Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка различных видов памяти





 

Запоминание зрительных образов

 

Данный методический прием включает в себя несколько вариантов проведения эксперимента, общим для которых является экспозиция перед испытуемым на 5–10 с нескольких комплектов изображений, различающихся по сложности восприятия. К числу таких изображений традиционно относятся геометрические фигуры или реалистические изображения, или контурные фигуры, не имеющие словесного эквивалента (см. материал к пробе «Узнавание полувербализуемых графических изображений»). Последние особенно трудны для запоминания, поскольку для них блокируется возможность использования мнемотехники.

Далее течение эксперимента и предшествующей ему инструкции может варьироваться. В одном случае фигуры после экспонирования убираются или закрываются, и перед испытуемым выкладывается другой, больший по составу комплект. В нем необходимо найти фигуры из первого комплекта. Такая процедура повторяется несколько раз.

В другом случае от испытуемого требуется нарисовать запомненные фигуры, причем качество рисунков в расчет не принимается, а предметом оценки является сам факт воспроизведения изображений.

В третьем случае опоры на повторно предъявляемые образы не предусматривается и испытуемый по прошествии 2–3 минут должен вербально воспроизвести запомненные образы.

В одной из версий данной пробы дается образец (4 абстрактных рисунка), который испытуемый должен скопировать на нелинованную бумагу.

Рис. Абстрактные фигуры для копирования по памяти

 

Затем образец убирается, а испытуемого просят вновь воспроизвести рисунки на чистом листе нелинованной бумаги по памяти. Процедуру повторяют трижды. Затем внимание испытуемого отвлекают (например, просят произвести ряд устных расчетов) и исследуют отсроченное воспроизведение тех же рисунков. В норме после третьего предъявления испытуемый должен по памяти правильно воспроизвести все рисунки, а после отвлечения внимания он может ошибиться не более чем в одном рисунке. Неправильно воспроизведенные рисунки не засчитываются.

В другом случае рисунок с фигурами (Рис 2.) после экспонирования убирается или закрываются, и перед испытуемым выкладывается другой, больший по составу фигур комплект. В нем необходимо найти фигуры из первого комплекта (в этом случае оценивается непосредственно зрительная память). Такая процедура повторяется несколько раз, причем уровень сложности и количество фигур может увеличиваться.

Рис 2. Абстрактные фигуры для Рис 2а. Абстрактные фигуры для проверки

запоминания зрительных образов. запоминания зрительных образов.

В третьем случае опоры на повторно предъявляемые образы не предусматривается и испытуемый по прошествии 2—3 минут должен вербально воспроизвести (назвать) запомненные образы. В этом случае предъявляться должны реалистические изображения:

 

Анализ. В ряде случаев дефекты зрительной памяти являются одним из ранних симптомов поражения затылочных зон мозга, к которому позднее присоединяются другие признаки зрительной агнозии.

 

Оформление протокола.

 

1. Проведите исследование.

2. Сделайте заключение по результату исследования. Сохранность функции, связь с успешностью (не успешностью) обучения, особенности поведения, связь с профессией, сферой деятельности.

 

 

Проба «Тройки»

Испытуемому предлагается повторить слова: «холод – рама – книга». Они должны предъявляться только 1 раз, максимально разборчиво, со скоростью примерно одно слово в секунду. Результаты повторения фиксируются.

Аналогично предъявляется вторая тройка слов: «гость– риск– дождь». Фиксируется повторение второй тройки. Затем предлагается вспомнить слова, которые были предложены для запоминания в первый раз. Ответ фиксируется. Повторно спрашивается: «А во второй раз?» – и ответ вновь фиксируется. Затем тройки слов аналогичным образом предъявляются второй и при необходимости третий раз. При втором и третьем предъявлении дается специальная команда запомнить слова («А теперь повторите и запомните»). Аналогично первому предъявлению фиксируют непосредственное повторение и припоминание для каждой из троек. После третьего предъявления в норме должны быть запомнены все слова. Затем внимание испытуемого отвлекается, например, можно попросить его последовательно вычитать из 20 по 3.

После выполнения отвлекающего задания пациента вновь просят припомнить слова, которые заучивались ранее. В норме после третьего предъявления пациент должен запомнить все 6 слов, а после отвлечения внимания может быть забыто не более одного слова. Если слово воспроизводится искаженно, его не засчитывают. В пожилом возрасте выполнение этого теста может несколько ухудшаться.

Проба на ассоциативную (смысловую) память

Испытуемому для запоминания Зачитываются 10 пар слов с легко устанавливаемыми смысловыми связями, затем повторяется первое слово каждой пары, а обследуемый должен назвать или записать в специальный бланк второе.

 

Стимульный материал:

 

яблоко– груша, гармонь– гитара, книга – тетрадь. утро– вечер, золото – серебро,

пальто – шапка, голубь – ворона, брат – сестра, река – море, автомобиль – троллейбус

 

дичь– выстрел, стол– обед, мост – река, рубль – копейка, лес – медведь,

дуб – желудь, шум – вода рой – пчела, гвоздь – доска. час – время,

 

Нормальным считается выполнение пробы после 2 повторений.

Оформление протокола.

 

1. Проведите исследование.

2. Сделайте заключение по результату исследования. Сохранность функции, связь с успешностью (не успешностью) обучения, особенности поведения, связь с профессией, сферой деятельности.

 

Date: 2015-07-22; view: 1897; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию