Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития коммуникации в социуме





В исследованиях истории коммуникации можно выделить две взаимоисключающие точки зрения:

1) Возникновение системы средств массовой коммуникации связывается с появлением современных средств (радио, кинематографа, телевидения), отрицается наличие спорадически возникающего процесса массовой коммуникации в общественных формациях;

2) Предпосылки появления процесса массовой коммуникации и обеспечивающих его средств рассматриваются в связи с процессом становления и развития культуры человеческого общества.

Фазы развития информационного обмена в обществе:

1) Устная;

2) Письменная;

3) Книжная

4) Компьютерная.

В настоящее время повышенный интерес к проблеме коммуникации связан с переменами, происходящими в обществе. Более сложный уровень социальной организации требует эффективных способов координации информационных процессов.

Для социумов с жесткой иерархией, например, средневековых государств, где церковь во главе с кардиналом и королем была единственным субъектом, агентом, источником «правильной мысли», характерным способом передачи сообщений являлся монолог.

Тенденции общественного развития позволяют с известной долей относительности говорить о диалогической, даже полилогической направленности коммуникативных процессов, в которых субъект-объектные отношения оттесняются интерсубъективностью.

С общепризнанным правом на истину изменяется роль средств массовой информации, формируются разнообразные прикладные области, где коммуникативное воздействие играет определяющую роль. Это более сложный этап социального развития, на котором социум требует более совершенных процессов координации.

Повышение роли коммуникации в информационном обществе породило борьбу за средства обработки и порождения информации, войны «третей волны» – информационные войны. Особенности передачи и восприятия информации с одной стороны сказываются на формировании приоритетов политики с другой – оказывая влияние на массовое сознание, способствуют возникновению стереотипов.

Новое коммуникативное пространство требует от его участников знания сущности коммуникации. От уровня этих знаний зависят результаты и успех в осуществлении конкретной социальной деятельности. «Перед обществом возникает новая задача – как объединить в единые типы поведения социальные группы с автономным поведением, как достичь консенсуса».

Установление и ведение необходимых внешних и внутренних коммуникаций организаций имеет стратегическую значимость для достижения организационных целей. Значимость коммуникации как области знания и сферы профессиональной деятельности в развитых странах, как и в России, растёт.

Обратной стороной научного и технического прогресса является углубление пропасти между человеческим поведением и системой норм, сформировавшихся на моральной основе. Человечество нуждается в универсальной этике, согласно принципам которой, войну можно было бы интерпретировать не как естественный инструмент биологического отбора, а как преступление против земной цивилизации.

После изобретения атомной бомбы миф о пространственной экспансии определённой расы путем вытеснения более слабых представителей оказывается устаревшим, поскольку масштабы уничтожения людей в результате военных действий не ограничиваются микросферой, но охватывают все человечество.

Аналогичным образом обстоят дела с прямым и побочным следствием индустриализации – загрязнением окружающей среды. Эти замечания достаточно объясняют актуальность этической проблемы. Человечество впервые в своей истории вынуждено брать на себя ответственность за последствия своих действий в планетарном масштабе.

Групповая мораль, соотносимая лишь с нормами конкретной малой социальной группы и укорененная в архаических традициях (каннибализм как норма в первобытном обществе), не в состоянии компенсировать нарушение культурного равновесия.

Действующие в настоящее время моральные нормы все еще сконцентрированы в интимной сфере. В мезосфере национальной политики они в значительной мере сводятся к импульсу группового эгоизма.

Между экономическими возможностями общества и моральными требованиями, между политикой, правом и эстетикой возникает конфликт. Культура развивается неравномерно, поскольку с одной стороны наблюдается экспансия научно-технических возможностей, с другой – тенденция моральной относительности. Полем их примирения выступает коммуникация.

Коммуникация как деятельность, опосредованная символами, опирается на строгие нормы, признаваемые социумом. Только в открытых дискуссиях свободной общественности могут быть найдены взвешенные решения о границах разумности, которая пока еще одной стороной обращена к технической, а другой к социальной организации.

Немецкий философ Ю. Хабермас считает, что коммуникация становится истинной, личностно освоенной социальностью, если она начинает обеспечивать людям возможность совершенно свободного и беспристрастного обсуждения высших ценностей.

Исторический, изменчивый характер ценностей обусловливает необходимость социального диалога, «спора о себе». Исходя из философской концепции К. Ясперса, утверждавшего, что истина – это коммуникация, а истинная коммуникация – это коммуникация по поводу искания истины, Ю. Хабермас рассматривает сам процесс социального познания как коммуникативный.







Date: 2015-07-24; view: 2043; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию