Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие «общение», «коммуникация», «речевая деятельность»
Изучая коммуникацию, приходится оперировать понятиями «общение», «коммуникация» и «речевая деятельность», которые иногда взаимозаменяются, а слова, выражающие эти понятия, зачастую употребляются как синонимы, особенно «общение» и «коммуникация». Слово «общение» часто используется не в строго терминологическом смысле и обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональным переживанием собеседников. Социологи рассматривают общение прежде всего как социально обусловленный вид деятельности людей, лингвисты – как актуализацию коммуникативной функции языка в разнообразных речевых ситуациях. В качестве научного термина «общение» используется в психологии и обозначает процесс установления и развития контактов между людьми в условиях совместной деятельности с целью обмена информацией. Термин «коммуникация» (лат. communicatio «делаю общим, связываю») появляется в научной литературе в начале XX века. В настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации – понимается как: а) Средство связи любых объектов материального и духовного мира, б) Общение – передача информации от человека к человеку, в) Передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него. Для социокоммуникации важны все три толкования термина: первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, которые различны по своей природе, структуре, функции и эффективности; второе связано с проблемами межличностной коммуникации; третье – с проблемами массовой коммуникации. Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей – именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения. Термин «речевая деятельность» понимается также неоднозначно. В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой. Это – «языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания». Выделяются такие виды речевой деятельности, как говорение, аудирование (слушание), чтение и письмо. Понимание речевой деятельности используется и в методике преподавания (иностранного) языка. Понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения и связь с социоречевым поведением коммуникантов. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком), что объясняется использованием их в смежных науках или в различных аспектах одной научной дисциплины, когда на первый план выдвигаются те или иные признаки этих сложных понятий. Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных). Речевая деятельность – система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе. Коммуникация – это целенаправленное общение, реализуемое в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности. Анализ текстов – совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации. Традиционный анализ документов представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от: содержания, направленности самого документа; условий, целей и задач проводимого исследования; научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя. При всей важности и значимости такой вид аналитической деятельности неотделим от личности исследователя, несет в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа. Контент-анализ – формализованный качественный метод, цель которого снизить уровень субъективизма исследователя по сравнению с традиционными методами (различные виды опросов, наблюдение, эксперимент). Процедура контента – подсчет частоты (или объема) упоминаний тех или иных смысловых процедур анализируемого текста – сводится к двум операциям: 1) Формулировка ключевых понятий на основе конкретного текста, 2) Фиксирование частоты упоминания и объема этих понятий. На основании собранных данных количественные показатели подвергаются обработке. Date: 2015-07-24; view: 6479; Нарушение авторских прав |