Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семантическое кодирование





Испытуемому дважды предъявляются 10 слов:

кресло, тарелка, заяц, пальто, яблоко, автобус, озеро, фиалка, рука, декабрь.

При каждом предъявлении с каждым из слов больной должен устно составить осмысленное и грамматически законченное предложение. Затем внимание больного на 2 минуты отвлекают (в это время можно выполнять другие нейропсихологические тесты), после чего исследуют припоминание слов. Если больной затрудняется вспомнить какое-то слово, ему дают подсказку. Например, такую: «Вы запоминали еще что-то из мебели». (Подсказки при воспроизведении – мебель, посуда, животное, одежда, фрукт, транспорт, водоем, цветы, часть тела, месяц.) В норме с подсказкой испытуемый должен припомнить не менее 5 слов. Выполнение этого теста мало зависит от возраста. Снижение результатов теста свидетельствует о первичных (не связанных с расстройством внимания) нарушениях памяти.

Оформление протокола.

 

1. Проведите исследование.

2. Сделайте заключение по результату исследования. Сохранность функции, связь с успешностью (не успешностью) обучения, особенности поведения, связь с профессией, сферой деятельности.

 

Запоминание ритмических структур

 

Исследование способности воспринимать, оценивать и воспроизводить ритмические структуры включает в себя несколько этапов.

На первом этапе испытуемому предлагается прослушать группы ритмических ударов в виде одиночных «пачек» по два или три удара (●● или ●●●), затем в виде серий таких же пачек (●● ●● ●● ●● или ●●● ●●● ●●● ●●●).

В более сложных пробах в ритмические группы вводятся акценты, образующие сложные акустические комплексы (●●●● или ●●●●● или ●●●●● или ●●●●●).

От испытуемого требуется сказать, сколько ударов включает каждая группа, а при последнем варианте указать, из каких (сильных и слабых) ударов она состоит.

С целью сенсибилизации пробы группы ударов могут предъявляться либо в быстром темпе (за 1–1,5 с), что затрудняет слуховой анализ, либо в медленном (с интервалом 1,5-2 с между отдельными ударами), что заставляет синтезировать звуковые следы. Для исключения просчитывания или артикуляторного анализа, опыт проводят при зажатом между зубами языке (А. Р. Лурия). Наибольшие трудности в такой пробе испытывают больные с поражением коры височных долей.

На втором этапе происходит переход к исследованию двигательного исполнения ритмических групп. По сравнению с пробами первого этапа, здесь прибавляется перешифровка воспринятой слуховой структуры на серию последовательных движений. Таким образом, конечное исполнение этой пробы может страдать как из-за дефектов слухового анализа, так и из-за дефектов двигательной организации акта. Для того чтобы устранить влияние первого из данных факторов, испытуемому предлагают исполнять ритмы не по акустическому образцу, а по словесной инструкции или по зрительной схеме. Поэтому исследование на данном этапе включает три серии проб.

Серия А. Воспроизведение ритмов по акустическому образцу.

1. ●● ●● ●● ●●;

2. ●●● ●●● ●●● ●●●;

3. ●● ●● ●● ●● ●●;

4. ●●●●● ●●●●● ●●●●● ●●●●●;

5. ●●●●● ●●●●● ●●●●● ●●●●●;

6. ● ●● ●● ●● ●●;

7. ●●● ●●● ●●● ●●●;

 

Серия Б. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции. 1) «Ударяйте по два раза»; 2) «Ударяйте по три раза»; 3) «Ударяйте по два раза»; 4) «Ударяйте по два раза сильно и три раза слабо»; 5) «Ударяйте три раза слабо и два раза сильно»; 6) «Ударяйте по два (три) раза».

Серия В. Удары производить в том же порядке, как в сериях А и Б, но каждый раз помогая себе речью, диктуя: «раз-два!» или «раз-два-три!» и т. д.

Больные с поражением височных отделов по акустическому образцу не выстукивают правильное количество раз, сливают отдельные «пачки» в один аморфный ряд или же ударяют хаотично, не выделяя отдельных, четко повторяющихся ритмических групп. В акцентированных ритмах ошибок еще больше. Но те же самые задания по вербальной инструкции, и особенно в сопровождении собственной речевой опоры, значительно облегчаются.

При поражении премоторной области автоматизации ритмических ударов не возникает, появляются лишние удары, ошибочность которых больной может осознавать, но не может затормозить. Резко деформируются акцентированные ритмы: элементы, входящие в их состав, начинают уподобляться по частоте и силе ударов. Например, ритм ●● ●●● начинает отстукиваться как ●● ●●● или ●● ●●. Введение вербальной инструкции в случаях подобной локализации очага поражения к улучшению выполнения пробы не приводит. Ритм, обозначенный в инструкции, быстро теряется, переключение с одного ритма на другой происходит с большим трудом.

Смена ритмической структуры в приведенных пробах позволяет выявить признаки патологической инертности нервных процессов. При лобном синдроме она может достигать такой степени, что даже переход от усвоенного, но более сложного ритма (например, с акцентами) к простому («по два») не осуществляется ни по вербальной инструкции, ни по акустическому образцу.

В другом варианте испытуемому с магнитофона последовательно предъявляются пары ритмических структур, которые необходимо сравнить между собой и оценить, одинаковые они или разные. В данном случае основная нагрузка ложится на слуховую ритмическую память.

Оформление протокола.

 

1. Проведите исследование.

2. Сделайте заключение по результату исследования. Сохранность функции, связь с успешностью (не успешностью) обучения, особенности поведения, связь с профессией, сферой деятельности.

Запоминание рядов цифр (сукцессивные функции)

Испытуемому последовательно зачитываются увеличивающиеся по длине числовые ряды – начиная с 3 цифр, после чего спустя 10-15с этот числовой ряд должен быть воспроизведен. Если испытуемый после 3 попыток не смог повторить очередной зачитываемый ряд, первая часть опыта прекращается и экспериментатор меняет инструкцию. Во второй половине опыта задание усложняется: от испытуемого требуется воспроизводить числовой ряд не в прямой, а в обратной последовательности.

Проведение этой методики требует соблюдения нескольких правил:

1. Цифры надо произносить предельно четко с интервалом в 1 с (в ритме стартового отсчета времени).

2. В период от окончания счета экспериментатором до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков.

3. Один и тот же ряд дважды не повторять нельзя.

4. Следует начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.

Первая часть задания преимущественно характеризует иконическую сукцессивную слухоречевую память, а вторая часть – состояние оперативной памяти. Кроме того, вторая часть задания во многом обусловлена эффективностью работы внимания.

Обычно количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при прямом счете является показателем объема кратковременной памяти. Количество цифр, правильно названных при обратном счете, – показатель концентрации внимания.

В качестве стимульного материала целесообразно использовать числовые ряды, предложенные в одном из субтестов батареи Дж. Векслера, по отношению к которым разработаны возрастные нормативы.

 

Прямой счет:     Обратный счет    
           
           
           
           
           
           
           

 

При работе с детьми числовые ряды должны начинаться не с 3, а с 2 цифр.

Возрастные нормативы '

Для детей 5–7 лет объем кратковременной памяти равен 3–5 единицам, показатель объема внимания – 2–4 единицам. Показатель кратковременного запоминания меньше 3 единиц при прямом и обратном счете обычно свидетельствует о наличии органического поражения мозга.

8–9лет– объем кратковременной памяти равен 3–6единицам (среднее значение – 4), внимания – 2–5 единицам (среднее значение – 3).

10–11 лет– объем кратковременной памяти равен 4–7единицам (среднее значение – 5), внимания – 3–6 единицам (среднее значение – 4).

12–14лет– объем кратковременной памяти равен 5–9единицам (среднее значение – 7), внимания – 3–7 единицам (среднее значение – 5).

Эффективность исполнения данной пробы связана с ресурсами слухо-речевой памяти, деятельность которой осуществляется в сукцессивном режиме и обеспечивается левовисочными участками коры.

Эксперимент с запоминанием рядов цифр может протекать и в модифицированном трехступенчатом режиме. Впервой серии от испытуемого воспроизводить ряд требуется сразу после зачтения, во второй – через 10–15 с, а в третьей указанная пауза заполняется отвлекающими вопросами или посторонними разговорами. Подобный прием позволяет отследить роль механизмов интерференции в стирании (затормаживании) образовавшихся следов побочными воздействиями. Это эффект особенно заметен при функциональном ослаблении зон мозга, включаемых в лимбическую систему.

При ранних правополушарных или двухсторонних органических поражениях головного мозга у детей в большей степени страдает воспроизведение цифр в обратном порядке, а при левополушарных – в прямом. На результаты выполнения этой пробы существенное влияние оказывает и расстройство активного внимания, определяемого функциональным состоянием глубоких структур мозга.

Оформление протокола.

 

1. Проведите исследование.

2. Сделайте заключение по результату исследования. Сохранность функции, связь с успешностью (не успешностью) обучения, особенности поведения, связь с профессией, сферой деятельности.

Запоминание бессмысленных слов (Г. Эббингауз)

Данная методика построена на том, что использование бессмысленных слогов позволяет избавиться от влияния понимания и осмысленных ассоциаций того, что запоминается. В качестве материала для запоминания выступают слоги-триграммы, в которых между двумя согласными расположена гласная, а сами слоги не являются словами и не вступают со слогами-соседями в отношения, которые можно было бы использовать в качестве основы для мнемотехнического приема.

Например:

мон, бут, дес, гот, cap, лег, куд, рин, лос, вер. киз, тун, кел, вог, ред, сур,

лар, тис, доф, жун; чал, тед, лып, сут, пон, кес, заф, дир, ноб, леб и т. д.

Технология использования бессмысленных слогов для изучения памяти может быть различной. В одних случаях целесообразно испытуемому, начиная с 2–3 слогов устно, четко их проговаривая, предлагать увеличивающиеся их ряды до первой ошибки воспроизведения. В других случаях сразу предъявляется ряд из 10 слогов, которые нужно безошибочно воспроизвести, а экспериментатор фиксирует количество правильно запомненных слогов независимо от порядка, в котором испытуемый их повторил.

Оформление протокола.

 

1. Проведите исследование.

2. Сделайте заключение по результату исследования. Сохранность функции, связь с успешностью (не успешностью) обучения, особенности поведения, связь с профессией, сферой деятельности.

Date: 2015-07-22; view: 1173; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию