Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. 1. Рецензия(от лат. Recensio – рассмотрение, обследование) – один из видов компрессиитекста, представляющий собой вторичный текст жесткого способа построения





1. Рецензия(от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – один из видов компрессиитекста, представляющий собой вторичный текст жесткого способа построения, имеющий свои структурные особенности и языковые конструкции-клише. В отличие от других жанров вторичного текста в рецензии дается отношение рецензента к проблемам анализируемого текста, отмечаются достоинства и недостатки работы, дается аргументированная оценка анализируемому материалу.

Рецензии публикуются в научных журналах в специальных рубриках. Они знакомят читателя с новыми публикациями, помогают быть в курсе современных направлений и проблем. Важно научиться самостоятельному написанию рецензий, так как это способствует формированию научного мышления, умения анализировать, развивает речевую культуру в научной сфере деятельности.

2. Структура рецензии.Рецензия составляется в произвольной форме с использованием языковых конструкций по следующему плану:

1. Вступительная часть.

2. Общая характеристика первоисточника.

3. Положительная оценка первоисточника.

4. Замечания.

5. Адресат (кому предназначается).

Структура рецензии Опорные конструкции
1. Вступительная часть Статья называется … Рецензия на статью … Статья написана … (кем?) Автор статьи …
2. Общая характеристика первоисточника В статье излагаются взгляды (на что?) Рассматриваемая статья посвящена (чему?) Автор останавливается на таких проблемах, как … Автор касается таких проблем, как … Статья (книга) состоит из двух (трех) частей … Автор подробно описывает, классифицирует, характеризует (что?), ставит, освещает (следующие проблемы) Автор ставит вопрос о том, что … Автор пытается показать, рассмотреть (изложить, классифицировать), описать, разработать, характеризовать (что?), сделать серьезный анализ (чего?)
3. Положительная оценка первоисточника В статье даются полезные рекомендации … В статье глубоко анализируются (дается достаточно полная характеристика) Весьма ценным в статье является … Такая точка зрения представляется правильной …. Особенный интерес, как мне думается, представляет мысль о том, что … В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение (для чего?) Наиболее важными (ценными) из выводов автора представляются следующие… Автор убедительно доказывает, что … Автор приводит убедительные аргументы в пользу (чего?) Нет сомнения в том, что… Автор справедливо отстаивает точку зрения (на что?) Мы разделяем точку зрения автора (на что?) Вопросы (проблемы), рассмотренные автором, актуальны … Особенно актуальным является вопрос о том, что… Изложенные в статье вопросы представляют интерес не только для …, но и для…
4. Замечания Однако в статье мало внимания уделяется (чему?) … Недостаточно глубоко разработан вопрос (о чем?) … Такой методический подход (к чему?) вызывает сомнение (возражение) … Такая точка зрения (на что?) вызывает сомнение (возражение) … Нельзя не заметить, что … Представляется целесообразным выяснить что доработать получить дополнительные результаты К сожалению, автор не упоминает в своей работе о … Нельзя не отметить некоторых недостатков … В статье имеют место некоторые неточности в формулировках.. Автор не всегда подтверждает выводы фактами … Проблематичным, дискуссионным в статье является утверждение автора …
5. Адресат Статья рекомендуется для широкого круга читателей, инженеров Статья представляет интерес для (кого?) Статья полезна не только для …, но и для

3. Оценочная часть рецензии.В содержательной структуререцензии оценочная часть является обязательной, т.к. рецензент должен уметь выразить свое отношение к анализируемому тексту, отметить достоинства и недостатки работы, дать ей аргументированную оценку. Поэтому оценочная часть является одной из важных составляющих структуры рецензии. Но именно это и вызывает наибольшие затруднения при написании рецензии. Запомните способы структурно-смыслового анализа научного текста с включением оценки.

Смысловые отношения Опорные конструкции
Выражение наличия информации в авторском тексте Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на..., останавливается на..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует..., исходит из..., противоречит (чему?), касается, утверждает, критически относится (к чему?)..
Описание авторского текста в статье представлена точка зрения на..., содержатся дискуссионные положения, противоречивые утверждения, общеизвестные истины, ценные сведения, экспериментальные положения, важные неопубликованные данные, попытки доказать (что?), убедительные доказательства, намечаются (правильные) пути, отмечается важность (чего?), ясно сформулировано (что?), доказано (что?); б) учитывать, принимать во внимание (что?), считаться (с чем?), обращать внимание (на что?), иметь в виду (что?), наводить на мысль; в) важно отметить, что; сущность этого сводится к следующему...
Выражение уверенности убеждён, уверен, считать (что?), полагать (что?); стоять на точке зрения, придерживаться точки зрения, подтверждать, автор убедительно доказывает, что; очевидно, что; нет сомнений в том, что; в этой связи ясно, что; автор отстаивает точку зрения
Выражение согласия одобрять, хвалить, восхищаться, соглашаться, разделять точку зрения, подтверждать достоинства, придерживаться подобного же мнения
Выражение критики (несогласия) отмечать недостатки, упрекать (в небрежности, в неточности), вскрывать недостатки, критиковать, возражать, оспаривать, расходиться во взглядах (с кем?), опровергать, пренебрегать, игнорировать, упускать из виду; б) автор не раскрывает содержания (чего?), противоречит, упускает из виду, необоснованно утверждает, критически относится, ставит невыполнимую задачу, не подтверждает вывода фактами, непонятно, что; дискуссионно, что…
Выражение предположения допустить, высказать своё предположение; выдвинуть гипотезу (о чём?); предположить, что; условимся, что

4. Образец рецензии.


Рецензия на статью Стрекалова Ж.С. «Научно-техническая революция».

В наше время, когда НТР привела уже к определённым качественно новым изменениям в обществе, теоретическое осмысление данного явления представляется весьма актуальным. В этой связи рецензируемая статья заслуживает внимания.

Автор работы ставит вопрос о том, как научно- техническая революция повлияла на роль человека в процессе материального производства и его производительные функции и, соответственно, как это затронуло общественную жизнь в целом.

На определение НТР в социальном плане уже сложился определенный взгляд, который разделяется и автором статьи. Он заключается в том, что НТР – это прогресс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни. В этой связи было бы желательным остановиться более подробно на отрицательных факторах НТР с целью того, чтобы наметить пути их преодоления. В этом бы состояла значимость статьи.

В статье убедительно освещается вопрос о том, как на основе научно-технической революции создаются материальные блага для всестороннего и гармонического развития человека, но при условии социальной ориентации НТР. Следовало бы развить данную тему, потому что происходящие в мире процессы свидетельствуют и о том, что в ряде случаев НТР отрицательно влияет на экологию Земли и в частности человека.

В целом материал рецензируемой статьи изложен грамотно, последовательно. Поскольку работа носит общеобразовательный характер, она может быть полезной для всех, занимающихся изучением данного вопроса.

Основная литература

7 [170-174]; 8 [285-295]; 10 [101-112]; 13 [83-84]; 15 [119-133].

Дополнительная литература

20 [20-23].

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой рецензия как один из видов компрессии текста?

2. Какова структура рецензии?

3. В чем отличие рецензии от реферата, аннотации, тезисов?

4. Каково значение оценочной части содержательной структуры рецензии?

 







Date: 2015-07-22; view: 678; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию