Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Посильность занятий и художественных техник для коллективного творчества детей на занятии по рисованию





Доступность и посильность являются одним из основных дидактических принципов организации коллективного творчества на занятии по рисованию. Ранее рассматривались формы совместной деятельности, которые доступны детям разных возрастных групп. От возрастных особенностей зависит и методика организации занятий. Коллективная изобразительная деятельность для дошкольников должна иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой.

Посильность занятия совместного труда – еще одно требование к коллективной деятельности, которое должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Доступность и посильность, лёгкость в выполнении задания и получения качественного результата совместной работы на первых порах является хорошим стимулом развития творческой активности детей и их интереса к коллективной деятельности. Доступность занятия во многом зависит не только от уровня готовности детей к изобразительной деятельности, объёма умений и навыков, но и от возможности работать сообща в той или иной изобразительной технике. Если результат коллективного творчества по качеству будет ниже результата индивидуальной работы, и не будет соответствовать эстетическим требованиям, то он может вызвать у детей отрицательное отношение к совместной деятельности. Трудности в реализации задуманного, недооценка индивидуального вклада в результат совместного труда отрицательно влияют на интерес к совместной изобразительной деятельности.

Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата, могут быть:

· Трудоёмкость знания, для выполнения которого требуется более одного занятия;

· Сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;

· Отсутствие размерности и цветового единства в коллективной композиции;

· Эклектика изобразительных материалов и средств в исполнении деталей, часть общей композиции.

Таким образом, чтобы содержание и процесс коллективной деятельности был доступным каждому из её участников, необходимо знать уровень готовности каждого ребёнка к этой работе, его интересы.

1.3. Методические рекомендации по организации коллективного творчества детей 5 – 6 лет

Коллективное изобразительное творчество, как и индивидуальное, невозможно не только без определённого объёма знаний и умений, но и без подготовки детей к активно художественно – образному мышлению и творческому созиданию. Поэтому на занятиях по рисованию коллективное творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием действительности художественным восприятием произведений изобразительного и декоративно – прикладного искусства в сочетании с музыкой и художественным словом. Для активизации творческого потенциала детей рекомендуется использовать приёмы игры и педагогической драматизации. Не следует пренебрегать упражнениями, направленными на развитие изобразительных навыков, неумение рисовать может сковывать творческую деятельность ребёнка так же, как и недостаток в знании явления или предмета изображения.

В рекомендациях по организации коллективной деятельности на занятии по рисованию акцентируется внимание в первую очередь на методике планирования и руководства процессом совместного творчества детей:

· Вводная беседа или знакомство с новым материалом;

· Игровая мотивация;

· Анализ задания, через рассматривание предмета, обсуждение замысла;

· Организация совместной деятельности и руководство её процессом;

· Составление коллективной композиции и её анализ;

· Оценка результата совместного творчества.

Для организации коллективных занятий в старшей группе детского сада, как уже говорилось выше, больше подходит совместно – индивидуальная деятельность, так как она является более простой в организации, и с её помощью, возможно, проследить вклад каждого ребёнка в коллективный результат и достойно оценить его работу. С этим соглашаются многие авторы: Дронова Т. Я., Комарова Т. С., Казакова Т. Г. И др. Дети 5 – 6 лет начинают проявлять активный интерес к сверстникам и их изобразительному творчеству. У детей появляется активное желание общаться и взаимодействовать друг с другом. Важно, чтобы эти отношения носили доброжелательный характер, уважение друг к другу. Но такое взаимодействие не возникает само по себе и не формируется на традиционных занятиях рисованием и лепкой. Необходима специальная работа, которая сможет осуществляться одновременно с обучением детей рисованию, но включать кроме изобразительных задач, еще и задачи, направленные на обучение детей взаимодействию друг с другом. Эта работа начинается с формирования у детей заинтересованного отношения к общему продукту.

Для решения данной задачи важно показать детям, что все вместе они могут сделать то, что не под силу кому – либо одному из них. Поэтому на первых занятиях общий продукт должен создаваться всей группой. Чтобы дети чувствовали, что общий продукт – это качественно общее целое, именно как целое он кому – то нужен. Легче всего – это показать в какой – либо игровой или сказочной ситуации, тем более что такие ситуации всегда близки и понятны дошкольникам. Сама коллективная композиция может быть решена по – разному.

Существуют основные принципы организации совместно – индивидуальной деятельности.

Первый из принципов, самый простой – принцип свободного размещения, когда элементы будущей коллективной работы размещаются свободно на общем фоне. Например, при работе над коллективной композицией «Цветочная поляна» на лист цветной бумаги наклеиваются индивидуально нарисованные цветы, размеры и цвет изображения могут быть разными. Размещение их на общей плоскости ничем не обусловлено. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца занятия не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появившаяся в конце занятия, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит детям чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер группы.

Главным условием успеха совместно – индивидуальной деятельности над такими коллективными композициями являются представления детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображений, и их положения в пространстве индивидуального листа. Так же могут использоваться шаблоны для изображения формы изделия или заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно (бабочек, силуэты посуды, игрушек, варежек и т. д.).

Два последующих принципа организации коллективной композиции – принцип фриза и принцип мозаики – предполагают знакомства детей с будущей композицией до их практической деятельности, так как следует соблюдать ряд условий, которые бы способствовали получению композиционной целостности.

Основная проблема при организации декоративно – орнаментального фриза – соблюдение единого языка декоративной стилизации элементов – узоров в орнаментальной композиции фриза. Эта проблема отчасти решается тем, что воспитатель выдаёт детям определённого цвета бумагу и шаблоны узоров. Легче организовать работу детей над фризовой коллективной композицией, с реалистическим рисунком детей. Но, несмотря на кажущуюся лёгкость фризовой композиции, и здесь при выполнении индивидуального фрагмента коллективной работы необходимо соблюдать следующие условия:

· Единство изобразительного материала и техники;

· Определённую палитру цвета, если работа выполняется красками или цветными мелками;

· Определённый размер изображения;

· Точное место размещения элемента на листе.

С такими же проблемами сталкивается воспитатель при организации совместной работы детей над композицией, которая составлена по принципу мозаики. Условия совместно – индивидуальной работы над такими композициями могут быть различными.

Таким образом, условия индивидуальной работы, которая является составляющим элементом коллективной композиции, создаваемой по принципу мозаики, те же, что при выполнении фрагмента фризовой коллективной композиции:

· Единство материала и техники изображения;

· Единство языка и приёмов стилизации в декоративной композиции;

· Единство цветового решения;

· Соблюдение правил размещения изображения на листе индивидуальной работы.

Четвертый принцип организации совместного труда над коллективной композицией так же предполагает осведомлённость детей об участии в совместной деятельности, так как в начале занятия анализируется общая коллективная композиция.

Таким образом, коллективная изобразительная деятельность играет важную роль в развитии личности ребенка - дошкольника, его взаимодействия со сверстниками и педагогом, развитии его собственной изобразительной деятельности. Существуют разные формы организации коллективной деятельности, и выбор той или иной формы на занятии не случаен – всегда обусловлен целым рядом причин:

основными целями и задачами занятия;

сформированными изобразительными умениями и навыками детей;

возрастными особенностями;

интегративными процессами и взаимосвязями с другими видами деятельности;

художественными и организаторскими способностями самого педагога.

 

 

Date: 2015-07-24; view: 469; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию