Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индивидуальный и коллективный субъект
Субъект выступает перед нами прежде всего как носитель интенции. Субъект есть носитель желания, стремления или интереса (и в политическом, и в экономическом смысле). Субъект целостен. От него ожидается последовательность поведения, и во взаимодействии с другими он обладает памятью, т.е. воспроизводит себя в прошлом и обеспечивает преемственность действия между прошлым, настоящим и будущим. Предполагается также, что он непротиворечив и не утверждает в один и тот же момент взаимоисключающие вещи. Несмотря на то что практика имеет дело с массовыми нарушениями этого положения, они рассматриваются как исключения или отклонения от правила. Сам же принцип целостности под сомнение не ставится. Субъект рефлексивен, способен к самопониманию. Он осознает себя в деятельности, а еще точнее – в деятельности применительно к ситуации, а также ситуации в более широком контексте, чем тот, который первично инициировал активность. Вопрос, который субъект задает себе, скорее звучит не «Кто я?», а «Где я?» и «Что и зачем я делаю?» Субъект обладает знанием о мире. Человек, не обладающий знанием о ситуации, в которой он действует, не является применительно к ней субъектом. Он обладает субъектностью лишь в рамках тех процессов, для которых у него есть хоть какая-нибудь модель, позволяющая ему предвидеть их течение, понимать внутренние связи и хотя бы пытаться влиять на их протекание. Со знанием связана ответственность, также характеризующая состояние субъектности. Ответственность основана на знании о возможных последствиях своих действий, понимании причинной связи между ними и будущей ситуацией и состоит в готовности человека действовать в данных ему и осознанных им условиях. Важнейшей характеристикой субъекта становится ресурсность, раскрывающаяся как способность действовать и изменять мир в данных социальных условиях. Ресурсность индивидуального субъекта описывается в терминах различных видов капитала: социального, человеческого, культурного. К необходимой характеристике субъекта следует отнести и коммуникативность – особую позицию субъекта относительно социальности. Она основана на постоянном обращении человека к остальным людям и культуре. «Сама основа жизни людей – постоянно переживаемая ими духовнопрактическая их общность, их прямая объективно-субъективная зависимость друг от друга» Коммуникативность основана на развитии понимания другого как такого же, как и сам субъект и ведет к пониманию человеком принципиальной необходимости обмена смыслами и установления кооперации с другими людьми. Понятие «коллективный субъект» употребляется в современной социальной психологии в нескольких значениях. Во-первых, термин, акцентирующий гносеологическое противопоставление субъекта и объекта, употребляется в основном в психологии управления: «коллектив как субъект и объект управления». Во-вторых, противопоставление индивидуальному субъекту или субъекту вообще характерно для социально-психологических исследований совместной деятельности и для исследований в области психологии труда; здесь коллективный субъект имеет и гносеологический и онтологический смысл. В-третьих, указание на определенное качество коллектива (группы), свойство быть субъектом, которое в разной степени характеризует коллективы. Основные свойства коллективного субъекта, раскрываемые через характеристики и требования совместной деятельности (по А.Л. Журавлеву): 1. Целенаправленность – соотношение индивидуальных и групповых целей: соответствие, взаимное дополнение, расхождение, противоречие. 2. Мотивированность – активное, заинтересованное выполнение совместной деятельности, напряженность работы, сходства – различия в направленности участников деятельности, направленность на участие в конкретной группе, включенность участников в деятельность. 3. Структурированность – характер распределения функций в совместной деятельности: строгость, четкость, наличие дублирования, частичное наложение, страхование. 4. Интегрированность (объединенность) – взаимосвязанность участников, их зависимость друг от друга, плотность функциональных связей. 5. Согласованность (координированность) – последовательность выполнения деятельности, ритмичность, соответствие индивидуальных деятельностей друг другу, наличие связанности между этапами работы, дисциплина деятельности. 6. Организованность и управляемость (регулируемость) – следование управляемым воздействиям, содействие управлению, противодействие ему, уклонение от управляющих воздействий, самоуправление. 7. Продуктивность (результативность) – показатели конечных результатов (количественные и качественные). 8. Условия (пространственные и временные) совместной деятельности группы – расположение рабочих мест участников деятельности и территории (зоны работы), распределение во времени выполняемых индивидуальных деятельностей. Date: 2015-07-24; view: 1052; Нарушение авторских прав |