Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «общение», «коммуникация», «речевая деятельность»





Изучая коммуникацию, приходится оперировать понятиями «общение», «коммуникация» и «речевая деятельность», которые иногда взаимозаменяются, а слова, выражающие эти понятия, зачастую употребляются как синонимы, особенно «общение» и «коммуникация».

Слово «общение» часто используется не в строго терминологическом смысле и обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональным переживанием собеседников.

Социологи рассматривают общение прежде всего как социально обусловленный вид деятельности людей, лингвисты – как актуализацию коммуникативной функции языка в разнообразных речевых ситуациях.

В качестве научного термина «общение» используется в психологии и обозначает процесс установления и развития контактов между людьми в условиях совместной деятельности с целью обмена информацией.

Термин «коммуникация» (лат. communicatio «делаю общим, связываю») появляется в научной литературе в начале XX века.

В настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации – понимается как:

а) Средство связи любых объектов материального и духовного мира,

б) Общение – передача информации от человека к человеку,

в) Передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Для социокоммуникации важны все три толкования термина: первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, которые различны по своей природе, структуре, функции и эффективности; второе связано с проблемами межличностной

коммуникации; третье – с проблемами массовой коммуникации.

Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия.

Этот механизм заложен в речевой деятельности людей – именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения.

Термин «речевая деятельность» понимается также неоднозначно. В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой.

Это – «языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания». Выделяются такие виды речевой деятельности, как говорение, аудирование (слушание), чтение и письмо.

Понимание речевой деятельности используется и в методике преподавания (иностранного) языка.

Понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки.

Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения и связь с социоречевым поведением коммуникантов.

Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком), что объясняется использованием их в смежных науках или в различных аспектах одной научной дисциплины, когда на первый план выдвигаются те или иные признаки этих сложных понятий.

Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных).

Речевая деятельность – система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе.

Коммуникация – это целенаправленное общение, реализуемое в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности.

Анализ текстов – совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации.

Традиционный анализ документов представляет собой

самостоятельный, творческий процесс, который зависит от: содержания, направленности самого документа; условий, целей и задач проводимого исследования; научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя.

При всей важности и значимости такой вид аналитической деятельности неотделим от личности исследователя, несет в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа.

Контент-анализ – формализованный качественный метод, цель которого снизить уровень субъективизма исследователя по сравнению с традиционными методами (различные виды опросов, наблюдение, эксперимент).

Процедура контента – подсчет частоты (или объема) упоминаний тех или иных смысловых процедур анализируемого текста – сводится к двум операциям:

1) Формулировка ключевых понятий на основе конкретного текста, 2) Фиксирование частоты упоминания и объема этих понятий.

На основании собранных данных количественные показатели подвергаются обработке.







Date: 2015-07-24; view: 6479; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию