![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Эффекты и критерии вниманияЭффекты внимания- проявления внимания, способствующие или препятствующие нашей практической или познавательной деятельности. Эти эффекты могут быть положительными и отрицательными. Ланге выделял 3 эффекта внимания (по сути - положительные): 1. Усиливающий эффект - впечатления от объектов, на которые внимание обращено, делаются субъективно интенсивнее: ярче, громче и т.д. 2. Фиксирующий эффект - благодаря усилению впечатления объект внимания выделяется среди прочих и удерживается в течение некоторого времени в нашем сознании. 3. Аналитический эффект - благодаря усилению впечатления мы можем выделить в объекте внимания большее число подробностей и деталей. Отрицательные эффекты внимания: 1. Деавтоматизация - разрушение, прежде всего автоматизированной деятельности при обращении внимания на отдельные ее компоненты. 2. Эффект семантического пресыщения - если внимательно прочитать одно и тоже слово много раз подряд, то в конце концов оно потеряет для нас смысл. 3. Эффект возникновения медицинских симптомов 4. Сбой параллельно осуществляемых видов деятельности- внимания не может хватать на все. Эффекты внимания, прежде всего положительные, дают возможность выявить критерии внимания. Критерии внимания - это необходимые характеристики, признаки или правила, позволяющие установить, участвуют ли внимание в данном познавательном акте. Гиппенрейтер предложила делать выводы об участии внимания на основе его проявлений в сознании, в поведении и в продуктивной деятельности. Критерии внимания: 1.Феноменальные (или субъективные). То, что можно уловить из самонаблюдения, и непосредственно связано с нашим сознанием. a) Критерий ясности и отчетливости- при переживании яркости и отчетливость образа, представления, его содержание попадает в фокус внимания. b) Критерий ощущения смены содержаний сознания, связанного со сменой фокуса сознания с одного на другое - момент перехода с одного содержания на другое субъективно отражает, что у нас сменился фокус внимания. c) Критерий переживания усилия, интереса или чувства деятельности. 2. Поведенческие критерии - связаны с положением тела и тонусом мышц. 3. Продуктивные критерии - связаны с успешностью деятельности, которую осуществляет человек. a. Познавательный критерий- человек лучше понимает и воспринимает то, на что было обращено его внимание. b. Мнемический критерий- то, на что было обращено внимание, остается в памяти. c. Исполнительный – если человек лучше осуществляет действие и допускает меньше ошибок в его выполнении, то он внимателен к тому, что делает. При установлении участия внимания в том или ином познавательном или практическом действии эти критерии должны применяться в совокупности.
|