: 2015-07-24; view: 262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию