Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Тема 1. Личностные опросники





Тема 1. Личностные опросники

Цель: изучение методов исследования и диагностики черт личности.

Основные понятия: черта личности, личностные тесты, личностные опросники.

Установка к занятиям [ 36, 44, 3, 14, 26, 27, 45 ].

 

Проблема исследования личности очень сложна. Исследователь сталкивается с множеством различных теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обуславливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов.

В большинстве психодиагностических методов человек предстаёт в виде набора параметров, который принято называть профилем личности. Каждый показатель из профиля обычно называется чертой.

Черта личности – «это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции» [36, С. 159].

По происхождению и сфере приложения различают следующие классы черт: конституциональные, индивидные, личностные [36].

Методики, с которыми работают психологи, измеряют черты, складывающиеся под влиянием всех трёх подсистем. Это влияние для каждой конкретной черты структурировано по-разному, представлено в разных пропорциях.

Теоретическая релевантность системы шкал должна определяться теоретической моделью или исторически сложившимися в данный момент в данной культурной популяции «опорными» (популярными) измерениями, которые выделяются и обосновываются эмпирически на уровне обобщений обыденного сознания. В конституциональной подсистеме предпочтение системы черт основывается на базе нейрофизиологических теорий.

Для социально-обусловленных черт выбор системы шкал определяется на основе какой – либо теории (например, теория акцентуаций К. Леонгарда) или может быть выбрана и эмпирически (например, опросник Р. Кеттелл).

Для третьей подсистемы подходят только индивидуально ориентированные экспериментальные методы. У каждого человека своя система субъективных параметров, которые он использует для оценки и предсказания своего поведения и поведения других людей, для оценки объектов и отношений. Для предсказания поведения конкретных людей в конкретных ситуациях, необходимо иметь возможность реконструировать их собственные системы рефлексивно-ситуативных черт (конструктов). Эти факторы играют доминирующую роль в предсказании оценок и отношений, самооценок и поведения людей в конкретной ситуации.

 

Психодиагностика личности осуществляется с помощью различных личностных тестов.

«Личностные тесты – методики для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида, а также характеристик мнений, установок, интересов и ценностей» [14, С.21].

Существуют следующие виды личностных тестов[14]:

1) личностные опросники (класс методов – стандартизированные самоотчеты);

2) опросники интересов, мнений, установок и ценностей (класс методов – стандартизированные самоотчеты);

3) проективные методики (класс – методов – проективные техники);

4) репертуарные решетки (класс методов – идеографические техники).

Число имеющихся личностных тестов приближается к нескольким сотням. Наиболее многочисленными являются личностные опросники и проективные методики.

«Личностные опросники – совокупность методических средств для изучения и оценки различных свойств и проявлений личности» [14, С.22]. Личностные опросники предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит направленность и частота ответов на пункты опросника [3, с.122.].

Классификация по диагностической направленности [44]:

· Опросники черт личности (например, опросники Р.Кеттелла);

· Опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка);

· Опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);

· Опросники интересов (например, опросник Г. Кюдера);

· Опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);

· Опросники установок (например, опросник Л. Терстоуна).

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования:

· Опросники факторные (при создании используется факторный анализ);

· Опросники эмпирические (создаются на основе критериально - ключевого принципа.Это принцип конструирования тестов на основе эмпирического обнаружения некоторых психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных).

Наряду с одномерными личностными опросниками, диагностирующими какую-либо одну характеристику, существуют многомерные опросники, дающие информацию о целом ряде различных характеристик личности.

Вопросы в них группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы получили название шкал. Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графиков.

 

Достоинства и недостатки личностных опросников.

Достоинства Недостатки
Простота применения Зависимость проявления черты от определенных условий
Легкость обработки Изменчивость ответов при повторном тестировании
Наглядность представления результатов Существование риска субъективных искажений, возможности фальсификации ответов. Влияние факторов, имеющих установочную природу. Влияние различий в понимании вопросов обследуемыми

Факторы, искажающие достоверность ответов, имеют установочную природу. Например:

- Тенденция к выбору «социально-положительного» ответа. (Появление таких ответов обусловлено неосознанным желанием выглядеть не хуже других).

- Установка на «крайние» ответы при использовании многоэлементной рейтинговой шкалы.

- Установка на необычные ответы.

Эти установки стали рассматриваться как индикаторы личностных особенностей.

Краткая характеристика основных личностных опросников.
Название Аннотация
Психодиагностика конституциональных диспозиций  
Тест-опросник Стреляу (Ян Стреляу – польский психолог) Существующие формы (модификации) – нет Теоретическое основание – дифференциально – психофизиологическая концепция И.П. Павлова – Б.М. Теплова Предмет диагностики – основные характеристики типа ВНД Шкалы – 3: уровень процессов возбуждения (и сила по возбуждению); уровень процессов торможения; уровень подвижности Процедура обработки: 1) получение сырого балла непосредственно после диагностики 2) сравнение сырого балла со статистическим нормативом Количество вопросов (заданий) – 134 Есть риск субъективных искажений. Генетически заданная конституция преломляется приобретёнными чертами эмоционально-волевой регуляции. Неадекватная самооценка может оказывать искажающее влияние на тестовый балл.
Тест-опросник Айзенка Существующие формы (модификации) – А, В (адаптированные) и С. А.Г. Шмелёв занимался адаптацией теста в России. Теоретическое основание – соединение теорий И.П. Павлова и К.Юнга Предмет диагностики – основные параметры индивидуальности Шкалы – 3: экстраверсия – интроверсия; нейротизм – эмоциональная стабильность; ложь Процедура обработки: 1) получение сырого балла непосредственно после диагностики 2) сравнение сырого балла со статистическим нормативом Количество вопросов (заданий) – 57
Психодиагностика социально обусловленных диспозиций (характер)  
Тест-опросник Кеттелла 16PF Существующие формы (модификации) – А, В (предназначены для более детального изучения личности, для лиц с более высоким уровнем образования и культуры) и С Теоретическое основание – многофакторные теории личности Предмет диагностики – черты личности Шкалы (16): аффектотимия – сизотимия; интеллект, сила – слабость “Я”; доминантность – конформность; сургенсия – десургенсия; сила – слабость “сверх-Я”; пармия – тректия; премсия – харрия; протенсия – алаксия; аутия – праксерния; искусственность – безыскусственность; гипотимия – гипертимия; радикализм – консерватизм; самодостаточность – социабельность; контроль желаний – импульсивность; фрустрированность – нефрустрированность. Имеют место значимые статистические корреляции между этими факторами, т. е. они не являются статистически независимыми. 4 вторичных фактора. Процедура обработки: 1) получение сырых баллов 2) перевод сырых баллов в стены 3) сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий): в формах А и В – 187, в форме С – 105
MMPI Методика многостороннего исследования личности Существующие формы (модификации) – ММИЛ (модификации Ф.Б. Березина), СМИЛ (модификация Л.Н. Собчик); Минимульт (Зайцев В.П.) Теоретическое основание – является реализацией типологического подхода к изучению личности Воздействует на испытуемого по типу «экспертизы психических нарушений» Предмет диагностики – профиль личности Шкалы клинические (10): ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность-женственность, параноидность, психастения, шизоидность, гипомания, социальная интраверсия Шкалы контрольные: ложь, аггравация, самооценка (лжи, достоверности, коррекции) Процедура обработки: 1) ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл 2) балльные оценки переводятся в стандартные 3) строится “профиль личности” Количество вопросов: MMPI – 550, ММИЛ – 377, СМИЛ – 566
Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО) Иванов Н.Я., 1976, 1981 Существующие формы (модификации) – нет Теоретическое основание – теория акцентуированных типов К. Леонгарда, теория личности как системы отношений В.Н. Мясищева Предмет диагностики – типы акцентуации черт характера Шкалы (11) соответствуют эмпирически выделенным типам акцентуации характера: гипертимному, циклоидному, эмоционально-лабильному, астено-невротическому, сенситивному, психастеническому, шизоидному, эпилептоидному, истероидному, неустойчивому, конформному Процедура обработки: 1) подсчет балов в соответствии с ключом 2) полученные результаты оцениваются по двум основным шкалам оценок: объективной и субъективной оценок 3) рассчитываются предусмотренные в шкале объективной оценки дополнительные показатели (диссимуляции и откровенности), позволяющие оценить откровенность результатов Количество вопросов (заданий) – 25
Опросник акцентуированных черт личности Шмишека (ОАЧЛ) Существующие формы (модификации) – нет Теоретическое основание – типология акцентуаций К. Леонгарда Предмет диагностики – типы акцентуаций Шкалы (10) соответствуют типам акцентуаций: гипертимическому, тревожному, дистимическому, педантичному, возбудимому, эмотивному, застревающему, демонстративному, циклотимическому, экзальтированному Процедура обработки: 1) получение сырого балла непосредственно после диагностики; 2) сравнение сырого балла со статистическим нормативом 3) построение “профиля личностной акцентуации” Количество вопросов (заданий) – 88
Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского (ПДТ) (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., 1985) Существующие формы (модификации) – нет Теоретическое основание – интерпретация шкал связана со структурными моделями личности Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева Предмет диагностики – черты личности Шкалы – 10 шкал первого уровня: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, расторможенность, общая активность, робость, общительность, эстетическая впечатлительность, женственность; 4 шкалы второго уровня: психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сенситивность Процедура обработки: 1) получение сырых баллов 2) перевод сырых баллов в стены 3) сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий) – 174
Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности  
Семантический дифференциал Осгуда Теоретическое основание – ситуационная актуализация личностных конструктов, учет оценочного компонента Предмет диагностики – эмоциональное отношение личности к объектам, субъективно-личностный смысл и т.д. Для определения минимального количества измерений (шкал) семантического пространства объекта используется факторный анализ, обычно выделяют 7–8 факторов, соответствующих основным измерениям семантического пространства Процедура обработки – анализ профилей, построение так называемого семантического пространства: 1) определить удаленность точки семантического пространства от нейтральной позиции шкалы (качественная характеристики, поляризация признака) 2) определить удаленность от начала координат (количественная характеристика, интенсивность) 3) количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия (стимула) Суть методики: исследуемый объект (стимул) в качестве которого может выступить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще всего выраженными прилагательными). Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как непрерывныйконтиниум градаций выраженности значений, переходящий от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака Количество вопросов (заданий) – в зависимости от выделенных факторов
Техника репертуарных решеток Келли Теоретическое основание – изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый–черный и т.д.) Конструкт – это “личностное образование”, это истолкование, которое накладывается на реальность, Информативны прежде всего сами названия этих конструктов и их смысл Шкалы и количество вопросов (заданий) – в зависимости от целей обследования (исследования) Процедура обработки: 1) выявить объекты и конструкты 2) провести оценивание выявленных объектов по соответствующим конструктам 3) создать матрицы оценок, обработать их с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен. Особое внимание следует обратить на то, что целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, не похожих на групповые конструктов

 

 

Тема 2. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16PF)

Цель: Создать условия для изучения методики исследования и диагностики черт личности.

Установка к занятиям [4, 14].

Date: 2015-07-22; view: 6758; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию